Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Может ли каско довести автолюбителей до тюрьмы?

Все больше горожан попадаются на удочку мошенников, пользующихся слабостью хлебнувших горя автовладельцев. Страхование автомобиля – дело, безусловно, необходимое: оно прибавляет водителям спокойствия, однако далеко не все они оформляют каско.

Все больше горожан попадаются на удочку мошенников, пользующихся слабостью хлебнувших горя автовладельцев. Страхование автомобиля – дело, безусловно, необходимое: оно прибавляет водителям спокойствия, однако далеко не все они оформляют каско.

Многие автовладельцы считают недешевый полис каско излишней тратой. 

Статистика угонов 

Угон автомобиля в Северной столице, увы, не редкость. Так, согласно информации ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти, за прошлый год в Северной столице зафиксировано около 5 тыс. угонов. Правоохранителям удалось обнаружить и вернуть владельцам 2,8 тыс. автомобилей, 2,2 тыс. из которых похищены в 2017 г. Традиционно подавляющее большинство похищенных автомобилей приходится на легковушки – 90%. Половина угонов – это "Киа", "Хендэ", "Рено" и "Форд". Каждый третий угон приходится на северную часть города. "Как правило, хищение автотранспорта в Петербурге совершается в приграничных с Ленинградской областью районах, прилегающих к транспортным артериям региона, что позволяет злоумышленникам оперативно переместить похищенные автомобили в другие субъекты России", – сообщили в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти. 

День не задался 

Классическая ситуация: сонный автомобилист выходит поутру из дома и видит пустое парковочное место, где еще вчера стояла любимая машина. Хватаясь за голову, он начинает звонить во все инстанции. И без того не очень веселое утро становится уж совсем кислым. Теплится надежда, что машину просто забрали на штрафстоянку, но авто было припарковано правильно, значит, и забирать не должны, верно? Спустя некоторое время становится ясно: машину угнали, надо писать заявление в полицию, и вообще проблем прибавилось. И, как назло, нет каско, то есть рассчитывать на выплату страховой премии не приходится, остается только кусать локти. Раздосадованный водитель пишет в соцсетях пост, в котором описывает приметы своего авто: где старая царапина, а где вмятина и т. п. 

Вдруг кто поможет найти злоумышленников? Спустя некоторое время он получает сообщение от сердобольного пользователя: "добродетель" предлагает оформить каско задним числом. В большинстве случаев мошенник представляется сотрудником одной из страховых компаний, называет конкретный адрес и название фирмы. Растерянному автолюбителю предлагают созвониться и обговорить детали. Предприимчивый страховщик обещает обстряпать дело за 2-3 дня, конечно, с полной оплатой каско и доплатой за риск. "Люди, которые хотят обмануть страховую компанию, должны понимать, что вне зависимости от того, кто им это предложил (родственник, друг или незнакомый человек), они нарушают закон. Соглашаясь на подобные уловки, автомобилисты становятся соучастниками преступления", – подчеркивает Александр Холодов, председатель координационного совета по Санкт-Петербургу и Ленинградской области межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора". 

Возможные варианты 

У этой истории есть две концовки. Первый вариант. Отдав деньги, водитель понимает, что больше их не увидит – так, собственно, и происходит: мошенник просто оказывается вне зоны действия сети. Второй: наивный автолюбитель получает красивую бумажку, с которой идет в страховую компанию, и тут выясняется, что бумага поддельная. В этом случае статья за мошенничество грозит уже самому потерпевшему. Злоумышленники понимают, что в полицию одураченные автолюбители не пойдут, ведь налицо нарушение закона и с их стороны, а значит, и бояться нечего. "Чисто по-человечески эта ситуация понятна: водитель хочет вернуть свои деньги, но надо делать все по закону. Тогда вероятность попасться на удочку мошенников будет минимальной. Думаю, эти дельцы как раз хотят воспользоваться тем, что человек находится в состоянии аффекта, ему хочется поскорее решить эту проблему", – говорит Валерий Солдунов, председатель Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов. По его словам, из-за несовершенства российского законодательства бывают случаи, когда люди не получают положенных выплат, даже имея на руках действующий полис каско. 

К примеру, водитель хочет отремонтировать автомобиль после той или иной ситуации на дороге. Ему говорят, мол, нет проблем, вам необходимо проехать в такой-то сервис-центр, расположенный ну очень далеко и неудобно. Все же добравшись до сервиса, водитель снова встречает преграду. Якобы он должен занять место в солидной очереди и ждать несколько дней, а то и недель. Но... за определенную плату процесс можно и ускорить. "Автомобилисты нередко жалуются на подобные ситуации. Необходимо перевести эти "очереди" в электронный вид, сделать процесс прозрачным, чтобы автомобилист понимал, сколько людей в очереди и на какие числа они записаны. Это исключило бы многие ситуации, которыми пользуются дельцы для выкачивания денег из автовладельцев", – считает Валерий Солдунов. Стоит отметить, что ранее мошенники пользовались другой тактикой. По словам Александра Холодова, владельцы угнанных автомобилей получали предложения о возврате авто за треть или половину его стоимости. Иногда автомобили действительно возвращали.

Александр Холодов, председатель координационного совета по СПб и ЛО МООА "Свобода выбора""Нельзя идти на поводу у мошенников. Не думаю, что кто-то хочет оказывать таким образом финансовую поддержку преступному бизнесу угонщиков и мошенников".