Яндекс.Метрика
  • Эльвира Романова

В Петербурге разрушается памятник, который Собчак заказал Шемякину

Памятник «Первым строителям Петербурга» растащили на цветмет. И спасти его никто не может
Фото: «Петербургский дневник»/Роман Пименов

Падение триумфальной арки

В октябре 1995 года в Сампсониевском саду в присутствии первого мэра города Анатолия Собчака состоялось торжественное открытие памятника «Первым строителям Петербурга».

Он появился на месте первых городских кладбищ – православного (для «правоверных») и «немецкого» (для «иноверцев»). Здесь были похоронены как простые граждане, так и государственные деятели, ученые, архитекторы, которые принимали участие в строительстве нашего города (А. Шлютер, И. Посошков, Ж. Б. Леблон, Л. Каравак, Г. И. Маттарнови, Д. Трезини). Идея сооружения мемориального знака на этом месте принадлежала многим – начиная от директора музея «Петергоф» В. В. Знаменова и заканчивая Ю. М. Пирютко, который является хранителем Музея городской скульптуры. Инициировало создание памятного знака в Сампсониевском саду Санкт-Петербургское отделение Фонда культуры при поддержке мэра города. Финансовые вопросы по созданию этого памятника взяла тогда на себя компания «Союзконтракт».

Авторами памятника стали скульптор Михаил Шемякин и архитектор Вячеслав Бухаев.

Арка, пересеченная крестом и ориентированная на Сампсониевский собор, являлась своеобразный символом «окна в Европу» и самого Петербурга. Ее дополняла скульптурная композиция, состоящая из стола и стула. На столе лежал план Петербурга и прочие атрибуты зодчества. С восточной стороны арку украшал медальон, на котором изображен Петр I, а на ее устоях – барельефы в виде медалей Петровской эпохи с портретами. Также памятник украшала памятная надпись на латинском и русском языках.

Сейчас же у монумента вид совсем другой. Ни стула, ни стола, ни карты. Барельефы на нем давно пропали. Вид он имеет заброшенный и, кажется, никому не нужен. «Петербургский дневник» выяснил, почему памятник тем, кто построил наш город, оказался в таком удручающем состоянии.

Фото: «Петербургский дневник»/Роман Пименов

Одинок и заброшен

В администрации Выборгского района рассказали, что как раз сейчас там принимаются все возможные меры для того, чтобы поставить памятник на баланс города. 

По словам начальника отдела благоустройства и районного хозяйства администрации района Антона Полянского, сейчас проводится работа по поиску первоначальных документов.

«Мы ищем хоть какую-то техническую документацию по этому памятнику, чтобы поставить его на учет как имущество казны Санкт-Петербурга. Новую техническую документацию изготовить мы не можем, потому что она зафиксирует то состояние памятника, в котором он находится сейчас. И смысла в этом нет. Мы работаем с архивами, направляем запросы в Фонд Шемякина и в союз художников. Пока, к сожалению, ответов у нас нет. Но мы будем пытаться эту документацию найти», – заявил он.

Полянский пояснил, что решение о реставрации памятника может быть принято только после того, как он будет поставлен на баланс города.

В Комитете имущественных отношений Петербурга сообщили, что памятник «Первым строителям Петербурга» в Сампсониевском саду был создан и установлен частными лицами за их счет. И бюджетные средства для его возведения не привлекались.

«Памятник не был своевременно принят на баланс администрацией Выборгского района Петербурга по причине отсутствия документов, подтверждающих переход права собственности на объект, а также технической документации на него», – отметили там.

Теперь же, чтобы привести памятник в надлежащее состояние, нужно провести его техническую инвентаризацию, изготовить для него технический паспорт. И именно авторская документация поможет это сделать и восстановить утраченные элементы.

«Работа по сбору документов, необходимых для технического учета памятника с целью его реставрации, продолжается. Работу по данному объекту ведет администрация Выборгского района», – добавили там.


Фото: «Петербургский дневник»/Роман Пименов

Разворовывали по частям

В то же время в Фонде Михаила Шемякина «Петербургскому дневнику заявили, что давно передали администрации Выборгского района всю документацию.

«Администрация Выборгского района запрашивала документы для этого памятника, и Фонд Михаила Шемякина передал им всю имеющуюся у него информацию о памятнике и даже переписку за последние 10 лет. Дело в том, что администрация Собчака заказывала памятник лично Михаилу Шемякину, поэтому возможно, что часть необходимых документов хранится в архивах администрации города. Дальше дело за властью и ее решением, потому что со своей стороны Фонд открыт для того, чтобы помогать информацией», – рассказала официальный представитель Центра Михаила Шемякина Софья Козич.

Сложной назвал ситуацию с памятником «Первым строителям Петербурга» директор Музея городской скульптуры Владимир Тимофеев. По его словам, администрация Анатолия Собчака давала распоряжение, чтобы администрация Выборгского района взяла его на баланс. Но по каким-то причинам это сделано не было.

«С юридической точки зрения распоряжение мэра Собчака не было выполнено. По каким причинам – трудно сказать. Затем руководство района несколько раз менялось, и сейчас памятник просто бесхозный», – отметил Тимофеев.

Директор Музея городской скульптуры рассказал, что вопрос о реставрации памятника периодически поднимается.

«Начнем с того, что первые утраты появились в феврале 1996 года. Со стола был украден подсвечник, затем был украден стул, который, тогда еще милиция была, милиция нашла. Но его снова украли. Украли 7 барельефов с арки. И кончилось тем, что и стол украли. Сейчас он в разоренном виде», – отметил он.

Фото: «Петербургский дневник»/Роман Пименов

След США

Тимофеев рассказал, что к 300-летию Петербурга памятник хотели восстановить. И при городском Комитете по культуре была даже создана специальная комиссия, которая провела обследование памятника и наметила выход из этой сложной ситуации.

«Выход был один – найти спонсора на реставрацию этого памятника, так как бюджет не имел права на него выделять деньги. Ведь памятник не находился на балансе города. Но возник другой сложный вопрос: нужно было договариваться с автором. Но Шемякин поставил определенные условия – все недостающие детали будут изготовлены в США, монтировать их будет специалист, приглашенный из США. Это выросло в довольно значительную сумму, которая превышала примерно в четыре раза ту, что готов был выделить спонсор на реставрацию. На этом все тихо закончилось», – рассказал директор Музея городской скульптуры. Он пояснил, что некая коммерческая структура была готова выделить на реставрацию памятника порядка 70 тысяч долларов. Однако по другим подсчетам на его восстановление нужно порядка 250 тысяч долларов.

Также, по словам Тимофеева, была договоренность о том, что если реставрация все-таки состоится, то памятник перенесут ближе к Сампсониевскому собору на территорию, которая тогда входила в состав Исаакивеского собора. Это нужно было сделать для того, чтобы памятник находился под охраной, и его снова бы не растащили на цветмет.

«Сейчас нужно, чтобы администрация города приняла этот памятник на баланс, а принять его можно, когда владельцы этого памятника, а это сотрудники «Союзконтракта», передадут документы на него. Но «Союзконтракта» уже нет. В этом сложность. А по законодательству даже при всем желании использовать бюджетные средства невозможно», – пояснил Тимофеев и добавил, что внебюджетные спонсоры большого желания восстанавливать памятник после акта вандализма не испытывают.

Фото: «Петербургский дневник»/Роман Пименов

Печальная судьба

Народный артист России Николай Буров рассказал «ПД» о том, что, когда являлся директором музея «Исаакивеский собор», хотел взять этот памятник на баланс музея.

«Мы долго исследовали, где находится та или иная часть этого памятника. Фрагментарно он существует. Мы выходили на переговоры с Шемякиным на предмет воссоздания. У него остались модели от всех медальонов», – сообщил Буров.

Он также добавил, что неоднократно пытался найти спонсоров, способных отреставрировать монумент. Но, к сожалению, пока все попытки оказались неудачными.

«Конечно, очень жаль, что памятник имеет такую печальную судьбу. То, что он пострадал – очень обидно, ведь он не просто на определенном месте стоит. Он имеет собирательный образ. Это памятник на территории первого всеконфессионального городского кладбища. Ведь большинство первостроителей Петербурга были не православными. Они принадлежали к другим христианским конфессиям. И это был еще и памятный знак этому городскому кладбищу, которое практически не сохранилось», – отметил Буров.

Фото: «Петербургский дневник»/Роман Пименов