Петербуржцы помогут выбрать проект нового музея обороны и блокады Ленинграда
В манеже Конюшенного ведомства открылась выставка проектов нового музейно-выставочного комплекса "Оборона и блокада Ленинграда". Всего выставлено девять работ, отобранных экспертной комиссией из 20, представленных на конкурс. Пять из них выполнены архитекторами из Петербурга, один – московскими разработчиками, три – иностранными участниками из Норвегии, Финляндии и Германии.
На открытии выставки вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Кириллов отметил, что созданию нового музейного комплекса правительство Санкт-Петербурга уделяет особое внимание: "Память о подвиге родных и близких, проявивших в годы блокады Ленинграда беспримерное мужество и самоотверженность, хранят в каждой семье. И очень важно сегодня воссоединить эту память и передать нашим будущим поколениям во имя мирной жизни на нашей земле".
Музейный комплекс, который будет включать мемориалы, зоны для постоянных и временных выставок, образовательный центр, фондохранилище и научно-исследовательский институт памяти, появится в центре Петербурга, на Смольной наб., на площади почти 2 га. Строительство планируется начать уже в этом году, а завершить – к 75-летней годовщине снятия блокады Ленинграда в январе 2019 г.
Выбирать лучший проект будет компетентное жюри с обязательным учетом мнения горожан. В течение 2 недель конкурсные проекты сможет увидеть каждый желающий. Выставка будет работать по 10 сентября (кроме 7 и 8 сентября) в выставочном зале Государственного музея истории Санкт-Петербурга – манеже Конюшенного ведомства: наб. реки Мойки, 4, с 11:00 до 19:00. Вход свободный.
Отдать свой голос за лучший, по вашему мнению, проект нового музея "Оборона и блокада Ленинграда" можно и на сайте Комитета по градостроительству и архитектуре (kgainfo.spb.ru). Имя победителя будет озвучено 8 сентября, в День памяти жертв блокады.
Архитектурная мастерская Мамошина, Санкт-Петербург
Авторы концепции ставили перед собой задачу создать объединяющую и примиряющую площадку для изучения истории блокады через язык архитектуры. В основе решения – метафора крепости (напоминание о том, что СПб был основан как крепость и остался неприступным), окруженной рвами-каналами. В концепции обыгрываются цифры, связанные с блокадой. Например, 29 колонн, окружающих здание, соответствуют 29 месяцам блокады, а 872 оконных кессона – количеству пережитых дней.
Архитектурное бюро "Лахдельма и Махламяки", Финляндия
В основе проекта "Реквием" (стихотворение Ахматовой предлагается разместить в одном из музейных пространств) – круглое здание. Вход и выход через мемориальный парк. На нулевом уровне разместятся временные экспозиции. На первом этаже – залы с приемной зоной, читальный зал и терраса. На втором – выставки на открытом воздухе и смотровая площадка. Под землей – вестибюль, учебный и многофункциональный центры.
Архитектурная мастерская "Студия 44", Санкт-Петербург
В центре проекта "Выстоявший город" – Ленинград, который взят в кольцо, но пытается прорваться. Здесь используются восемь блоков-домов, каждый из которых имеет свои оформление, цвет и название, связанные с войной и блокадой. "Огонь", "Культура и наука", "Скорбь", "Холод", "Производство", "Быт" и "Голод", посередине которого в единственной витрине находится только кусок хлеба, а над ним визуально теряющийся в огромной высоте потолок.
Архитектурное бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры", Санкт-Петербург
В основе планировочного решения – тематико-хронологический принцип. Преодолевая уклон непрерывной ленты музейного пространства, распластанного под тяжестью нависающих плит покрытия, посетитель сможет почувствовать мучительную длительность блокадного времени.
Архитектурное бюро "А. Лен", Санкт-Петербург
В центре проекта – светлое здание музея памяти погибших в блокаду, включающее два подземных и три надземных этажа. Ось музейного города в виде лестницы, поднимающейся вверх, выводит на Пискаревский мемориал и на южные мемориалы города. На площадях амфитеатра, выходящего на Неву, предполагается разместить выставку орудий и смотровую площадку.
Архитектурное бюро Томаса Херцога, Германия
Немецкие архитекторы представляют музейно-выставочный комплекс в виде расширяющегося кверху здания с крышей бурого цвета. Фасад выполнен из кортеновской (ржавой) стали. У здания три подземных и четыре надземных этажа. От здания концентрическими кругами расходятся сады.
Проектный институт "Арена", Москва
В основе проекта – стеклянный куб, который расположен за щитами, расставленными в форме круга – символа блокадного кольца. В здании – четыре этажа, каждый из которых несет определенную функцию.
Архитектурное бюро "Снохетта", Норвегия
Авторы проекта "Навстречу свету" предложили разбить музей на ряд монументальных фрагментов таким образом, чтобы они вместе с парком составляли единое целое.
Архитектурное бюро Романова, Санкт-Петербург
В центре экспозиции – мемориальный зал с композицией из 900 гильз-свечей в окружении символических теней погибших жителей блокадного Ленинграда