twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Госдума на Марсовом поле и наземное метро: в Петропавловке показали «Несбывшийся Петербург»

На выставке «Несбывшийся Петербург» в Иоанновском равелине Петропавловской крепости можно посмотреть  эскизы проектов
Автор: Петербургский дневник/Дмитрий Фуфаев

На выставке «Несбывшийся Петербург» в Иоанновском равелине Петропавловской крепости можно посмотреть эскизы проектов театров, колоннад, памятников, жилых домов на разных островах города, которым так и не суждено было появиться в Северной столице. Куратор выставки Людмила Кирикова отмечает, что проекты не реализовывались по разным причинам.

«У каждого из них своя судьба. Многим помешала Первая мировая война. Еще одна распространенная причина – недостаток денежных средств на его реализацию, - рассказывает Людмила Кирикова. - Несколько проектов были отвергнуты Городской Думой, так как были разработаны не в интересах жителей города. Например, горожанам не нравилось, что рядом с их домами в центра Петербурга может появиться эстакада с наземным метро высотой в два-три этажа. Такой объект как минимум будет создавать шум».

«Петербургский дневник» отобрал семь самых ярких проектов, которые остались только на бумаге.

1. Жилой район «Новый Петербург» на острове Голодай

Картинка
Автор: Петербургский дневник/Дмитрий Фуфаев

В конце XIX века было создано общество «Новый Петербург», которое планировало построить огромный жилой район у Финского залива, в западной части острова Голодай (ныне о. Декабристов). Проект застройки был разработан в начале XX века архитектором Фоминым. Композиционным центром района должна была стать полукруглая площадь, застроенная по дуге четырьмя пятиэтажными домами, объединенными колоннадами. С востока к ней примыкала меньшая по размеру торговая площадь. Проект ансамбля двух центральных площадей был осуществлен лишь частично. Фомин успел возвести на полукруглой площади только одно здание на переулке Каховского, 2, а вместо торговых корпусов построили два жилых дома. Дальнейшему строительству помешала начавшаяся Первая мировая война.

2. Застройка Тучкова Буяна

Картинка
Автор: Петербургский дневник/Дмитрий Фуфаев

К числу крупнейших архитектурно-градостроительных замыслов начала XX века относится проект застройки Тучкова Буяна, где намечалось создание крупного общественно-культурного центра со зданиями для проведения съездов и спортивных состязаний, размещения выставочных залов и музеев. Территория, где предполагалась застройка, - это несколько небольших островов в верхнем течении Малой Невы, между Тучковым и Биржевым мостами. В начале XX века разделяющие их протоки были засыпаны и присоединены к юго-западной части Петроградской стороны. Конкурс на проект застройки прошел в два этапа. Архитекторам предлагалось самостоятельно решить судьбу Тучкова буяна. Из трех участников конкурса победил архитектор Фомин, который, по мнению жюри, достиг визуального единства композиции. Правда, вопрос о застройке  был отложен из-за начала Первой мировой войны и последовавшей революции 1917 года.

3. Проект устройства Петербургского метрополитена

Картинка
Автор: Петербургский дневник/Дмитрий Фуфаев

Потребность Петербурга в новом виде общественного транспорта начала ощущаться уже в конце XIX века. Тогда стали появляться проекты создания в городе метрополитена, или скоростной электрической железной дороги. Одной из первых попыток решить эту задачу предпринял инженер Балинский совместно с американским инженером Вернером. Вместе они разработали дорогостоящий проект Центрального пассажирского вокзала на Загородном проспекте. От него в разные стороны должны были отходить одиннадцать надземных линий. Они проектировались на насыпях и металлических эстакадах высотой от пяти до десяти метров над уровнем улиц. Предполагалось, что пассажиры должны были подниматься на платформы с помощью лифтов и лестниц.

Этот проект был представлен городским властям. Однако Думе эта идея не понравилось, так как скоростная дорога на уровне второго, третьего этажей жилых домов, затемнила бы улицы, а из-за шума, стоимость квартир бы резко упала.

4. Здание Государственной Думы на Марсовом поле

Картинка
Автор: Петербургский дневник/Дмитрий Фуфаев

Мысль о проектировании здания Думы возникла в среде столичных зодчих в начале XX века. Тогда был организован конкурс проектов будущего здания, которое предполагалось возвести на одной из центральных площадей города. Самым достойным был признан проект архитектора Дмитриева. Жюри отметило «грандиозный» характер замысла, «соответствующий назначению здания».

Однако в градостроительном плане проект архитектора трудно назвать удачным, так как он выпадал из исторического контекста того времени. Кроме того, громада высотой 75 метров поглотила бы окружающее пространство поля. Проект так и остался на бумаге. Для заседаний Государственной Думы приспособили Таврический дворец.

5. Бульвар на месте Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова)

Картинка
Автор: Петербургский дневник/Дмитрий Фуфаев

Со второй половины XIX века многие петербургские зодчие выступали с предложениями засыпать Екатерининский канал. Им не нравилось, что из-за попадания в канал «нечистот из сточных труб» появлялся неприятный запах. В середине XIX века архитектор Бенуа, инженеры Мюссард и Буров составили проект засыпки канала и прокладки вдоль его русла проспекта императора Александра III, с бульваром и линиями конно-железной дороги.

Проект был одобрен императором, но члены городской Думы его отвергли, предложили лучше очистить канал от грязи, правда, его так и не очистили. В начале XX века городская Дума предложила засыпать канал на участке между Невским проспектом и строящимся храмом Воскресения Христова (Спас-на-Крови) с целью устроить парадный подъезд к собору. К счастью, обе идеи остались только на бумаге, и Петербург не потерял одно из самых живописных мест.

6. Оперный театр в Александровском парке

Картинка
Автор: Петербургский дневник/Дмитрий Фуфаев

В XIX веке в Петербурге остро ощущалась нехватка театральных и концертных залов. Поэтому на рубеже XIX- XX веков проблему попытались решить архитекторы Стаборовский, Гружевский, Элкин. Они сделали проект Оперного театра на 2250 мест, который должен был появиться в Александровском парке, у начала Каменноостровского проспекта. Однако проекту так и удалось реализоваться из-за финансовых трудностей.

7. Памятник Владимиру Ленину на Троицкой площади

Картинка
Автор: Петербургский дневник/Дмитрий Фуфаев

Сразу после смерти Владимира Ленина, в январе 1924 года, началось стихийное движение за установку памятника вождю революции. Первым на это предложение откликнулся архитектор Щуко. Уже в феврале того же года он сделал эскиз монумента высотой 400 метров. Согласно проекту фигура Ленина в полный рост должна была стоять на многоступенчатом пьедестале, внутри которого предполагалось разместить станцию строившейся тогда Волховской гидроэлектростанции.

Позже авторы предложили установить монумент на Троицкой площади. Однако оба проекта посчитали слишком фантастическими. В 1925 году Щуко вместе со скульптором Евсеевым создали новый вариант памятника, который открыли годом позже перед Финляндским вокзалом.

  • Текст
  • Яна Григорьева