Яндекс.Метрика
  • Анастасия Лучкова

Специалисты рассказали, к чему приведут устрашающие надписи на фастфуде

В конце прошлой недели петербургский депутат Алексей Цивилев выступил с инициативой обязать рекламщиков и продавцов фастфуда сопровождать все упаковки и саму рекламу гамбургеров, картошки фри и чизбургеров информацией о вреде такой пищи

В конце прошлой недели петербургский депутат Алексей Цивилев выступил с инициативой обязать рекламщиков и продавцов фастфуда сопровождать все упаковки и саму рекламу гамбургеров, картошки фри и чизбургеров информацией о вреде такой пищи. Депутат направил обращения с инициативой в Роспотребнадзор и Минздрав РФ. В качестве примера Цивилев привел удачный опыт внедрения устрашающих надписей на пачках сигарет. По его мнению, после того как появились предупреждения о том, что сигареты могут привести к бесплодию, потенции, раку легких и другим страшным заболеваниям, число курильщиков стало сокращаться.

«Петербургский дневник» обратился к специалистам в области медицины, психологам и сотрудникам Роспотребнадзора и выяснил, к чему может привести эта инициатива, если она будет одобрена и внедрена в жизнь.

Борьба с ожирением

Безусловно, инициатива положительная и, на первый взгляд, направлена исключительно на оздоровление нации. Ведь не так давно Министерство здравоохранения обнародовало шокирующую статистику страдающих от ожирения россиян. Она свидетельствует о том, что болезнь набирает обороты и ситуация требует вмешательства. Однако, по мнению врачей, одними надписями и предупреждениями проблему ожирения не решить. К тому же чувство меры еще никто не отменял. И гамбургер с картошкой не так вреден при разумной частоте употребления.

«Кого-то это может привести к ожирению, кто-то фасфтуд употребляет раз в год, а кто-то вообще в качестве вынужденного перекуса при отсутствии другого способа пообедать. Фастфуд – все же еда, ее не стоит ставить под запрет. И алкогольные напитки, если ими злоупотреблять, приносят вред, но в умеренных количествах бывают и полезны. Если кто-то каждый день ест гамбургеры, то это приведет к ожирению, но есть их иногда – не вредно», – отметил директор СПБ ГУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Владимир Жолобов.

Врач добавил, что проводить параллель в борьбе с фастфудом и табакокурением не стоит. Найти положительные моменты в курении, даже не в систематическом, нельзя. Чего не скажешь о еде.

Такого же мнения придерживаются психологи. По их мнению, россияне часто «заедают» свои проблемы и страсть к употреблению фастфуда – из этой же области. Наложение каких-либо запретов может дать обратный эффект.

«Один из начальных факторов, которые люди, может, не осознают, – это один из способов отравления своего организма для успокоения психики. Если на упаковке еды будет размещена информация об угрозе, у человека может появиться еще один фактор привлекательности. Это может, наоборот, усугубить проблему. Нанесение обозначения опасности на упаковку с едой и обсуждение это в СМИ могут дать обратный эффект. Если с этим борются, значит, это опасно, это интересно. Так решит часть населения», – рассказал «Петербургскому дневнику» психолог Михаил Шмаков.

Комплексное решение 

Специалисты сходятся во мнении: попытка борьбы с ожирением населения, безусловно, дело хорошее, но требует комплексного подхода. Страшные рисунки и угрожающие надписи (как на пачках сигарет) могут отвратить от вредной еды лишь 2-3% населения.

«Отучить человека от вредной привычки при помощи постоянного напоминания о вреде, об опасности можно, но это если речь идет о частном случае. В данном случае речь идет о попытке влияния на массы. Единицы, возможно, откажутся от фастфуда, но большинство, наоборот, это будет привлекать», – отметил Михаил Шмаков.

Как подчеркнул другой психолог, Дмитрий Ольшанский, вовсе не надписи на пачках сигарет привели к снижению числа курильщиков в России. Подействовали другие меры.

«Число курильщиков сократилось из-за того, что табачную продукцию скрыли от глаз потребителей. Сигареты стали покупать только те, кто реально испытывает физическую зависимость от никотина», – уверен он.

Так как же повлияли предупреждения о вреде курения? Врачи признают, что в России в последнее время наблюдается тенденция к снижению числа курильщиков. И предупреждения на пачках сигарет о вреде, наносимом здоровью, сыграли свою роль, но лишь в комплексе методов борьбы с курением.

«Страшные рисунки, безусловно, повлияли на курильщиков. Но гораздо более важно то, что в последнее время под этими надписями стали публиковать телефон горячей линии. По этому номеру любой желающий может узнать подробнее о вреде курения и получить помощь, если ему не справиться с пагубной привычкой в одиночку. То есть человека не просто пугают, но еще и дают возможность справиться с проблемой», – отметил Владимир Жолобов.

Врачам вторят психологи, напоминая, что, если человеку что-то запретить, чего-то его лишить, этому обязательно надо дать замену. Иначе эффект будет обратным. Например, вместо ларьков с фастфудом можно начать организовывать повсеместную продажу фруктов. Не выгонять лоточников и пенсионеров, торгующих собранными с огорода яблоками и малиной, а поощрять их действия, прививая населению привычку к полезной и вкусной пище. Как добавляют психологи, на курортах, у моря всегда и везде продаются фрукты, и любой человек, даже приверженец фастфуда, бежит не гамбургер покупать, а бананы или клубнику.

Психологи подчеркивают, что в глобальном смысле только отсутствие постоянных стрессов и переживаний поможет россиянам избавиться от пагубных привычек.

Статистика

По данным Министерства здравоохранения России, после того как в стране начали внедрять комплексные меры по борьбе с курением, число курильщиков сократилось.

Так, в 2016 году в России среди мужской части населения курили 50,9%, а уже в 2016 году это число сократилось до 45%. Среди женщин число курящих снизилось менее чем на 1% – с 15 до 14,3%.

До перемен еще далеко

Как рассказали «Петербургскому дневнику» в Роспотребнадзоре, в настоящий момент обращение депутата Алексея Цивилева еще не поступило. С момента его поступления в контролирующий орган потребуется месяц на его рассмотрение. И лишь в случае, если инициатива будет признана достойной, Госдума, Министерство здравоохранения России, Роспотребнадзор и другие ведомства начнут работать над созданием закона.

В Роспотребнадзоре подчеркнули, что только после принятия закона будут разрабатываться правила по его соблюдению – проще говоря, штрафы для тех предпринимателей, которые продают фастфуд и не готовы терять клиентов из-за нового закона.

Так что в 2018 году пугающие надписи и страшные рисунки на картошке фри мы, скорее всего, не увидим.


Вы можете добавить «Петербургский дневник» в «Мои источники».

Закрыть