Детские инфекционные больницы Петербурга ждут реанимации
Наступивший 2018 год дал старт 10-летию детства в России. Особое внимание планируется уделить здравоохранению, демографии, поддержке материнства. Инициатор программы председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе недавнего визита в Санкт-Петербург сделала на медицину. Определены первые болевые точки, которые нуждаются уже не в терапии, а в реанимации.
Вице-губернатор Анна Митянина и сенатор от Петербурга Андрей Кутепов посетили две из пяти детских инфекционных больниц: Детскую городскую больницу Святой Ольги (№ 4) на Земледельческой и Детскую инфекционную больницу № 3 на Большом проспекте Васильевского острова. Почему именно их, стало понятно непосредственно в ходе визита высоких гостей. Оказалось, что как минимум две нуждаются в немедленной модернизации, а одна должна быть удалена из исторического центра города, так как попросту опасна для окружающих.
Унизительные очереди
Больница Святой Ольги – единственная в Санкт-Петербурге, которая лечит детей с тяжелейшим заболеванием муковисцидозом, вошедшим с 2018 года в список особо редких, орфанных заболеваний. Кроме того, в детском стационаре, работающем в режиме скорой помощи, помогают детишкам с ОРВИ, включая тяжелые поражения бронхо-легочной системы, работают по профилю оториноларингология, делают сложные операции на пораженных ЛОР-органах и в полости рта. В единственном на весь север и запад мегаполиса отделении экстренной госпитализации детей с судорожными и другими пароксизмальными состояниями спасают малышей на 120 имеющихся койках. Действует реанимация, в том числе реанимация новорожденных, родившихся с экстремально низкой массой тела. Врачи и средний медперсонал стараются изо всех сил, и это видно по благодарным отзывам, улыбкам и чистоте в палатах и коридорах. Но, чтобы попасть сюда в пиковые периоды эпидемий ОРВИ, родители с детьми часами ждут в приемном покое, а потом сутками живут в коридорах.
Сенатору и вице-губернатору эти койки в коридорах и даже в боксах показали, не стесняясь. Да, госпитализация не успевает за потоком больных. И так происходит практически круглый год – разве что кроме короткого петербургского лета. Мамы терпят неудобства, потому что здесь хорошие врачи и потому, что деваться попросту некуда: больница – опорная площадка по муковисцидозу, а по вирусным инфекциям весь север города, напомню, обслуживает только эта больница № 4.
Главный врач Татьяна Начинкина говорит, что их главная мечта – расширение площадей, тем более что возможности позволяют, и новое отделение можно построить тут же, на месте старого заброшенного сада. Здесь бы разместились и 60 необходимых больничных коек, и залы для лечебной физкультуры, причем даже с маленьким стадионом. Вторая мечта – современный компьютерный томограф, потому что сейчас детишек приходится возить для точной диагностики к соседям. Еще нужен современный газоанализатор в реанимацию, модернизация и замена другого оборудования, капремонт, в конце концов. Но больше всего нужда в новых площадях. Новые площадки увеличат проходимость пациентов в 2,5 раза, стационар избавится от унизительных очередей в скорой помощи и приемном покое, а маленькие пациенты перестанут заражать друг друга, находясь в такой тесноте.
Больница-призрак
Туберкулез у малышей от нуля лет в нашем городе лечат только в Детской инфекционной больнице №3 на Большом проспекте Васильевского острова. Другие стационары и НИИ берут детей постарше – лет с пяти, а вот все самые маленькие, в том числе брошенные, отказники, дети мигрантов, оказываются в этих старых стенах. В очень старых стенах – больнице на Васильевском более 125 лет. Здесь на 187 койках месяцами лечатся дети, больные туберкулезом (около 80 человек), вирусными инфекциями, гастроэнтеритами. Например, один малыш из многодетной и, видимо, не самой благополучной семьи буквально жил на больничной койке 18 месяцев. Практически один. Сейчас здесь 8 маленьких пациентов, у которых, помимо чахотки, СПИД. Не ВИЧ, а уже СПИД. И эти дети никому, кроме врачей и медсестер, не нужны. Часто к ним попросту не приходят.
Вообще создается впечатление, что об этой больнице все забыли. Дело в том, что ее обещали расформировать еще в 2000 году – то есть 17 лет назад, но то ли не смогли найти инвесторов на тяжелое туберкулезное наследство, отягощенное несколькими охраняемыми государством историческими памятниками, то ли еще почему. Врачи говорят, что все эти 17 лет живут на чемоданах. Уже спасенные ими дети успели вырасти, а некоторые – и родить своих детей, а больница все ждет новой светлой жизни.
Ждет, надо сказать, в непростых условиях. Оборудование, как заметила в беседе с «ПД» вице-губернатор Анна Митянина, «времен модернизации – то есть 2006-2011 годов». Главное диагностическое оборудование фтизиатров – рентгеновский аппарат – устаревший и еле дышит. Палаты аскетичны даже с учетом инфекционной составляющей: только койки и тумбочки. В игровых для детей, которых здесь находятся месяцами, мало игрушек, бытовой теле- и аудиотехники, нет никакого нормального спортивного и физкультурного снаряжения. Персонал говорит, что буквально собирают инвентарь отовсюду. На сайте больнице размещено объявление, что медучреждение будет благодарно за любую помощь для улучшения условий пребывания маленьких пациентов. Но желающих явно недостаточно: за последние 4 года – лишь два благотворителя (банк и частное лицо).
«Был период, когда нам неплохо помогали. Но сейчас как-то про нас все забыли. Очень много брошенных детей, к которым не приходят родственники. Некоторые малыши месяцами живут вообще одни, у нас даже палаты есть одиночные. Не в смысле что на одного человека, а для детей-одиночек», – рассказывают врачи.
Вице-губернатор Анна Митянина прокомментировала ситуацию «ПД»:
«Период 2018-2027 годов объявлен Десятилетием детства. На государственном уровне принято решение переосмыслить все концепции, связанные с детьми, в том числе по медицинскому обеспечению. Инициатива нынешнего объезда принадлежит сенатору и вице-губернатору, так как мы видим определенные сложности в обеспечении медицинской помощью инфекционных больниц. Когда отмечается превышение эпидпорога заболеваемости вирусными инфекциями, очевидна нужда в госпитализации, особенно с учетом особенностей нашего региона. У нас в городе всего пять точек, куда можно госпитализировать детей с инфекционными болезнями (больница Святой Ольги № 4, Филатовская больница № 5, детская инфекционная в Колпино, детское отделение в Боткинской на Писаревке и 3-я инфекционная на Васильевском острове). Но в эпидсезон дети лежат в коридорах, не всегда есть возможность оперативно поставить диагноз и начать лечение. Это требует нового взвешенного подхода».
Анна Митянина также рассказала о перспективах детских стационаров:
«Мы хотим поставить перед Советом федерации вопрос о возможности переосмыслить темы, связанные с инфекционными больницами в Санкт-Петербурге, и особенно – тему с туберкулезом. Отделение в 3-й больнице на Васильевском острове – единственное в городе, которое имеет систему сопровождения и наблюдения туберкулезных больных с самого раннего возраста. Многие пациенты постоянно находятся здесь, максимальный срок пребывания ребенка – 18 месяцев! Здесь 80 туберкулезных коек, они обеспечивают потребности Санкт-Петербурга, но, конечно, место и условия пребывания не соответствуют никаким стандартам. Следовательно, необходим совместный подход к решению этой проблемы. Необходимо говорить о перебазировании больницы и формировании нового учреждения с тем, чтобы связать ее с детскими туберкулезными санаториями и оказывать медицинскую помощь по новым стандартам.
Ну и само нахождение туберкулезной больницы в центре Васильевского острова несколько странно. Она заразна по своей сути, и гарантии того, что бывших пациентов будут вести также аккуратно и после выписки, нет. Они вернутся в социум, а что дальше? Увы, эта категория детей не уменьшается, печальную статистику пополняют миграционные процессы. Не обращать на это внимание нельзя.
Наличие туберкулезного статуса и охранная зона не позволяет сделать инвестиционный проект, он получается очень дорогой. Поэтому, думаю, это будет обязанностью городского бюджета и, возможно, федерального – произвести выведение этой функции в другие зоны, вероятно, пригородные районы, и построить нормальное учреждение.
Бюджет расписывается на 3 года вперед. В течение трех лет мы должны определиться с этим вопросом», – сообщила Анна Митянина.