В «Севкабель Порту» строят грандиозную 3D-панораму, посвященную Великой Отечественной войне
Оказаться в одном окопе с бойцами, увидеть, как уходили беженцы из Белоруссии в первые дни Великой Отечественной войны, побывать под Сталинградом и на Кавказе – все это станет возможным для гостей и жителей Петербурга уже в сентябре. В городе готовится к старту грандиозный проект. В одном из бывших цехов завода «Севкабель» возводится масштабная 3D-панорама «Память говорит. Дорога через войну».
«Петербургский дневник» прогулялся по стройплощадке и расспросил авторов проекта об их идеях и планах.
Внутри картины
Координатор проекта Маргарита Попова встречает нас у двери, ведущей в бывшее помещение завода.
«Пока еще нормальный вход сюда мы не сделали, пойдем лабиринтами», – улыбается девушка.
Немного попетляв, входим в павильон. Первое, что встречает посетителей, – макет деревенского дома где-то в Белоруссии. По сценарию, этот дом еще не затронут войной. Но мирная жизнь в импровизированном поселке скоро прекратится. Следующая локация – бой.
«Здесь показана Белоруссия в военное время. Посмотрите: разбитый артиллерийский расчет, погибший боец, – рассказывает Маргарита. – Рядом гордо стоят четыре фигуры солдат вермахта. Очень мощная сцена. Если посмотреть на дом, на нем видны следы войны. Как раз сейчас художники раскрашивают разломленные кирпичи».
Несмотря на то, что панорама еще не достроена, от увиденного все же пробирает легкий озноб. Фигуры советских солдат, равно как и боевая техника, выполнены в натуральную величину. Отсюда и впечатление, что мы находимся на поле боя и следующий, в кого прилетит снаряд, возможно, ты. Часть объемной композиции нанесена на огромный холст. Мастера как раз в эти минуты заканчивают его расписывать.
По задумке авторов, трехмерная панорама призвана показать войну во всех ее ипостасях. Меняются ландшафты, времена года, с фронтовых позиций мы переходим в тыловые. Пожалуй, самым сложным для создателей выставки было выбрать эпизоды войны.
«Я просил своих коллег найти интересные сюжеты и показать их мне. Потом – вычитывали, изучали, – рассказывает автор и идейный вдохновитель проекта Дмитрий Поштаренко. – С одной стороны, надо было все это собрать информативно, с другой – сделать так, чтобы у посетителя возникали самые разные эмоции. Где-то – переживание и робость, где-то ему должно стать горько, где-то ему захочется остановиться и подумать. Единственное, что мы точно знали: в нашей экспозиции точно будет битва за Кавказ. Я был знаком с ее участником – Михаилом Михайловичем Бобровым. В прошлом году его не стало».
«Он нам рассказывал про бой в горах Кавказа 16 декабря 1942 года, – подхватывает Маргарита. – Тогда советские военные взяли в плен двух солдат вермахта. А потом с одним из них – Отто Бауэром – Михаил Михайлович встретился после войны в Италии. Каково же было их удивление, когда они, разговорившись, поняли, что виделись до этого в 42-м».
Руками поисковиков
Оборона Лужского рубежа, бои под Сталинградом, форсирование Днепра, цех на тульском заводе и ограждение с колючей проволокой для тех, кто был угнан на работу в Германию. Весь этот путь зрителям предлагается пройти с героем, чей образ сопровождает их во время экскурсии.
«Сначала мы хотели взять историю реального участника войны и сделать его гидом по нашей панораме. Но в результате поняли, что это должен быть собирательный образ, – поясняет Дмитрий. – Наш персонаж – вымышленный. Он – голос, записанный на аудиогид. Согласно нашей идее, он – учитель истории, который ушел на фронт. Когда мы смотрим, к примеру, на беженцев, уходящих из Белоруссии, он вспоминает, во что они были одеты, как выглядели. Иногда он дает право голоса своим фронтовым товарищам, а иногда на мгновение становится просто учителем истории и повествует отстраненно».
Герой-рассказчик также покажет публике освобожденные советскими войсками города Европы и даже «заведет» посетителей на крышу Рейхстага, где – нет-нет, не Егоров и Кантария водружают знамя – а боец с красным штандартом в руках позирует фотографу, который делает исторический и, пожалуй, один из самых известных снимков тех лет.
«В финале мы возвращаемся в тот же дом, из которого уходили, – говорит Дмитрий. – А точнее в то, что от него осталось. Мне хотелось заглянуть за рамки победы и передать настроение эпохи, которая наступила после. А было ведь непросто. Многие фронтовики возвращались в никуда. Им нужно было восстанавливать страну. А это было порой не легче, чем на войне. Что именно будет на последней локации – я пока не скажу. Но я хочу, чтобы люди поняли и задумались о том, что победой еще ничего не заканчивается».
Трехмерную панораму площадью 2000 квадратных метров начали возводить в апреле, закончить планируют в сентябре. Экспозиция строится на средства президентского гранта – на сумму 40 миллионов рублей, который выиграли Дмитрий и его команда – творческая мастерская «Невский баталист».
Большинство предметов, включая боевые машины и самолет Ил-16, создавали с нуля. Реквизит искали по барахолкам и через Интернет. Воссоздать сцены баталий наиболее реалистично помогает исторический опыт автора проекта. С 2008 года Дмитрий Поштаренко руководит поисковым отрядом «Шлиссельбург».
«Этот опыт нам сгодился. Мы узнали о войне не только из книжек и кино, а просеяли ее руками во время раскопок, – делится он. – Появилась ясность поведения человека на войне. Мы понимаем, где какой предмет должен лежать, как корректируют артобстрелы и происходит смена позиций. Мы все раскладываем так же. Однако на этой выставке – минимум найденных нами предметов».
За 6 лет команда «Невский баталист» уже создала 14 подобных трехмерных экспозиций. Все они рассказывают о разных периодах Великой Отечественной войны. 3D-панорамы есть теперь в Москве, Калининграде, Рязани, Барнауле, Владивостоке, на Сахалине и в Белоруссии. Появятся и в других городах.