Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

От машины без ума: почему психически больных не лишают водительских прав

Суд лишил водительских прав мужчину, который катался по подземному переходу на станции «Московская», только спустя несколько десятков лет после постановки ему психиатрического диагноза

На днях Невский районный суд вынес решение по иску ГУП «Петербургский метрополитен» к 62-летнему Геннадию Валяеву, исполнителю сафари в переходе метро «Московская». Сам водитель оказался шизофреником с большим стажем, поэтому гражданской ответственности не подлежал. Все материальные претензии пришлось переадресовать его родственникам, владельцам автомобиля, на котором в феврале прошлого года Валяев съехал в подземный переход, распугал людей, а обратно выехать не смог. Гражданин бесхитростно пояснил, что хотел проверить возможности автомобиля.

От уголовной ответственности за хулиганство Валяева освободили сразу. Гражданский иск вчинили на 653 234 рубля 73 копейки. Здесь учли и поврежденное покрытие, и затраты на работу автокрана, который поднял автомобиль на поверхность, и простой станции метро (к слову, два часа простоя обошлись в 50 тысяч рублей). Часть средств выплатила страховая компания, часть претензий суд отвел, так что сумма иска уменьшилась до 188 тысяч. Их взыскали с дочери Валяева Анны.

Сам Валяев в октябре был направлен судом на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Кстати, не в первый раз, а в четвертый, так как, судя по медицинской карте, он состоял под наблюдением у психиатра 28 лет – с 1988 по 2016 год. При диагнозе «параноидальная шизофрения» он имел действующие водительские права, успешно продлевал их раз в 10 лет и официально их лишился только после суда.

Этот случай заинтересовал «Петербургский дневник» уже тем, что описанный казус явно продемонстрировал, как плохо построена борьба с «неадекватами» за рулем и как мало защищены пешеходы от встречи с такими нездоровыми водителями. При этом людям, имеющим неопасные, в принципе, проблемы, например, по части секса, дорога в водители была закрыта. Осталось только выявить причины. 

Причина первая. Диагнозы

Известно, что в начале 2015 года вступило в силу постановление правительства «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». Здесь уточнялись диагнозы, наличие которых являлось препятствием для получения водительских прав, подчас довольно странные. В Международной квалификации болезней они имеют литеру F60-69 (расстройство психики в зрелом возрасте) и включают в себя лудоманию (F63.0), то есть стремление к азартным играм, пироманию (F63.1), клептоманию (F63.2). А также транссексуализм и трансвестизм (F64) и другие расстройства, которые просто мешают пациенту жить половой жизнью (F66), но вряд ли так уж опасны для окружающих.

Разумеется, есть в постановлении такие диагнозы, с которыми лучше не садиться за руль никогда. Проблемы со зрением, умственная отсталость. Встречаются такие расстройства, которые могут «выстрелить» внезапно, и никто не может поручиться, что пациент не использует для их демонстрации автомобиль.

«Расстройство личности, характеризующееся поверхностной и неустойчивой возбудимостью, склонностью к драматизированию, театральности, а также к преувеличенному выражению эмоций, внушаемостью, эгоцентризмом, потаканием своим желаниям, отсутствием внимания к окружающим, легко ранимыми ощущениями и постоянным желанием иметь успех и внимание. Психоинфантильное расстройство личности», – отмечается в Международной квалификации болезней.

Даже если человек будет ездить по правилам – достаточно ли здраво он себя поведет, случись какой-нибудь форс-мажор? Наконец, постановление уточняло, что человеку, видящему только одним глазом, водить машину можно, но надо оборудовать ее звуковым парктроником, человеку с деформацией пальцев нужна автоматическая коробка, а водителю ростом ниже 150 см лучше не водить автобус и грузовик. Так что, если бы не «наезд» на ЛГБТ, это было бы очень своевременное постановление.

Эту тему «Петербургский дневник» обсудил с ученым Львом Щегловым. А вдруг описанные расстройства и в самом деле являются препятствием? Тот охарактеризовал проблему одним словом: «Коррупция». Потом уточнил: «Не только в полиции. Но общая система сложилась так, что властные органы работают неэффективно, безразлично и нерезультативно. Да, я слышал об этом постановлении. Полиция будет вытаскивать из-за руля тех, у кого проблема с эрекцией, а шизофреников пропускать».

Причина вторая. Полиция

Численность полиции, в том числе – сотрудников ГИБДД, в 2017-2018 годах «оптимизировали», сократив почти на 20 процентов. В том числе в Петербурге, где, как считалось, людей в форме могут заменить видеокамеры. Против нарушения скоростного режима они работают, но против людей, ездящих без прав, – нет.


Причина третья. Снова медицинская

Курсант автошколы или водитель, обязанный поменять права после 10 лет их использования, должен пройти врачей в медцентре и предоставить справки от районных нарколога и психиатра – о том, что не состоит у них на учете. Именно эту манипуляцию каким-то образом проворачивал господин Валяев. Поскольку никакого следствия в отношении врачей не проводилось, есть вероятность, что в свой диспансер гражданин не ходил. А выкрутился он просто: в городе действуют медицинские центры специально для водителей, в которых работают штатный психиатр и нарколог (иногда совмещая эти должности с должностями врача общей практики). Здоровые водители обращаются в такие центры, чтобы поменьше ездить и поменьше платить (только так у них есть шанс сделать справку за день). Больные – потому что у них есть шанс проскочить «конвейер», не вызвав подозрений у врача.

У того же Валяева было диагносцировано «приступообразное» течение болезни, то есть проявлявшееся отнюдь не каждый день. «Это, конечно, проблема, почему в XXI веке у нас отсутствует взаимодействие между ГИБДД и диспансерами, – отмечает Святослав Данилов, руководитель петербургского союза автомобилистов «СПБ.АВТО». – По идее, сразу после постановки диагноза врач должен был просигналить в районную автоинспекцию, чтобы те приняли меры и изъяли права, либо наложили вето на их получение». Дальше автоэксперт также помянул коррупцию.

По данным «Петербургского дневника», ситуацию пытались оздоровить – сначала полицейские, переставшие принимать медсправки, выданные не в диспансерах. А потом и страховщики, которые отказывались ремонтировать машины, попавшие в ДТП из-за водителя – владельца такой вот нелегитимной справки. Но после нескольких судебных процессов все вернулось на круги своя.