Яндекс.Метрика
  • Наум Синдаловский, писатель

Умышленная ошибка Петра

Писатель и обозреватель «ПД» о загадках Александро-Невской лавры
Фото: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник

История Александро-Невской лавры - «Невской лавры», «Александрова храма», «Александра» или просто «Алексашки», как его называли в старом Петербурге, если верить старинному преданию, начинается в 1710 году. Петр I, рассказывается в нем, осматривая окрестности Петербурга, обратил внимание на то место, где великий князь Александр Невский в 1240 году разбил шведов. Царь назвал это место «Виктори», что значит «победа», и повелел построить здесь монастырь во имя Пресвятой Троицы и святого Александра Невского. Митрополит Феодосий, сопровождавший царя, водрузил крест с надписью: «На сем месте созидатися монастырю». Правда, если верить фольклору, это место и без того издавна называлось «Виктори». Согласно легендам, по деревне Вихтула, стоявшей на берегу Черной речки, нынешней Монастырки, которую русские купцы, торговавшие здесь со шведами, трансформировали в Викторы.

Известно, что на самом деле Невская битва произошла гораздо выше по течению Невы, в устье впадающей в нее Ижоры. Ошибка Петра Великого? Скорее всего – да. Но ошибка умышленная. Возведение монастыря на предполагаемом месте Невской битвы должно было продемонстрировать всему миру непрерывность исторической традиции борьбы России за выход к морю. А появление затем Невского проспекта должно было знаменовать единство административного центра Петербурга - Адмиралтейства и его духовного центра - Александро-Невской лавры.

Александро-Невская лавра представляет собой целый комплекс архитектурных сооружений, главное из которых – Свято-Троицкий собор, возведенный по проекту архитектора И. Е. Старова в 1790 году. По сложным, не всегда понятным зрительным ассоциациям его иногда называют «Собором парижской Богоматери».

Вход в собор оформлен фигурами двух Архангелов – Михаила и Гавриила. Согласно городской мифологии они следят за уровнем воды в Неве и стоят наготове, чтобы взлететь, когда город начнет уходить под воду. Тогда они начнут «помогать тем, кто светел и чист душой».

В 1717 году в Лавре началось устройство Митрополичьего сада. Высаживались деревья, прокладывались дорожки. Но в 1933 году Александро-Невская лавра была закрыта, сад пришел в запустение, а затем и вырублен. С началом пресловутой перестройки сад приобрел дурную славу. Здесь питерские бандиты назначали свои «стрелки».

Впрочем, запустение началось значительно раньше. Известно, что революционные события октября 1917 года повлияли на отношение Советской власти к ритуальным услугам, в том числе к захоронениям. Традиционные погребения связывали с церковными обрядами, и потому их решили заменить сжиганием трупов – кремацией. Крематории должны были стать символами победы науки над религией, а выбор места для строительства крематория должен был продемонстрировать революционный вызов церкви. Именно поэтому первый в Советской России крематорий, по замыслу большевиков, должен был появиться рядом с резиденцией петроградского митрополита Вениамина в Митрополичьем саду Александро-Невской лавры. В конкурсе на проект крематория приняли участие более 200 человек. Лучшим был признан проект гражданского инженера Джорогова под девизом «Жертва». Тогда же начались работы по подготовке места и строительство здания крематория, но из-за наступления Белой армии осенью 1919 года работы заморозили, а чуть позже из-за нехватки денежных средств и вообще прекратили. К тому времени был пущен в эксплуатацию крематорий на Васильевском острове, в помещении бани на Камской улице, недалеко от Смоленского кладбища, а от строительства еще одного в Александро-Невской лавре отказались.

Закрыть