Музыка, живущая вне времени
В эту ночь в 1:10 на проекте «Поющие мосты» начинается неделя музыки Исаака Шварца, приуроченная к 95-летию со дня его рождения. «Петербургский дневник» вместе с супругой любимого композитора Антониной Нагорной вспоминает интересные моменты из его творческой биографии.
– Антонина Владимировна, будущий композитор с детства увлекался музыкой?
– На самом деле он родился не в музыкальной семье. Мама по образованию была учителем русского языка, а папа – филологом. Но отец Исаака очень любил музыку и хорошо играл на рояле, правда, как любитель. Исаак поступил учиться в дом художественного воспитания детей по классу рояля на улице Чайковского в 9 лет. Его отвела туда старшая сестра, потому что родители совершенно не видели в нем музыканта и не спешили отдавать мальчика в учебное заведение. Но Исаак очень хотел заниматься музыкой.
– Как начал раскрываться талант Исаака Иосифовича?
– Пока родители были на работе, а сестра на учебе – тогда она как раз училась в Ленинградской консерватории (ныне Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Римского-Корсакова. – Ред.), Исаак подбирал на рояле, а затем разучивал мелодии. Давалось это непросто, конечно. Сначала подбирал буквально одним пальчиком, затем, благодаря практическим занятиям, начал подбирать одной рукой. В общем, тяга к музыке у него была. Все время обучения он вел дневник, в котором записывал свои впечатления, мысли, мечты. На страницах дневника очень часто встречается предложение «Хочу поступить в консерваторию». Это была его самая заветная мечта, и она сбылась. Он поступил в Ленинградскую консерваторию в 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны.
– Как сложилась жизнь Шварца в годы Великой Отечественной войны?
– Отца Исаака – Иосифа Евсеевича посадили в тюрьму в 1936 году, а в августе 1937 года всю семью выслали из Ленинграда и отправили в город Фрунзе (ныне город Бишкек. – Ред.). Это был город ссыльных. В нем проживало много интеллигенции. У семьи Исаака было очень трудное материальное положение. Его мама не могла устроиться на работу, так как считалась женой врага народа. К тому же предприятий и учреждений было крайне мало, а желающих работать – много. Тогда роль кормильца в 14 лет взял на себя Исаак. Так как к тому времени он уже хорошо играл на рояле, он стал заниматься с местными ребятами – детьми чиновников: только у них были музыкальные инструменты.
Кроме того, он много занимался самодеятельностью: организовывал кружки, собирал хоры. Там он и встретил композитора Владимира Георгиевича Фере, который помог ему разобраться в музыкальной теории, начал обучать нотной грамоте. Владимир Георгиевич, к сожалению, занимался с ним нерегулярно из-за большой занятости. Поэтому с теоретической подготовкой у Исаака было плохо. Когда началась война, его определили в трудовую армию, так как он считался сыном врага народа. Тем, кто оказывался в трудармии, приходилось обслуживать новобранцев – чистить картошку для них, стирать белье, мыть полы. Продолжалось это недолго. Наступил тяжелый во всех смыслах 1942 год, и ребятам из трудармии выдали оружие, хотя они не умели им пользоваться, и отправили на фронт под Харьков.
Там Исаак был контужен, на его глазах погибли практически все его товарищи. Будущего композитора удалось спасти, он оказался в Алма-Ате, долго там лечился. Потом вернулся на призывной пункт во Фрунзе. Правда, на фронт его уже не отправили. В городе тогда все знали, что он хороший музыкант, поэтому ему поручили организовать Красноармейский ансамбль песни и пляски. С чем он, конечно, блестяще справился.
Во Фрунзе непродолжительное время находилась сестра композитора Дмитрия Шостаковича, пианистка Мария Дмитриевна Шостакович, с которой Исаак подружился. Перед своим отъездом она передала ему письмо, в котором порекомендовала Дмитрию Дмитриевичу принять Исаака в консерваторию. Конечно, тогда еще никто не знал, что впереди страшная война… Но Исаак сохранил письмо. И при поступлении, конечно, воспользовался им.
– Говорят, что Дмитрий Шостакович был учителем Шварца…
– Дмитрия Дмитриевича можно назвать учителем Исаака, но только формально. Дело в том, что, когда Исаак поступал в консерваторию, Шостакович в это время переезжал из Ленинграда в Москву. Но у Дмитрия Дмитриевича в Ленинграде оставались аспиранты в консерватории, поэтому он некоторое время жил на два города. Не знаю, как сейчас, а в те годы студенты консерватории свободно могли посещать лекции любых преподавателей. Когда Исаак поступил, он ходил на все занятия к Шостаковичу. Для него великий композитор был настоящим кумиром, в хорошем смысле этого слова. Он знал о композиторе с детства. В 1934 году была премьера оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Правда, тогда отец не взял на премьеру Исаака, но зато с тех пор в их семье часто произносили это имя.
Конечно, Дмитрий Шостакович понимал, что мальчик только вернулся из ссылки, у него небольшой практический опыт, а из теории он знает только то, что ему поведал Владимир Фере. Но композитор был очень добрым человеком и умел войти в положение.
– Над какими произведениями работал Исаак Шварц после окончания консерватории?
– Сначала он писал симфонию фа минор, которую закончил в 1954 году. Премьера прошла в Ленинградской филармонии, симфония имела огромный успех. На этой премьере к нему подошел очень известный балетмейстер – Леонид Якобсон. И сказал ему: «Меня зовут Леонид Якобсон, я хочу с вами работать». Вместе с балетмейстером они поставили балет «Накануне», который в итоге постигла печальная участь. Постановщик на сцене показал бой между турками и болгарами. Чтобы отобразить победу болгар, по сценарию нужно было сорвать турецкое знамя и символически сжечь. На один из спектаклей власти страны пригласили супругу посла Турецкой Республики. Она увидела, что топчут знамя ее страны, и якобы упала от негодования в обморок. А спектакль в итоге решили снять.
Тогда Якобсон предложил Исааку делать второй балет – «Страна чудес». Но опять не повезло: исполнявшие заглавные роли стали потихоньку уезжать из СССР – уехали Нуреев, Наташа Макарова, и постепенно балет сняли. Честно говоря, Исаак не любил балет, а музыку писал, потому что дружил с Якобсоном.
– Наверное, для фильмов композитору писать музыку нравилось больше...
– Параллельно с театрами началась работа над музыкой к фильмам. Сначала это были научно-популярные фильмы. В дальнейшем Исаак стал сотрудничать со многими крупными режиссерами, среди них Владимир Мотыль – режиссер нашей с Исааком любимой картины «Звезда пленительного счастья», Леонид Квинихидзе – автор «Соломенной шляпки», Сергей Соловьев («Мелодии белой ночи»), Родион Нахапетов («Не стреляйте в белых лебедей»). Исаак – автор музыки к более чем 120 фильмам, всех не перечислишь.
– Есть слушатели, которые считают, что в музыке Исаака Иосифовича много драматичности и эмоциональности. Как бы вы охарактеризовали музыку композитора?
– Любая музыка должна быть сентиментальной, доброй и, конечно, мелодичной. Без мелодии и музыки нет. Думаю, что все произведения Исаака обладают этими качествами.
– Есть ли сейчас возможность послушать музыку народного артиста России вживую?
– Да, конечно. На территории мемориального Дома-музея Исаака Шварца в поселке Сиверский Гатчинского района. В этом доме мы прожили с Исааком Иосифовичем около 30 лет. Сейчас вместе с администрацией Гатчинского района мы проводим на участке под открытым небом живые концерты. Там же находится творческая мастерская композитора. В ней сохранились его любимая библиотека, партитуры и рояль. А в ближайшее время на участке построят двухэтажный концертный зал на 50 мест. Тогда мы сможем в камерной обстановке вновь окунуться в мир доброй и романтичной музыки Исаака Шварца.
– Были ли у него любимые места в Петербурге?
– Конечно, он очень любил центр города: красивые храмы, площади, набережные с мостами. Всю любовь к городу, к его жителям Исаак выражал с помощью музыки. Вспомним картину «Мелодии белой ночи» – ведь это абсолютно советский фильм. Трудности, любовь, расставания. Герои – патриоты страны. Никто из них не хотел идти на компромисс – ни японка, ни наш дирижер. Достоинство этой картины в том, что она потрясающе снята: каналы, реки, набережные, дома... Но главный герой этой картины – музыка. Я считаю, что это гимн этому городу и его жителям. Исаак всегда был добрым человеком и очень любил людей. И вся его любовь отражается в его музыке.