Яндекс.Метрика
  • Анна Кострова

Для державшего в страхе поселок во Всеволожском районе попросили пожизненный срок

Обвиняемого в серии убийств и поджогов заместитель прокурора Ленобласти назвал «особо опасным для общества»

В Ленинградском областном суде сегодня прошли так называемые вторые прения после вынесенного на минувшей неделе присяжными оглушительного вердикта по делу 33-летнего Германа Христана, которого жители поселка Проба, что во Всеволожском районе, опасались несколько лет.

Коллегия единодушно признала его виновным в серии убийств, в том числе с особой жестокостью, покушении на аналогичное преступление, грабеже, кражах, нескольких поджогах домов, а также сочла не заслуживающим снисхождения. После такого решения судей с улицы пожизненный срок для «убийцы-пиромана», нескольких своих жертв, по версии следствия, спалившего заживо, воспринимался как единственно возможный. 

«Жители деревни его боялись»

Прежде чем перейти к выступлению сторон, по ходатайству гособвинения был изучен «анамнез» подсудимого – копии прежних приговоров, а также, мягко говоря, нелестные характеристики из мест лишения свободы, что в присутствии присяжных исследовать запрещено. 

«До лишения свободы Христан состоял на учете как лицо, совершавшее административные правонарушения и преступления, к мерам профилактики относился отрицательно. Общался с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни. Склонен к совершению преступлений», – зачитывал текст одной из ранних характеристик старший прокурор отдела государственных обвинителей Уголовно-судебного управления прокуратуры Ленинградской области Сергей Кузавка.

Администрация колонии в Костромской области, где отбывал свой первый срок Герман Христан, тоже добавила несколько ярких штрихов к портрету: неоднократные взыскания, удаления в карцер, поощрений не имел, трудиться не желал, поставлен на учет как лицо, склонное к побегу.

«Соседи и жители деревни Проба опасались Христана, так как подозревали его в совершении ряда преступлений. С жителями он не общался, так как очень скрытный, мстительный, завистливый, и жители деревни его боялись», – перешел гособвинитель к характеристике, предоставленной участковым.

Похоже, именно страх отчасти сыграл свою роль в том, что заявить о материальных претензиях к подсудимому потерпевшие решились только после оглашения вердикта. Суммы оказались на редкость скромными. Так, девушка, отца которой, по версии следствия, Герман Христан в 2014 году спалил вместе с домом, заявила о требовании 150 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. Еще один житель Пробы – Владимир Е., которого подсудимый, согласно материалам дела, поджог спящим хмельным сном, что обернулось для все-таки сумевшего проснуться и потушить себя мужчины тяжелыми ожогами и длительным лечением, попросил о компенсации в 500 тысяч рублей.

«Я не могу ни в баню сходить, ни на пляж, потому что на меня смотрят, как на прокаженного. До сих пор иногда просыпаюсь с ощущением, что я горю», – пояснял суду Владимир.

«Нет, иск я не признаю. Даже частично», – равнодушно буркнул из клетки подсудимый в ответ на вопрос судьи Светланы Наумовой. По рядам слушателей пронесся возмущенный ропот.

Гуманность Фемиды

Все то время, пока гособвинитель тезисно излагал суть документов, подсудимый сидел, понурив голову, хотя взгляд был предельно отстраненным. Раскрывать подробности совершенного Христаном еще в 16 лет преступления прокурор не стал, хотя это могло бы сказать куда больше о личности подсудимого, нежели представленные справки и характеристики.

С другой стороны, копия приговора в материалах дела имеется, а слушатели вряд ли смогли бы спокойно вынести леденящие кровь подробности садистских издевательств над 75-летней женщиной, также сожженной еще юным Германом Христаном заживо. Гуманная к несовершеннолетним преступникам Фемида в 2003 году оценила изуверское преступление в 8 лет 11 месяцев лишения свободы, которые до 2005 года садист провел в воспитательной колонии, сменив ее по достижении совершеннолетия на общий режим. Вскоре после освобождения Христан схлопотал год условно за угрозу убийством и избиение человека. И не успел истечь этот год, как Христан пошел, согласно материалам дела, на очередное изуверское убийство, кражу и поджог.

Защитник упомянул, что, хотя его клиент признан вменяемым, у него выявлено «смешанное расстройство личности», а посему, мол, назвать его «психически здоровым невозможно». Смягчающих обстоятельств для подсудимого не нашлось ни у прокурора, ни у адвоката, после чего стороны перешли непосредственно к прениям.

Исключительно опасен

Гособвинение по этому случаю выдвинуло в авангард тяжелую артиллерию в лице заместителя прокурора Ленинградской области Михаила Устиновского. Тот был краток и конкретен, счел необходимым исключить некоторые квалифицирующие признаки, просил суд счесть отягчающим обстоятельством то, что преступления Герман Христан совершал в состоянии опьянения.

«Он представляет исключительную опасность для общества, его исправление в течение определенного срока невозможно, поэтому наказание должно быть назначено только в виде пожизненного лишения свободы. Прошу часть срока наказания назначить с отбыванием в тюрьме и далее – в колонии особого режима», – резюмировал заместитель прокурора 47-го региона.

Защита, оговорившись, что оспаривать вердикт присяжных нельзя, тем не менее полагала, что в эпизоде с Владимиром Е. речь надо вести о причинении вреда здоровью, а не о покушении на убийство. Потерпевшие поддержали требование гособвинения, подсудимый – своего адвоката.

Завтра, 27 марта, Герман Христан выступит с последним словом, после чего судья Светлана Наумова удалится в совещательную комнату для постановления приговора. Стороны предполагают, что много времени Ее честь за написанием текста не проведет.