Ушел из жизни Герой Российской Федерации моряк-подводник Аркадий Ефанов
В Петербурге на 66-м году жизни скоропостижно скончался Аркадий Петрович Ефанов – Герой Российской Федерации, капитан I ранга. В среду, 27 июня, в стенах Морского корпуса Петра Великого прошла торжественно-траурная церемония прощания.
«Трудно говорить о смерти человека, когда он так рано и внезапно уходит от нас. Коварная болезнь вырвала его из наших рядов, и сегодня мы собрались, чтобы почтить его память, вспомнить о его делах, службе, о том, каким он был мужем, офицером, товарищем. Все мы смертны, и память о нас остается только в тех делах и поступках, которые мы совершили при жизни. Задачи, которые Аркадий Петрович с честью выполнял, были оценены государством. В 1994 году он одним из первых был удостоен звания Героя Российской Федерации. И Совет героев примет все усилия, чтобы память о Герое России Аркадии Ефанове была увековечена в Санкт-Петербурге», – сказал на церемонии прощания Геннадий Дмитриевич Фоменко, председатель МОО «Совет Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров орденов Славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области».
Жизнь героя
Аркадий Ефанов родился 3 июня 1953 года в небольшом городке Суворове Тульской области. С детства увлекался радиоэлектроникой и мечтал о море. В 1975 году поступил в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А.С. Попова в Петергофе.
«Когда дали первое увольнение и мы с товарищами увидели красоты Петергофа, это было настоящее потрясение. Никогда раньше мы такой красоты не видели», – ранее рассказывал «Петербургскому дневнику» Аркадий Ефанов.
Окончив обучение, он получил назначение в Западную Лицу (пункт базирования Северного флота) командиром гидроакустической группы на подлодку 2-го поколения 670-го проекта. «Я никогда и не представлял, что пойду по командной линии. Просто честно исполнял свой долг, старался достичь наилучшего результата», – говорил подводник.
Командование флота заметило перспективного офицера, и уже в 1987 году Аркадия Ефанова назначили командиром подлодки К-173 «Красноярск».
К осени 1993 года Россия страдала от политической лихорадки, кульминацией которой стал расстрел Белого дома. В это непростое время перед капитаном 1-го ранга Ефановым была поставлена задача совершить подледный трансарктический переход с целью перебазирования новейшей АПЛ К-456 «Касатка» с Северного на Тихоокеанский флот. Подобный опыт у Ефанова был: в 1991 году он успешно провел из Североморска на Камчатку другую субмарину.
Какой ценой дается такой успех, пожалуй, знают только те, кто на себе испытал подледную «романтику» полярных походов. Ведь случись что, всплыть не получится: над головой толща льда и не факт, что повезет вовремя найти подходящую для всплытия полынью.
Кроме того, в походе подводники должны были проверить работоспособность стратегически важных буев, по сигналам которых ориентировались наши субмарины, совершающие боевое патрулирование подо льдами. От исправности этих устройств во многом зависела боеготовность подводных сил при нанесении ядерного удара возмездия.
Несмотря на все трудности похода и сложнейшую политическую обстановку, Аркадий Ефанов выполнил поставленную задачу. По завершении перехода Ефанов был представлен к званию Героя Российской Федерации. Впоследствии герой-подводник командовал АПЛ К-410 «Смоленск» проекта 949А «Антей».
Указом РФ от 15 июня 1994 года «за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания в условиях, сопряженных с риском для жизни», капитану 1-го ранга Ефанову Аркадию Петровичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».
В 1996 году Аркадий Ефанов окончил Военно-морскую академию им. Н.Г. Кузнецова. С июля того же года он – заместитель начальника Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе (ныне – Морской корпус Петра Великого) по подготовке иностранных военнослужащих.
Вахту капитана-отца теперь несет сын
Сын героя Андрей Ефанов продолжает службу на корабле отца – АПЛ К-410 «Смоленск».
«Когда жена узнала о его решении, сначала ударилась в слезы. Ей хватило моей службы, когда по полгода отсутствуешь дома, – рассказывал Аркадий Ефанов. – Только когда она увидела, что это решение не мальчика, но молодого мужчины, приняла его выбор».
Андрей неоднократно был отмечен командованием флота за отличную службу. Своими успехами он лишний раз подтвердил, что принятое им решение было верным.
«В марте 1990 года подлодка К-173 вышла на отработку курсовой задачи, на ее борт были посажены девять курсантов-старшекурсников, среди них был и я. Выход был, наверное, обычный, но зерно любви к подводному флоту и образец выполнения воинского долга были заложены в нас именно на этом выходе. В этом безусловная заслуга Аркадия Ефанова. Можно уйти незаметно, можно уйти героем. Аркадий Петрович уходит признанным героем. Он покинул нас, но то, что было им заложено в души и сердца офицеров, служивших с ним, и его сына, который продолжает службу на корабле отца, останется с нами навсегда. Его воспитанники служат на всех флотах России», – сказал начальник штаба Черноморского флота контр-адмирал Виктор Лиин.
Не сидел без дела
Уже находясь в запасе, Аркадий Ефанов, проживая в Невском районе Петербурга, вел активную общественную жизнь, был инициатором многих движений и начинаний, поэтому знаком и любим многими петербуржцами, на благо которых он трудился долгие годы.
«Он был очень инициативен и не просто предлагал что-то, а сам брался за работу и выполнял ее. За то время, когда он уже был в запасе, Аркадий Петрович не сидел без дела, работал в Музее подводных сил им. Маринеско, при администрации Невского района, в качестве экскурсовода работал в Музее-подлодке С-189 и т.д. Когда случилась трагедия с "Курском", Аркадий одним из первых приехал в Клуб моряков-подводников и организовывал помощь семьям погибших моряков. Поскольку он был командиром однотипной с "Курском" подлодки "Смоленск", его часто спрашивали о возможных причинах гибели атомохода, и он говорил, не оглядываясь на мнение начальников и Москвы», – рассказал председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин.
Аркадий Ефанов, в частности, принимал участие в уникальном эксперименте, который был призван доказать возможность использования атомных подводных лодок в качестве универсальных грузовых судов для доставки грузов к труднодоступным областям.