Брандмауэр раздора: проект расширения Музея Достоевского уткнулся в стену исторического здания
Днем во вторник, 10 октября, в Общественной палате Петербурга разгорелась жаркая дискуссия. Вполне ожидаемо: ведь поводом для встречи архитекторов и чиновников стало новое здание Музея Достоевского, которое вскоре должно (или нет) потеснить дома Кузнечного переулка.
Участники сошлись во мнении, что расширение музею просто необходимо.
«Когда у нас играют спектакли, актерам буквально негде переодеваться», – отметила директор музея Наталья Ашимбаева.
Однако в двух других вопросах достичь консенсуса не удалось ни конструктивно, ни на повышенных тонах.
Проект архитектора Евгения Герасимова, за который взялся фонд «Петербург Достоевского», предполагает вход из нового здания в старое. Сейчас же домой к Федору Михайловичу можно попасть лишь через подвальное помещение. Зимой обледенелые ступеньки становятся площадкой для «фигурного катания». Кроме того, по словам Герасимова, экспозиции наконец-таки станут доступны для людей с ограниченными возможностями, ведь для них вместо спуска будет пандус, а вместо лестниц – лифт.
Только вот здесь задумка утыкается в стену – стену памятника федерального значения, в котором ныне обитают залы музея. Ведь, чтобы соединить два здания, нужно прорубить отверстия, а эту затею в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГА) вряд ли одобрят.
«Охраняются все капитальные стены – как внутренние, так и наружные. Максимально деликатное и бережное отношение к этому памятнику – наш долг. Иначе из исторической стены мы получим решето», – считает Александр Кононов, заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Спорным посчитали и облик нового корпуса. По мнению архитекторов, современный фасад не просто не впишется, а разрушит ту атмосферу Петербурга Достоевского, за которой туристы и едут в Кузнечный переулок. Посему предлагается камуфлировать новое здание под доходный дом XIX века.
«Аргументов за сохранение сквера я не понимаю. Выглядит, будто зуб выбили. В таком случае человек может поставить имплант, максимально похожий на настоящий, или золотую коронку. Здесь же вся структура сделана специально, чтобы выделяться», – уверен заслуженный архитектор России Максим Атаянц.
Однако Герасимов идти на компромисс, видимо, не намерен. Создавая концепцию, разработчики вдохновлялись примером других стран и составили подборку десяти музеев, открытых за последние 10 лет. Верно: доходных домов там нет.
Нерешенным остается и вопрос о том, кто будет управлять корпусом после его постройки – государство или фонд.
В общем, проект, безусловно, полезный и даже необходимый, но и он пока что нуждается в доработке.
Напомним, что презентация концепции расширения Музея Достоевского состоялась 27 сентября в Доме архитекторов на Большой Морской улице. Новое здание высотой 16 метров хотят построить из гранита и облицевать медью, чтобы оно выглядело «внушительно и достойно». Внутри расположатся театральный зал, библиотека, панорамный лифт, а также кафе.
Проект уже одобрили на заседании Градостроительного совета Санкт-Петербурга 3 октября. За него высказались 13 экспертов и лишь пятеро выступили против. В Совете по архитектурному и историческому наследию петербургского Союза архитекторов новый корпус тоже приняли на ура. Теперь авторы готовятся к согласованию в Совете по культурному наследию.