Руководители театров и музеев рассказали, по каким законам должна жить культура
Последние события в театрах вновь заставили задуматься о политике в этой сфере. Свои предложения представили деятели искусства Петербурга.
Как должны складываться отношения власти и деятелей культуры? Что такое цензура и допустима ли она? И что нужно сделать, чтобы меценаты шли в эту сферу охотнее? Для обсуждения всех этих проблем собрались люди не просто причастные к культуре, а те, кто своим творчеством и талантом и создает эту самую культуру. Модератором встречи выступил член президентского Совета по культуре директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Особая сфера
По словам Михаила Пиотровского, существующий закон, который в пресловутые 1990-е годы спас многие учреждения культуры, устарел и нуждается в корректировке.
"Появились новые положения, которые противоречат и мешают работе, начиная с законов о тендерах и заканчивая разными запретительными мерами", – сказал он.
Вот почему, напомнил Михаил Пиотровский, на заседании Совета по культуре, которое состоялось в конце 2017 года, было объявлено о подготовке нового закона. И поручено это сделать самим деятелям культуры, общественным организациям и творческим союзам. По мнению Михаила Пиотровского, культура – это особая сфера, для нее нужны свои правила. Главное, что больше всего возмущает творческих людей, – причисление культуры к сфере услуг.
"Культура, которая всегда была гордостью нации, превратилась в услугу низшего ранга и стоит где-то рядом с похоронными услугами, что неправильно", – считает он.
Директор Эрмитажа напомнил, что уже есть такой документ, как "Основы государственной культурной политики".
"Создание закона – следующий этап. Сюда входят такие вещи, как свобода творчества, невмешательство государства в творческую деятельность, делегирование государством части полномочий общественным институтам, разграничение полномочий субъектов РФ", – уточнил Михаил Пиотровский.
Нужна перезагрузка
Важнейшая задача, заявили участники заседания, – сглаживание неравномерного культурного развития в регионах страны.
"Очень важно учесть специфику регионов. Одно дело, когда речь идет о Петербурге или Москве, и совсем другое, если мы говорим о регионах. К тому же страна у нас многонациональная. И это тоже надо учитывать", – сказала заслуженная артистка России Анастасия Мельникова.
По мнению народного артиста России Бориса Эйфмана, на Минкульте лежит слишком много задач из разных сфер, поэтому он и недорабатывает.
"Задача Министерства культуры – не поддержка Эрмитажа или Большого театра (они должны идти отдельной строкой), а культура глубинки, которая сейчас запущена, хотя спрос на культуру там существует. Нужна перезагрузка", – считает Борис Эйфман.
Денежный вопрос
Своим опытом поделился народный артист России Александр Панкратов-Черный. Он несколько лет устраивал выставки провинциальных художников в крупных городах, проводил фестиваль памяти Михаила Евдокимова на Алтае. Но дело застопорилось после того, как часть средств, выделенных меценатами, перестала доходить до адресатов. А когда артист сам решил выступить в роли благотворителя и перечислить свой гонорар за книгу стихов в Дом ветеранов сцены, эти деньги опять не дошли по назначению.
"Многие меценаты предлагают оплатить постановку спектакля, изготовить декорации, но опасаются, что деньги могут исчезнуть. Поэтому я призываю: нам нужен такой закон о культуре, чтобы государство с нами сотрудничало и помогало. Чтобы был госконтроль, но в нашу пользу", – заявил он. И предложил создать в России союз меценатов.
О более рачительном подходе к деньгам говорил и народный артист России, худрук – директор театра "Русская антреприза" им. Андрея Миронова Рудольф Фурманов. Он рассказал, что как-то во время встречи в проводимой им "Театральной гостиной" к министру культуры РФ Владимиру Мединскому с жалобой на маленькую зарплату обратилась одна из актрис Театра им. В. Ф. Комиссаржевской.
Самому Рудольфу Фурманову такая ситуация кажется несколько странной. "Как могло случиться такое, если театр зарабатывает деньги? – недоумевает он. – Наш театр находится на субсидии у государства. А почему некоторые госорганизации живут на бюджетные деньги? Например, в Театре наций у Евгения Миронова билет стоит по 20-30 тысяч. Но он бюджетный! Должна быть субсидия государства на каждый проданный билет".
"Нужно точно определить формы поддержки частных инициатив. Баланс частного, государственного и общественного должен четко соблюдаться", – считает Михаил Пиотровский.
О цензуре
Еще одна острая тема, которую затронули собравшиеся, – цензура.
По словам Рудольфа Фурманова, отношение к этому понятию некоторых деятелей культуры вызывает удивление. "Когда деньги на постановку выделяет меценат, никого не беспокоит, что он выставляет свои условия. А если государство дает деньги и что-то при этом требует, – все: скандал, цензура! Надо не власть обвинять, а уважать чувства людей", – возмутился он.
Исправить ситуацию, по его мнению, может только самоцензура, но в новом законе должны быть прописаны "правила игры". То есть обязательства исполнителя, которые он берет на себя в том случае, если получает субсидии из бюджета.
Также деятелей искусства беспокоит, когда режиссеры меняют содержание пьес классиков.
"Государство должно отстаивать интересы классиков. Сегодня, если человек написал пьесу, а режиссер изменил в ней хоть слово, такой скандал! А посмотрите "Гамлета" в нашем Театре им. Ленсовета. Гамлет – женщина, Офелия – мужчина. Если в театр приходят на Шекспира люди, которые его не читали, они там вообще ничего не поймут", – считает народная артистка России Лариса Луппиан. По ее мнению, если изменено хотя бы 20% текста, это уже нельзя считать классикой.
"Культура – это не только театры и музеи, но и общение, – уверен Рудольф Фурманов. – Я не могу представить, чтобы Товстоногов, Гранин и Лихачев, сидя в студии одного из центральных каналов, начали бы хамить друг другу или обливать друг друга водой. А сегодня многие воспринимают это как нечто естественное. Культура – это умение понимать, слушать и слышать. И она воспитывается с детства".
Михаил Пиотровский, директор государственного Эрмитажа: "Мы уже не первый раз обсуждаем концепцию закона о культуре. Уверен, что этот важный диалог будет продолжен и наши предложения обязательно будут учтены при разработке нового документа".
Анастасия Мельникова, заслуженная артистка России: "У Юрия Кузнецова более ста фильмов, это блестящий актер. Но решение о присвоении ему народного артиста можно принять только в Москве, а там бюрократия страшная и мы не можем ничего сделать".
Рудольф Фурманов, худрук театра "Русская антреприза им. Андрея Миронова": "Наш театр – единственный в России, созданный с принципиальной задачей не висеть на шее у государства, а все делать самим. Считаю, что государство помогать не обязано, но оно помогает и за хороший труд дает субсидии".
Лариса Луппиан, народная артистка России: "Все эти театральные награды – "золотые софиты" и "маски" наносят очень большой вред, они необъективны, и люди теряют ориентацию в пространстве. Надо судить по зрительскому успеху".
СПРАВКА:
Развитие федеральных театров в 2012-2016 годах привело к следующим результатам: на 22% увеличилось количество спектаклей, на 28% выросла посещаемость, на 105% увеличился рост доходов от основных видов деятельности".