Экспонаты, площади и сотрудники: что нужно для появления музея авиации в Петербурге
Петербург считается колыбелью российской авиации. Но, как оказалось, в городе нет ни одного государственного музея, знакомящего с историей воздухоплавания в нашей стране. «Петербургский дневник» разбирался, как так получилось.
ПРОБЛЕМА НЕ ТОЛЬКО ГОРОДСКАЯ
Председатель секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории и философии науки и техники Российской академии наук Виталий Лебедев в беседе в корреспондентом «ПД» отметил, что в первую очередь это вопрос к государству.
«Я ратую за то, чтобы в городе был музей авиации, как есть Артиллерийский музей или Центральный военно-морской музей. Поскольку по большому счету это все начиналось здесь», – отметил он.
Лебедев пояснил, что даже знаменитый музей в подмосковном Монино не является государственным. Он ведомственный.
«Сегодня он есть, завтра его нет. Игнорировать такую коллекцию невозможно. Но ответственности там никто ни за что не несет. Таково положение ведомственного музея», – пояснил он.
В ГОРОДЕ МУЗЕИ БЫЛИ
Лебедев рассказывает, что первый в стране авиационный музей появился в Петербурге еще в конце 19-го века.
«В Воздухоплавательном парке была лаборатория, где скапливались натурные экспонаты для обучения будущих воздухоплавателей и авиаторов. В чистом виде это не был музей, но формально он выполнял и музейные функции», – пояснил он.
Если говорить про музей как про культурную и научную организацию, находящуюся в ведении Комитета по культуре, то таковым являлся Ленинградский музей-аэроклуб. Он существовал в 30-х годах прошлого века. И, по оценкам специалистов, был вторым в Европе, после Берлинского. Однако после убийства Кирова музей был уничтожен.
В годы перестройки появился Ленинградский государственный музей авиации под эгидой Комитета по культуре.
«К сожалению, люди, которые стояли у руля этого заведения, в меньшей степени заботились о сохранении культурной составляющей, а больше думали о набивании карманов. Поэтому этот музей в 1996 году закрылся. На остатках этой коллекции был создан Музей морской авиации Военно-морского флота России, который до сих пор функционирует», – поделился Лебедев.
В настоящее время в Петербурге музеем авиации считается Объединенный музей гражданской авиации при Академии гражданской авиации. Это единственное заведение, которое можно более-менее свободно посетить (по будням по предварительной договоренности. – Ред.). Также в городе был музей ВВС и ПВО 6-й армии, который был также разграблен.
«Мне, как руководителю исторического аэрокосмического сообщества, сложно и печально понимать и видеть, что в нашей стране, самой большой стране в мире, с уникальной аэрокосмической историей нет авиационного музея», – отметил Лебедев и добавил, что сейчас в стране создается много частных музеев.
В середине 1980-х годов при Авиаремонтном заводе, который существовал на месте бывшей Офицерской воздухоплавательной школы, началось собирание материалов по ее истории. Тогда в этом было заинтересовано руководство завода и Министерство обороны СССР. На площади в 150 метров разместили экспозицию.
Но в 2006 году несмотря на то, что комплекс Офицерской воздухоплавательной школы был признан памятником культуры регионального значения, он был разделен на части и одна часть оказалась в ведении Минобороны, а другая часть была продана. Новые хозяева не были заинтересованы в сохранении истории авиации и экспозицию оттуда попросили. То, что удалось спасти, спрятали в ящики и положили на хранение на территории рядом стоящей воинской части.
«Потом появился Игорь Токарев, который организовал Фонд авиации. Заявили, что они начали создавать национальный музей авиации. Фонд пытается сохранить то, что сейчас есть. Но никто не хочет вкладывать деньги в территорию, которая непонятно как будет развиваться», – пояснил Лебедев.
ОФИЦИАЛЬНО:
В городском Комитете по культуре «ПД» пояснили, что по федеральному закону «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» для создания любого музея, независимо от организационно-правовой формы, необходимо наличие особых музейных предметов, признанных экспертами.
Сейчас в городе существует два музея, посвященных авиации и космонавтике: Музей космонавтики и ракетной техники имени В.П. Глушко на территории Петропавловской крепости и Объединенный музей гражданской авиации.
А чтобы в городе появился современный музей авиации и космонавтики, нужна развитая музейная инфраструктура и мощная материально-техническая база с учетом специфики музея подобного рода. Такому музею нужны большие площади, причем как закрытые, так и открытые, где бы находились ангары, ремонтно-реставрационная база и экспозиционно-выставочные площади.
В комитете добавили, что для такого музея потребуется и серьезный штат сотрудников – как традиционных музейщиков, которые бы обслуживали фонды, так и специалистов-профессионалов в области авиа-космостроения и других видов работ, чтобы следить за содержанием летательных аппаратов.
Помимо этого, важным моментом при создании такого музея является определение прав собственности на авиа- и космическую технику.
«Соответственно, существование подобных музеев возможно только в статусе ведомственных музеев», – заключили в Комитете по культуре.
АДРЕСНАЯ ПОМОЩЬ
Там также добавили, сейчас комитет взаимодействует с некоммерческой общественной организацией «Фонд истории авиации».
«Фонду оказывается организационная, информационная и методическая поддержка. Также комитетом в адрес Департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации направлено ходатайство о содействии в решении имущественно-правовых вопросов для реализации Фондом проекта «Музей истории воздухоплавания и авиации» на территории бывшей Офицерской воздухоплавательной школы», – отметили там.
Подробнее об этом проекте читайте в материале «ПД».