Яндекс.Метрика
  • Кирилл Чулков

Защита главного фигуранта дела о теракте в метро выступила в прениях

Адвокат главного обвиняемого по делу о теракте в Петербурге привела аргументы в защиту подсудимого
Фото: «Петербургский дневник»

Адвокат главного фигуранта дела о теракте в метро Петербурга Аброра Азимова рассказала в суде, что после «секретной тюрьмы» ее подзащитный отощал, а на карте памяти в его телефоне, помимо пособий по изготовлению бомб, нашли книгу «Партизанская война» Эрнесто Че Гевары.

Ранее сообщалось, что прокурор Надежда Тихонова в судебных прениях просила приговорить к пожизненному заключению братьев Аброра и Акрама Азимовых, а также Ибрагимжона и Мухамадюсупа Эрматовых. Для Содика Ортикова гособвинитель попросила 28 лет колонии особого режима. К 27 годам особого режима прокурор просила приговорить Сейфуллу Хакимова, Дилмурада Муидинова, Азамжона Махмудова, Махамадюсуфа Мирзаалимова и Бахрама Эргашева.

Для единственной женщины среди обвиняемых – Шохисты Каримовой прокурор запросила 20 лет колонии общего режима. Кроме того, каждому из 11 обвиняемых прокурор просила назначить штраф 1 млн рублей. По версии следствия, именно они совершили крупнейший теракт в петербургском метро, который унес жизни 15 человек и ранил 67. 

Уроженец Киргизии Аброр Азимов, которого в СМИ называют главным обвиняемым, неубедительно объясняет, зачем он переводил смертнику деньги, а также звонил ему со своего телефона накануне и за день до теракта. В деле имеются записи этих разговоров: смертник говорит о намерении совершить теракт, просит молиться за него, а собеседник говорит ему слова поддержки и подсказывает, как замести следы. Эксперт не усмотрел в записи этого телефонного разговора признаки монтажа.

Остановить процесс!

Выступление защитника Аброра Азимова, адвоката Жаргалмы Доржиевой, продолжалось около часа. Прежде всего она рассказала, что Аброр и Акрам Азимовы после задержания лишились российского гражданства. Оно им было предоставлено в упрощенном порядке в связи с тем, что таковое ранее получил их проживавший в России отец.

Однако после того, как братьев заподозрили в теракте, неожиданно выяснилось, что отец при оформлении гражданства предоставил некие заведомо недостоверные сведения, в связи с чем паспорта гражданина РФ лишился и уехал на родину. Следом российского гражданства лишили обоих братьев, на тот момент уже томящихся в СИЗО.

Адвокат Доржиева отметила, что ложные сведения о гражданстве братьев попали в обвинительное заключение. А это, по ее словам, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и препятствует рассмотрению дела.

Исхудал в «секретной тюрьме»

Адвокат продолжила гнуть линию выступавшего накануне Аброра Азимова о том, что все обвинение строится на показаниях, данных им на предварительном следствии под пытками.

Азимов заявил, что находился в некой «секретной тюрьме» с 4 по 17 апреля 2017 года, куда был доставлен после задержания в Наро-Фоминске. По его словам, от него требовали признания в том, что он знаком со смертником Джалиловым, звонил ему и переводил ему деньги. Кроме того, Аброр Азимов утверждает, что от него потребовали наговорить на диктофон «некий текст», который, по словам адвоката, вероятно, соответствует репликам телефонного разговора с Джалиловым.

После «секретной тюрьмы», утверждают Азимов и его защитники, его вывезли и сняли два дубля постановочного задержания. При поступлении в изолятор временного содержания в ходе осмотра у него были зафиксированы ссадины на коленях, гематома ягодичной области справа, а также истощение организма. Его вес на тот момент составлял 50,6 килограмма.

«Индекс массы тела составлял 16,5 при росте 1,73 метра. Если учитывать такой индекс массы тела, то он поступил как идеальная фотомодель», – сказала адвокат Доржиева.

Книга Че Гевары

Защитник также заявила, что диск с аудиозаписями, в том числе переговоров Аброра Азимова со смертником, является недопустимым доказательством, так как получен у оператора связи нижегородской организации «Информационный вычислительный центр» без соответствующей санкции суда.

Экспертиза этих аудиозаписей, проведенная в Институте криминалистики ФСБ, выполнена не всесторонне и с нарушениями, заявила адвокат. По ее просьбе суд приобщил к материалам дела соответствующее заключение специалиста. В исследовании использовалась методика «Диалект», которую нельзя применять для идентификации лиц, говорящих на иностранных языках, утверждает специалист.

Наконец, адвокат Доржиева задала вопрос суду: разве стал бы ее подзащитный хранить карту памяти с компрометирующим его содержимым? Если предполагаемые сообщники так сильно скрывали свои темные замыслы, то он бы непременно уничтожил все следы.

Следствием установлено, что в 2016 году Аброр Азимов получил от своего куратора в Турции «флешку» с инструкцией по изготовлению СВУ.
Единственный электронный носитель, содержащий сведения об изготовлении СВУ, который упоминается в деле, это, по словам адвоката Доржиевой, SD-карта, которую извлекли из телефона Азимова.

«Официально в материалах дела утверждается, что (на карте памяти из телефона Аброра Азимова. – Ред.) были обнаружены файлы, пособия по минно-взрывной технике, по изготовлению взрывчатых веществ, радикально-исламистская литература, а также книги по военному искусству, включая «Партизанскую войну» Че Гевары, находились на карте в удаленной информации, но были восстановлены», – сказала адвокат.

Но и это доказательство, по мнению адвоката, следует из дела исключить, так как эксперт не смог установить дату создания и удаления файлов. 

Затянувшийся процесс уже подходит к концу. Осталось выступить последнему подсудимому – Шохисте Каримовой и ее адвокатам. В кулуарах суда шутят, что без театральных эффектов тут не обойдется. Ведь в прениях выступление никак не ограничивается ни по времени, ни по формату. Тут подсудимому можно даже петь.

Читайте подробности рассмотрения дела здесь.