Голодали ли на Голодае и кто придумал Бармалея?
Кто придумал Бармалея и откуда происходит название острова Голодай? Историк, журналист, член Топонимической комиссии Алексей Ерофеев рассказал ученикам академической гимназии №56, кто и как присваивает имена городским улицам и как в северной части Петербурга появился "Цветной город".
Гость с порога решил включить воображение ребят. "Кто знает, что появилось раньше – герой Корнея Чуковского Бармалей или Бармалеева улица?" – спросил он. Выслушав версии, Алексей Ерофеев рассказал, как было на самом деле. Как-то раз в 1920-е годы по Бармалеевой улице на Петроградской стороне шли знаменитый детский писатель Корней Чуковский и один из самых "петербургских" художников Мстислав Добужинский. И Добужинский спросил: откуда такое название – "Бармалеева"? "Дискуссия дальше пошла примерно как у нас с вами, были высказаны различные догадки. Но Добужинскому этого показалось недостаточно. И он изобразил усатого невысокого коренастого человечка. А Чуковский написал о Бармалее сказку, которую все мы читали в детстве. Истина выяснилась только в 2005 году, когда исследовательница Лариса Бройтман установила, что улица получила имя Андрея Ивановича Бармалеева, который служил в полиции и проживал здесь с женой и пятью детьми в середине XVIII века при Екатерине II", – рассказал Алексей Ерофеев.
В ТЕМАТИЧЕСКИХ КУСТАХ
Долгое время улицы города получали названия стихийно. Петр I вообще не утруждал себя наименованием улиц. Далее были отдельные попытки навести порядок в этом деле. Системный подход в городскую топонимику привнес в 1858-1859 годах Александр II, взявшийся переименовывать улицы с одинаковыми названиями. Например, в разных слободах Петербурга оказалось пять Морских и несколько Офицерских улиц. Тогда же был введен принцип тематических кустов. Например, улицы в районе Смольного стали называть по городам центральной России: Тульская, Ярославская, Костромская. В районе Александро-Невской лавры – по городам Малороссии: Харьковская, Полтавская, Миргородская.
Принцип тематических кустов был нарушен после революции 1917 года, когда улицы и проспекты столицы массово переименовывались в честь героев революции, и вернулся в топонимику Ленинграда в послевоенный период. Город рос, появлялось много новых улиц. Южная часть города, где шли ожесточенные бои за Ленинград, получили имена героев Великой Отечественной войны. В районе Крестовского острова преобладают спортивные названия.
Алексей Ерофеев приоткрыл детям небольшую тайну: на согласовании в правительстве города находятся инициативы по присвоению двум скверам имен великого тренера ленинградского баскетбольного "Спартака" Владимира Кондрашина и великого игрока этой команды и сборной СССР Александра Белова. "Это прямо за вашей школой. Согласования должны завершиться в течение года", – сказал краевед.
Любопытно: земли острова Голодай, который отделяет от Васильевского острова река Смоленка, принадлежали англичанину по фамилии Holidey. Это слово было неудобно для русского уха, поэтому его превратили в Голодай.
ВЕСЕЛЫЕ ДОМА
Отвечая на вопрос об удачах в работе Топонимической комиссии, Алексей Ерофеев рассказал о "Цветном городе" на севере Петербурга. Здесь удалось создать территорию детских писателей и даже вовлечь в проект застройщиков: "Мы дали улицам имена Чуковского, Маршака, назвали бульвар в честь Евгения Шварца, здесь же нашлось место для увековечения талантливых иллюстраторов. Мы предложили застройщикам делать дома в этом районе цветными, веселыми. И это получилось".
Дети не унимались. Их интересовало, почему гость увлекся топонимикой. Он рассказал о книжке "Почему так названы", которую подарили его сестре, и своем способе прогуливания уроков: "Я отправлялся на трамвае незнакомого маршрута, чтобы узнать, что же находится на его кольце".