Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Закулисье БДТ: что можно узнать о легендарном театре, попав в актерскую зону

Мало кому удается заглянуть за кулисы театра. "ПД" на днях повезло. Перед премьерой спектакля "Три толстяка" вместе с Дирекцией театрально-зрелищных касс мы стали свидетелями невидимой из зрительного зала жизни БДТ.

Мало кому удается заглянуть за кулисы театра. "ПД" на днях повезло. Перед премьерой спектакля "Три толстяка" вместе с Дирекцией театрально-зрелищных касс мы стали свидетелями невидимой из зрительного зала жизни БДТ.

Здесь все дышит историей. Само здание было построено по проекту Людвига Фонтана в 1870-е гг., а театр открылся при участии Александра Блока и Максима Горького как "театр героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии". 

У современного театра тоже своя история. Несколько лет здесь шли ремонтно-восстановительные работы. Но, вопреки опасениям, он, став технически продвинутым, сохранил свое историческое лицо.

Блок и Горький 

"В левой ложе сидел Блок, в правой до революции – графиня Апраксина, это был ее театр", – рассказывает руководитель творческо-исследовательской части БДТ Вениамин Каплан. 

"Ну а великий главный режиссер Георгий Товстоногов руководил репетициями с шестого ряда зрительного зала, его пульт стоял у мест 176-177", – говорит народная артистка России Нина Усатова. 

Пока мы идем по лабиринту внутренних лестниц (что бы делали без провожатых!), наши экскурсоводы напоминают, сколько прекрасных актеров ходили здесь, спеша на главную в их жизни сцену. 

Случались и курьезы. Однажды, например, народный артист СССР Николай Трофимов, отличавшийся своей обязательностью, не явился к началу спектакля. В театре заволновались, стали срочно звонить ему и выяснили, что он сидит дома и смотрит телевизор. Тогда, чтобы не волновать артиста, решились на хитрость и сказали, что произошла замена спектакля и его просят приехать. Поворчав немного, Трофимов вскоре прибыл в театр, отыграл своего дядю Ваню. А когда проходил мимо доски, на которой и сегодня вывешиваются объявления о датах спектаклей, возмутился. 

"Это как так: сегодня был "Дядя Ваня" и завтра опять этот же спектакль…" И тут до него стало доходить, что он перепутал дни. 

"Хорошо, что рядом мы попросили побыть нашего доктора, потому что все знали, какой Трофимов ответственный человек и как сильно он может расстроиться", – вспомнили наши провожатые.

Только великие 

В одном из коридоров прямо на нас смотрит Георгий Товстоногов. Этот портрет, приобретенный у автора – художницы Ольги Ефимовой, удивительно точно передает пластику и манеру, в которой великий мастер проводил свои репетиции. 

"Видите, он привстает с кресла, чтобы что-то подсказать артистам. А за плечом у него не мистическое существо, а артист Кузнецов в роли Ангела "Б" в спектакле "Божественная комедия", – поясняет Вениамин Каплан. 

В мемориальном кабинете режиссера все сохранено, как при его жизни. Даже любимая пепельница из галантерейного магазина, которая путешествовала с Товстоноговым из кабинета в зал и без которой он не хотел начинать работать, стоит на привычном месте. По легенде, с коллективом новый худрук начал знакомство с фразы, ставшей позже крылатой: 

"Запомните, я несъедобен!" 

Именно Товстоногов сделал БДТ передовой сценой, гремевшей на весь мир. И с 1992 г. театр носит имя этого выдающегося режиссера. В кабинете Кирилла Лаврова, возглавившего театр после смерти Товстоногова, тоже музейная обстановка. Здесь мебель, которую артист привез из дома, подарки почитателей, фотографии, афиши. 

"Я пришла в театр уже после того, как Товстоногова не стало, меня пригласил Лавров. Это был человек слова и дела, что бы ни пообещал – никогда не забудет, даже если на бегу кому-то ответит, – вспоминает Нина Усатова. – Но и сейчас у нас есть прекрасные мастера и много талантливой молодежи". 

Пожалуй, самое большое впечатление производят гримерки с автографами великих на потолке. Здесь расписались не только известные актеры, но и другие выдающиеся люди. Например, маршал Жуков, художник Марк Шагал, писатели Александр Солженицын и Генрих Бёлль, поэт Булат Окуджава, английский артист Лоуренс Оливье и наш Юрий Никулин. Всего около 2 тыс. автографов. 

Идея, по словам Вениамина Каплана, родилась в гримерке, где сидели Сергей Юрский, Олег Басилашвили и Анатолий Гаричев. 

"Гаричев рисовал, и у него была банка с тушью. Они решили подурачиться и расписались. Потом поняли, что им попадет, и позвали ветерана театра народного артиста Полицеймако, чтобы он тоже расписался. Тот тоже оставил автограф, и понеслось", – рассказывает Вениамин Каплан. Сегодня известные посетители тоже оставляют свои автографы, только уже в следующей гримерке.

Сплошной эксклюзив 

А вот в просторных художественно-производственных мастерских рисованием занимаются всерьез. Здесь изготавливают декорации, мебель, реквизит. И, чтобы было максимально удобно и быстро, декорации расписывают, укладывая их прямо на деревянный пол. Да не простой, а выполненный по старинной технологии из хвойной древесины и уложенный для прочности (ведь, натягивая полотно, в пол приходится вбивать гвозди) не горизонтально, а вертикально. 

"Раньше такой же была и сцена – из лиственницы, только бруски были побольше. Кстати, материал был закуплен за 15 лет до установки, он высушивался на складе. Такой был серьезный подход. В театре в принципе все вещи эксклюзивные, дизайнерские – от декорации до костюма", – говорит заведующий мастерскими БДТ Денис Самойлов. 

Во  время экскурсии по закулисью мы увидели  огромный многоярусный торт. Он изготовлен специально к новому спектаклю "Три толстяка" по сказке Юрия Олеши в постановке Андрея Могучего, премьера которого состоялась в январе.