Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Велошеринг по-китайски еще ждут в Петербурге

В ноябре город планирует провести переговоры с китайской компанией «Мобайк», а в 2019-м – выделить «Велогороду» 30 миллионов рублей в качестве субсидии

Город не отказался от нового типа проката – велошеринга, переговоры с китайским оператором «Мобайк» должны состояться до конца ноября. Об этом сообщили в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ).

О том, что Петербург готовят к велошерингу, еще весной этого года заявил председатель КРТИ Сергей Харлашкин. Суть этой системы в том, что пользователь сможет воспользоваться байком, а потом оставить его в любом удобном месте, станций у велошеринга нет. Всего планируется использовать около 5 тысяч велосипедов. Их оснастят датчиками системы навигации, найти ближайший поможет специальное приложение, оплата услуги, судя по всему, окажется поминутной.

В то же время город не намерен отказываться от «Велогорода». Нынешний сезон уже закрыт, но, по данным оператора городского проката, 20 центральных станций (всего их 54) проработают еще несколько недель. До тех пор, пока в Петербурге не появятся сугробы.

Судя по цифрам, этот год стал для «Велогорода» рекордным, как пишут в официальном паблике проката, это своего рода реабилитация, после трудного прошлогоднего сезона удалось выйти «на стабильную и отлаженную работу». Напомним, в 2017 году велопрокат открыл сезон гораздо позже обычного – к началу лета в тестовом режиме работали всего несколько станций, тогда это объяснили заменой всего рабочего оборудования. «Велогород» запускали под контролем Смольного.

Но в этом году «Велогороду» удалось существенно поднять показатели – в системе было зафиксировано более 155 тысяч пользователей и 160 тысяч сеансов проката. «Доходы от деятельности городского велопроката не поступают в доход Петербурга, а идут напрямую оператору. Городской бюджет субсидирует оператору велопроката только разницу между понесенными расходами и полученными доходами, если первые не превышают вторые, и только в пределах, предусмотренных лимитом финансирования», - сообщили в КРТИ. В бюджете на 2018 год город выделил 30 миллионов рублей, но эти деньги, как пояснили в комитете, оператор получит в конце ноября или в начале декабря. 

На 2019 год предварительно одобрен такой же размер субсидии. А вот количество станций велопроката может снизиться почти в два раза – до 40, велосипедисты смогут воспользоваться примерно 400 велосипедами.

Но даже при хороших показателях петербургские велоактивисты считают «Велогород» неэффективным и неудобным, при этом сама по себе идея велошеринга выглядит намного привлекательнее. Велошеринг популярен во многих странах Европы, например, в Германии, Польше и Италии. А вот во Франции ему не удалось завоевать сердца велосипедистов, байки больше привлекали вандалов, поэтому вся прибыль от работы системы шла на починку устройств. В Азии эта система не менее популярна.

Как ранее сообщал «ПД», первые пункты московской сети «Велобайк» по летнем прокату велосипедов заработали в Петербурге в июле 2014 года. Организаторами проекта выступили КРТИ и Банк Москвы. Затем субсидирование сети взял на себя городской бюджет. Петербургская сеть проката «Велогород» круглосуточно заработала 18 апреля 2018 года.

По словам руководителя «Петербургского велосообщества» Павла Хусу, на сегодняшний день «Велогород» показывает далеко не самые лучшие тенденции. «Новых станций проката так и не появилось, их мало, они не выходят за пределы исторического центра города. На велосипедах появилась реклама, но это не способствовало тому, что они стали лучше, все так же сломаны, у некоторых не хватает деталей», - отметил Павел Хусу.

По мнению велоактивиста, существующая система субсидирования «Велогорода» невыгодна ни его оператору, ни Смольному. «Оператор получает деньги по факту отработанного сезона, запуская весной прокат за свой счет. А город оплачивает работу в том виде, как она есть. Возможно, эту систему необходимо пересмотреть или вернуть велопрокат под крыло спонсора, который будет следить за его работой и сможет наладить процесс», - прокомментировал Павел Хусу.

Закрыть