Памятник преткновения: почему сложно восстановить памятник, который Собчак заказал Шемякину
Памятник Первостроителям Петербурга в Сампсониевском саду не могут отремонтировать, потому что чиновники и авторы никак не договорятся между собой. «ПД» выяснял, почему возникли сложности.
ПЕЧАЛЬНАЯ УЧАСТЬ
Ранее «ПД» уже писал о печальной судьбе монумента, который торжественно открыли в октябре 1995 года в присутствии первого мэра Петербурга Анатолия Собчака. Его успели разворовать и разграбить, и сейчас он находится в удручающем состоянии.
Взять памятник на баланс еще в год его открытия должна была администрация Выборгского района. Но чиновники не поспешили это сделать. Поэтому теперь возникли проблемы, считает главный специалист отдела координационной деятельности в сфере поддержания территорий Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Алексей Казаков.
«История памятника сложная, было распоряжение, чтобы район взял его на баланс. Но район так этого и не сделал, хотя должен был. Отсюда и проблемы. Если бы он был у них, то, наверное, и утрат бы не было. А так памятник просто разворовали и все», - заявил он в разговоре с корреспондентом «ПД».
Он выразил надежду на то, что сейчас администрация Выборгского района все-таки возьмет монумент на баланс. И после этого город сможет уже решать вопрос о его восстановлении.
В пресс-службе администрации Выборгского района заявили, что они с удовольствием примут все технические документы на памятник, чтобы поставить его на баланс города. Они добавили, что предпринимали попытку связаться с архитектором Вячеславом Бухаевым, и, видимо, между ним и чиновниками возникло недопонимание.
ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС
Сам же архитектор в разговоре с «ПД» выразил сомнения в том, что монумент, созданный им в соавторстве со скульптором Михаилом Шемякиным, получится восстановить.
Он рассказал, что администрация района обратилась к нему всего один раз в мае 2019 года. Он был занят и попросил перезвонить. Больше к нему по этому вопросу никто не обращался. «Я уже столько раздавал документы, и все забирают, и с концами. И никто не может восстановить», - отметил он.
Архитектор отметил, что техническая документация, которая так нужна чиновникам, не даст для восстановления ничего, поскольку части памятника уже утрачены.
По словам Бухаева, сейчас у одного из петербургских скульпторов сохранился стол. Но у него выломаны перекладины. Стул, который стоял возле, — пропал. «Я даже думал, что его надо будет делать гранитным при восстановлении, под старый», - отметил архитектор.
Бухаев пояснил, что для восстановления памятника чертежи ничего не дают. «Например, барельеф Петра I. Как они его восстановят? Что чертеж дает? Герб Петербурга. У меня есть фотография, но его же надо лепить, делать. И медальоны Растрелли, Трезини. Нужны литые формы, стол, стул, которые принадлежат авторству Шемякина. И восстанавливать их должен он. А он как скажет: давайте мне 12 миллионов долларов или вообще до 20 поднимет», - отметил он.
В то же время генеральный директор Фонда художника Михаила Шемякина Александр Волков в разговоре с «ПД» заверил, что если соответствующие компетентные органы выступят с официальным предложением, то Михаил Шемякин согласен разговаривать о восстановлении памятника с ними напрямую.
«Для восстановления необходимо привести в порядок гипсы, с которых делалась отливка, - они хранятся всего 3-4 года, и уже пришли в негодность за все это время. Детали нужно отливать в бронзе, качественно, в тех же мастерских в США, где они были сделаны изначально, чтобы металл не испортился от дождей, как то бывает с дешевыми материалами. Смета на восстановление памятника была предоставлена администрации Выборгского района в 2010 году», - сказал он.
В фонде Шемякина также добавили, что прежде чем говорить о восстановлении, необходимо решить вопрос с охраной памятника.