Яндекс.Метрика
  • Святослав Афонькин

В Петербурге хотят официально запретить терять в метро багаж. Что не так с "законом о забывчивости"?

Депутаты петербургского парламента предложили штрафовать горожан за забытые в метро вещи. Как эту идею можно реализовать на практике и нужно ли это делать, разбирался "Петербургский дневник".

Депутаты петербургского парламента предложили штрафовать горожан за забытые в метро вещи. Как эту идею можно реализовать на практике и нужно ли это делать, разбирался "Петербургский дневник".

В начале марта члены Законодательного собрания Петербурга Мария Щербакова и Денис Четырбок обратились к председателю Комитета по транспорту Александру Головину. Законотворцы попросили чиновника изменить правила пользования метрополитеном: официально запретить пассажирам терять свой багаж. Парламентарии мотивировали это тем, что из-за оставленных сумок в метро постоянно закрываются станции, от этого городской бюджет теряет деньги, а люди не могут вовремя добраться на работу.

Более того, народные избранники пообещали разработать поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые позволят штрафовать забывчивых пассажиров. Правда, авторы идеи ничего не сказали о предполагаемом размере штрафа, да и сам механизм отлова нарушителей пока остается загадкой. 

Непрактично и негуманно

Забытые горожанами и найденные сотрудниками метро сумки, пакеты, телефоны и документы отправляются на 10-дневное хранение к дежурному по станции. Если хозяева ценностей за этот срок не объявились, то вещи отправляются в стол находок Центра утерянных документов и средств связи. Сотрудники организации стараются найти владельцев вещей в течение 6 месяцев, а если этого не получается, то находки отправляются на утилизацию.

Как рассказал "ПД" заместитель генерального директора центра Дмитрий Бернштейн, около половины забытых документов и телефонов находят своих владельцев, а вот с предметами гардероба и иным багажом все гораздо сложнее. Когда в рюкзаке или сумке нет никаких документов, по которым можно найти собственника, то они, скорее всего, останутся на складе до утилизации, если владелец не объявится сам, так как найти его практически невозможно.

Бернштейн отметил, что инициатива петербургских депутатов не очень разумна и едва ли может быть реализована на практике. По его словам, штрафовать горожан за забытые вещи к тому же негуманно.

"Когда человек что-то забывает, то это для него ущерб и уже наказание. Люди переживают большой стресс, когда что-то теряют, и мы знаем об этом не понаслышке, так как постоянно общаемся с ними. Мне кажется, что штрафовать их за это еще и бессмысленно", – сказал Бернштейн.


Да и нарушителей нужно будет выслеживать по камерам, что сделать не так-то и просто, добавил замдиректора центра.

Автор обращения депутат Денис Четырбок в разговоре с "ПД" уточнил, что, по его информации, значительная часть подозрительных вещей, из-за которых закрывают метро, – просто мусор. По мнению народного избранника, те, кто его оставляют, не сильно переживают о потере.

"Сейчас в правилах метрополитена нет требования к пассажирам не забывать свои вещи. В итоге люди просто избавляются от мусора в метро, оставляют какие-то коробки и бесхозные пакеты, в которых нет ничего ценного. Зачастую станции закрывают не из-за кошельков, золотых слитков и бриллиантов, а именно из-за мусора. Таким образом, необдуманные действия одного человека приводят к тому, что тысячи людей мерзнут у входа в метро или вынуждены пользоваться не всегда удобным наземным транспортом",– сказал Четырбок.

Депутат пояснил, что административной ответственности должны подвергаться только лица, которые неоднократно оставляли свои вещи на станциях. При принятии решения о наказании должна учитываться конкретная ситуация, как и в любом уголовном расследовании, считает парламентарий.

"Если человек забыл свои вещи из-за заболевания или не имея никакого плохого умысла и сделал это по объективным причинам, тот тут никакого наказания быть не может",– добавил народный избранник.

Мирные альтернативы

Эксперт в сфере общественного транспорта Владимир Валдин заявил "ПД", что такие меры избыточны, а проблемы закрытия станций нужно решать иным путем.

"Можно вообще не пускать людей в метро, тогда вообще проблем не будет", – сказал Валдин.

По его словам, Петербургский метрополитен – единственный в России, который закрывает станции после обнаружения бесхозных предметов: уже давно существуют технологии, позволяющие этого не делать без ущерба для безопасности пассажиров.

В свою очередь, депутат Четырбок считает, что трагический опыт апрельского теракта метро заставляет более чем серьезно относиться к вопросам безопасности, и это правильно.

"Выбирая из удобства и безопасности, нужно выбирать безопасность. Малейшее расслабление может привести к тяжелым последствиям. События 3 апреля – тому подтверждение. Если нужно ограничить доступ людей, чтобы исследовать опасный предмет, то это, конечно, надо делать", – сказал Денис Четырбок.

В самом метрополитене пока не готовы как-то комментировать инициативу. Однако в организации отметили, что рады вниманию со стороны городских депутатов к этой проблеме, которую пока что пытаются решить аудиообъявлениями и серией шаржей художника Ильи Тихомирова на забывчивых пассажиров.

В Комитете по транспорту "ПД" сообщили, что сегодня нет правовых оснований, чтобы вводить новые штрафы.

"Это было бы возможно, если бы в правилах пользования Петербургским метрополитеном бы пункт, обязывающий пассажиров держать свои вещи в непосредственной близости от себя, однако в настоящее время такого пункта правила не содержат", – выразил позицию комитет.

В ведомстве сообщили, что на сегодняшний день предложение парламентариев все еще рассматривают, никакого конкретного решения по этому вопросу нет.