Яндекс.Метрика
  • Владимир Малышев

Кони барона Клодта

Недавно исполнилось 150 лет со дня смерти скульптора Петра Клодта. Его кони с укротителями на Аничковом мосту стали таким же символом Петербурга, как кораблик на шпиле Адмиралтейства или ангел на Александровской колонне.

Недавно исполнилось 150 лет со дня смерти скульптора Петра Клодта. Его кони с укротителями на Аничковом мосту стали таким же символом Петербурга, как кораблик на шпиле Адмиралтейства или ангел на Александровской колонне.

Потомок рыцарей из Вестфалии барон Петр Карлович Клодт родился в Петербурге в 1805 г. Он был сыном генерала, героя Отечественной войны 1812 г.

Детство и юность будущего скульптора прошли в Омске, где его отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса. Там и проявилась склонность юного барона к резьбе, лепке и рисованию. Больше всего ему нравилось изображать лошадей. Но, как и его предки, мальчик готовился к военной карьере. В Омске он учился в войсковом казачьем училище, а в возрасте 17 лет вернулся в столицу и поступил в артиллерийское училище.

При малейшей возможности он брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или вырезал лошадей в малых размерах, изучал позы, аллюры и повадки этих животных.

После окончания училища Клодт получил чин подпоручика и поступил на службу в учебную артиллерийскую бригаду, однако ушел с военной службы, чтобы посвятить себя скульптуре. Два года он учился самостоятельно, копировал современные и античные произведения искусства и работал с натуры, а потом стал вольнослушателем Академии художеств.

Все это время Клодт жил и работал в одном из подвалов, так как после смерти отца находился в стесненных обстоятельствах. Туда он даже заводил лошадей и рисовал их в разных ракурсах. Вскоре его статуэтки лошадей из дерева начали распространяться по Петербургу, вызывая восторг. Кто-то из свиты преподнес Николаю I деревянного всадника. Обожавший подобные игрушки и, как известно, любивший "поиграть в кавалерию" царь поинтересовался именем автора и заказал ему вырезать отряд конногвардейцев.

"За этих – прощаю"

Клодт отличался редким трудолюбием и быстротой в работе.

По его модели была отлита шестерка лошадей, впряженная в колесницу Славы, установленную на арке триумфальных Нарвских ворот. Однако настоящую славу принесла ему работа над "Укротителями коней" – скульптурами, которые сегодня можно увидеть на Аничковом мосту через Фонтанку. Первоначально они должны были стоять совсем в другом месте – на пристани Адмиралтейского бульвара.

Прямым прообразом творения Клодта стали фигуры Диоскуров на Римском форуме на Капитолийском холме, но у этих античных скульптур был налицо неестественный мотив движения, а также нарушение пропорций: по сравнению с увеличенными фигурами юношей кони выглядели слишком маленькими. В 1833 г. модели Клодта были одобрены советом Академии художеств и утверждены императором.

По семейному преданию, высочайшее согласие было получено при довольно оригинальных обстоятельствах. Однажды на Дворцовой наб. кучер Клодта вздумал в нарушение всех правил этикета соревноваться в скорости езды с кучером самого государя и даже посмел обогнать царя. Взбешенный Николай успел только погрозить кулаком вслед быстро удалявшейся коляске Клодта. Через несколько дней император неожиданно нагрянул в мастерскую скульптора для осмотра моделей "Укротителей". Он долго стоял перед скульптурной группой молча, а потом "изволил вынести вердикт": "За этих – прощаю!"

Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 г. Увиденное поразило всех.

"Толпами собираются люди у нового Аничкова моста, – писали газеты, – жизнь человека и коня на Аничковом представляет новый мир в искусстве".

Вскоре Клодт был назначен профессором академии, получил при ней квартиру и мастерскую. Мало того, он возглавил еще и Литейный двор и стал первым в истории русского искусства скульптором-литейщиком.

Не с первой попытки

Однако после установки на Аничковом мосту первой бронзовой пары "Укротителей" Клодт очень долго не мог поставить в Петербурге вторую.

Повторные бронзовые отливы отправили в Берлин в качестве подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму, который был от них без ума. Николай I подарил их королю прямо "с моста". Клодту пришлось потом самому сопровождать щедрый подарок в Берлин, где его коней установили на самом почетном месте – у королевского дворца. Однако потомку вестфальских рыцарей и немцу по крови Берлин совершенно не понравился. "Здешние яства и вина променял бы на черный хлеб да квас – только бы поскорее вернуться в Россию!" – с грустью писал он в письме художнику Карлу Брюллову.

Третья пара приглянулась другому европейскому монарху – правителю Королевства обеих Сицилий Фердинанду, пожелавшему незамедлительно видеть их в Неаполе. Там они и стоят до сих пор у входа в дворцовый сад.

А три другие пары коней, также отлитые Клодтом, отправили в Стрельну, Петергоф и усадьбу князя Голицына в Кузьминках под Москвой.

Таким образом, громадный труд скульптора с "Укротителями" на Аничковом мосту длился в общей сложности 20 лет – только в 1851 г. все гипсовые кони были наконец заменены бронзовыми.

А в народе запомнилась грубоватая фраза, которую в восторге от скульптур произнес Николай I: "Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец!"

В 1941 г., во время блокады, скульптуры покинули Аничков мост и были закопаны в саду Аничкова дворца. После снятия блокады они вернулись на прежнее место. А на одном из гранитных постаментов и сегодня можно заметить выбоины, оставленные осколками немецких снарядов.

По античным канонам

Мастерство Клодта в изображении лошадей было так велико, а пристрастие именно к их изображению так заметно, что в Петербурге его называли "скотским скульптором".

Он передавал с необычной точностью и мастерством все складки кожи, все мускулы, каждую жилку, каждое движение животного.

Лошади у него как живые, каждая со своим норовом, со своим особым характером. По мнению специалистов, в этом деле Петр Клодт больше всех приблизился к античному канону красоты в изображении животных и по праву считается лучшим анималистом в истории российской скульптуры.