Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Как атомные подлодки превратили в грузовые суда

В Петербурге живет участник уникального эксперимента, призванного доказать возможность использования атомных подводных лодок в качестве универсальных грузовых судов. Он согласился рассказать "ПД" подробности воплощения смелого плана в жизнь.

В Петербурге живет участник уникального эксперимента, призванного доказать возможность использования атомных подводных лодок в качестве универсальных грузовых судов. Он согласился рассказать "ПД" подробности воплощения смелого плана в жизнь. 

В1994 г. Петербургское ЦКБ МТ "Рубин" (один из основных конструкторов подлодок) разработало проект по транспортировке нефти и газового конденсата с полуострова Ямал при помощи атомных подводных лодок (АПЛ).

Для определения фактической возможности этого "Рубин" совместно с судостроительным предприятием ПО "Севмаш" и акционерным обществом, организованным под патронатом командования Северного флота, подготовил Карскую нефтегазоразведочную экспедицию на Ямал.

Недоступное богатство

В недрах полуострова сокрыты богатейшие залежи ценных природных ресурсов. Однако на тот момент на Ямале отсутствовала необходимая для разработки и транспортировки нефтегазо­продуктов инфраструктура (железная дорога и т.п.). При этом доставка грузов морским путем затруднялась крайне сложной ледовой обстановкой на Карском море.

"Для движения танкера приходилось использовать ледоколы, что было дорого и значительно увеличивало время, необходимое на транспортировку, – рассказывает Аркадий Ефанов, Герой РФ, капитан 1-го ранга (запаса), участник Карской экспедиции. – Один из кораблей просто зажало во льдах, после чего ему пришлось встать на долгосрочный и крайне недешевый ремонт".

По его словам, побережье Ямала имеет одну характерную особенность, благодаря которой и стала возможной реализация проекта, предложенная "Рубином". Речь идет о так называемой заприпайной полынье. Несмотря на температуру до минус 35 градусов и толщину припая до 1,5 м, на расстоянии 30-40 м от берега образуется "чистая вода" – свободное от льда пространство. Размеры "чистой воды" и глубины до 100 м теоретически позволяли осуществить беспрепятственное всплытие любой АПЛ.

Крайне важно, что подлодка не только способна транспортировать значительные объемы грузов, но и проделывает основной путь подо льдом, что позволяет значительно сэкономить на ледовой проводке (сопровож­дение ледоколом), необходимой надводным судам. "Использование АПЛ для транспортировки грузов позволило бы сделать навигацию по Карскому морю круглогодичной", – отметил Аркадий Ефанов.

Рабочая лошадка 

В качестве "грузовика" предполагалось использовать переоборудованные подлодки проекта 949. По задумке инженеров вместо ракетной палубы и по бортам планировалось установить специальные емкости примерно по 10 тыс. т каждая. Авторы проекта считали, что использование АПЛ сможет быть полезным не только бизнесу, но и флоту. Смутные 1990-е стали черным временем для моряков: сокращался состава флота и его финансирование, значительно снизилось количество выходов в море. Проект по подводным перевозкам мог принести флоту определенную прибыль, а сами походы стали бы частью плановой подготовки новых подводников.

От администрации Ямало-Ненецкого автономного округа было подготовлено письмо на имя Виктора Черномыр­дина, тогда председателя правительства РФ. "Как Вам хорошо известно, большой объем грузов на полуостров Ямал доставляется морем с ледокольной проводкой и выгрузкой на припай. До окончания строительства железной дороги море и зимник (автомобильная дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях) будут являться основными путями доставки грузов на месторождения. Ряд руководителей предприятий и специалистов ВМФ считают, что часть перевозок можно осуществить атомными подлодками… В Арктике проходят трассы учебных боевых походов кораблей, которые можно совместить с коммерческими без ущерба боевой подготовке", – отмечалось в письме.

Эксперимент 

Чтобы убедиться, что АПЛ способна добраться до заприпайной полыньи и всплыть, к Ямалу была направлена подлодка проекта 671 РТМ с грузом оборудования для экспедиции, базирующейся в поселке Харасавэй.

"Злые языки утверждают: когда об этом доложили Черномырдину, он сказал, что за ерундой там подводники занимаются, – говорит Аркадий Ефанов. – Однако поход АПЛ к Ямалу стал своеобразным катализатором. Вскоре на полуострове началось активное строительство нефтепровода и железнодорожной инфраструктуры". Эксперимент признали удачным и взяли за основу в разработке проектов по созданию подвод­ной транспортной системы. Однако широкого применения в транспортировке грузов подводные атомоходы так и не получили.

На пользу Арктике 

Известно о существовании и других проектов по использованию АПЛ в качестве подводных танкеров. К примеру, идея переоборудования одних из крупнейших в мире АПЛ проекта 941 для доставки грузов с арктического шельфа. Учитывая сегодняшний интерес к Арктике, не исключено, что мы можем еще услышать о новых проектах подводной транспортировки.

ПЛАРК (подводная лодка атомная с ракетами крылатыми) проекта 949 "Гранит". По классификации НАТО — Oscar-I. Главное предназначение класса — уничтожение авианосных ударных соединений. Надводное водоизмещение – 12,5 тыс. т � Подводное водоизмещение – 22,5 тыс. т � Надводная скорость хода – 15 узлов � Подводная скорость хода – 32 узла � Рабочая глубина погружения – 520 м.� Автономность – 120 суток.

В частности, планировалось установить емкости для погрузки ресурсов вместо ракетной палубы. Ракетное вооружение – 12 спаренных ПУ ПКР комплекса П-700 "Гранит" – 24 ракеты ЗМ-45.

"Представители "Рубина" обратились ко мне с просьбой принять участие в экспедиции. Им был нужен специалист-подводник, представляющий реальные возможности АПЛ. По прибытии в поселок Харасавэй на Ямале я в составе рабочей группы участвовал в подготовительном этапе. Конечно, особое внимание тогда уделялось ледовой обстановке на Карском море", - сказал Аркадий Ефанов, Герой Российской Федерации, капитан 1-го ранга (запаса).

10 тыс. т должна была вмещать одна емкость для нефтегазоресурсов. По первоначальному плану на одну АПЛ собирались установить три такие емкости.