Ужасы и неврозы нашего города
Единственное в России стационарное отделение неврозов и психотерапии отмечает 85-летний юбилей. В Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева психотерапевты со всей страны обсуждали душевные проблемы россиян.
В Бехтеревском центре состоялся Всероссийский конгресс с международным участием "Отечественная психотерапия и психология: становление, опыт и перспективы развития". Специалисты отметили, что, по прогнозам ВОЗ, к 2020 году сердечно-сосудистые недуги и рак уступят пальму первенства депрессиям и неврозам. Сегодня жертвами депрессии являются почти 5% населения планеты. При этом только чуть более 1% больных отдают себе отчет в том, что больны. Две трети лиц, страдающих депрессией, обдумывают способ ухода из жизни, а 15% приводят этот замысел в исполнение.
Но самые трудные пациенты – люди, пребывающие в пограничном между болезнью и здоровьем состоянии. О том, что так мучает петербуржцев, рассказала "ПД" руководитель отделения пограничных психических расстройств и психотерапии, вице-президент Российской психотерапевтической ассоциации, доктор медицинских наук Татьяна Караваева.
Кто еще не болен, но уже не здоров
В стационарное отделение Института Бехтерева попадают те, кто не страдает тяжелыми психическими расстройствами, но уже не в состоянии справиться с мучительной душевной болью. И тут задача врачей – подобрать соответствующее соотношение медикаментов и психотерапевтического лечения, чтобы не было так называемого феномена "отложенной жизни", как в "большой психиатрии", – когда жизнь делится на "до", "во время" и "после" серьезного лечения.
"В основном к нам попадают люди с тревожными нарушениями, что весьма характерно для жителей мегаполиса. Многозадачность, требования социальной среды, постоянные перегрузки – и человек не выдерживает. Вторые по частоте – пациенты с депрессивными нарушениями. Растут нарушения сна, психосоматические расстройства. Появилось и кое-что новое – пациенты с психогенным перееданием: когда люди заедают свои стрессы", – рассказала Татьяна Караваева.
Спасти из среды
Теоретически с такими жалобами люди могут идти и в амбулаторную помощь. Госпитализацию рекомендуют, когда у больного слишком выраженные клинические симптомы, например, когда из-за фобии он не может нормально жить, работать, передвигаться по городу. Или когда надо избавить человека от психотравмирующей ситуации – вырвать из среды, в которой по какой-то причине ему крайне некомфортно жить.
"У нас долго лечился чудесный мужчина, который в авиакатастрофе потерял всю семью, а сам не попал на этот рейс только потому, что ему не хватило билета", – говорит Татьяна Караваева.
В отделении лечатся люди, которые из-за фобий не могут летать на самолетах и вынуждены терять перспективную работу, те, кто не рискует спускаться в метро или панически боится пожаров.
Еще одна категория пациентов – имеющие различные зависимости. Например, в стационар жена привела очень успешного когда-то бизнесмена, который настолько был зависим от игромании, что проиграл не только несколько квартир и машин, но и собственное казино.
"Он прошел курс лечения, и я точно знаю, что потом он 3 года не играл. Но вот что с ним сейчас – не знаю: мужчина пропал из нашего поля зрения", – говорит доктор.
Специалисты Бехтеревского института признают, что их услуги востребованы, – люди все больше стали обращаться за помощью к психологам и психотерапевтам. Но в отделение "с улицы" попасть непросто, хотя оно и бюджетное: должны быть действительно веские основания. Петербуржцам будет легче получить помощь психотерапевта, если в городе расширится сеть амбулаторной психотерапевтической помощи, о чем ранее писал "Петербургский дневник".
Вы можете добавить "Петербургский дневник" в "Мои источники".