Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова: спрашивать нужно только с самого себя
Какие премьеры выпустил в этом году знаменитый ТЮЗ им. А. А. Брянцева? Какие проекты были инициированы театром? Как он пережил долгожданный ремонт и каким теперь готов встретить своего зрителя. А главное, как театр готовится к своему 95‑му, юбилейному, сезону? Об этом и многом другом рассказала директор ТЮЗа им. А. А. Брянцева заслуженный работник культуры РФ Светлана Лаврецова.
"Петербургский дневник": Светлана Васильевна, в этом сезоне ТЮЗ преобразился.
Светлана Лаврецова: Да, за 53 года существования театра это первый грандиозный ремонт.
К 95‑летнему юбилею мы отремонтировали фасад театра: раньше на здании виднелись выбоины, как после артиллерийского обстрела. К сожалению, иногда молодые люди разрисовывают стены граффити, поэтому мы нанесли на них антивандальное покрытие, которое позволяет смыть рисунки обычной теплой водой, а для реставрации плит подобрали специальные смолы.
Ремонт затронул весь театр, начиная с реставрации мозаичных фресок, площади, парадных ступеней и заканчивая большими интерьерными работами.
На Пионерской пл. выложено несколько гранитных плит по проекту известного архитектора Галины Шолоховой. Она принимала участие еще в закладке нашего театра и в восстановлении всего садово-паркового комплекса.
Фото: tyuz-spb.ru
Седьмого ноября 2016 г. при поддержке руководства города театр открыл аллею Звезд. Мы приурочили открытие к вручению премии «Золотой софит», которая проходила в стенах ТЮЗа.
На площади появились две звезды лауреатам в номинации «За честь и достоинство» – Льву Додину и Борису Эйфману.
"Петербургский дневник": Театр помолодел и снаружи. Как вам удалось обновить интерьер, сохранив дух ТЮЗа?
Светлана Лаврецова: Зрительская часть должна соответствовать времени. Для сохранения акустики мы нашли немецкие панели, которые специально для нашего зала были привезены из Германии.
Работы проводились по ночам, поэтапно, так что зритель даже не заметил этого.
Мы сохранили панно на втором этаже, созданное известным художником Андреем Мыльниковым. Настояли, чтобы организация, выигравшая аукцион, наняла на реставрационные работы его учеников.
Работы по замене электрики, планшета сцены и паркета в зрительном зале мы успели провести в летний отпускной период.
После постройки театра в зрительном зале были фанерованные кресла без подлокотников по принципу «брянцевского локтя», чтобы дети находились в тесном контакте друг с другом. Мы решили сделать иначе с учетом индивидуального подхода к каждому зрителю и изготовили кресла с подлокотниками. Уникальность их в том, что пройти в центр зрительного ряда можно, не поднимая тех, кто сидит по краям. Поэтому наши новые сиденья чуть короче, чем раньше: можно спокойно сидеть в кресле, мимо тебя пройдет зритель и не побеспокоит. В первом ряду в ложе и литерном ряду в проходе у нас стоят кресла с широкими сиденьями – билеты на них чуть дороже, и те зрители, кто может себе это позволить, могут купить более комфортные места.
В тон креслам обили ложи, парады, сшили новые шторы – полностью украсили зрительный зал.
Одной из сложнейших работ оказался ремонт железного противопожарного занавеса, который отсекает сцену и зрительный зал. Раньше железные занавесы делали из запрещенного теперь асбеста. Под моим личным контролем сбивали 30‑сантиметровый слой и сразу увозили его на свалку, чтобы взвеси не оседали на колосниках. Массивный железный занавес, который весил несколько тонн, сейчас легко поднимается на автоматическом подъеме. Ну и, конечно, мы обновили механику сцены. Проржавевшие, кривые, тяжелые штанкеты, поднимавшиеся вручную, заменены на механизированные, с новым пультом управления. В этом году работы по механике сцены будут завершены. Кроме того, мы приобрели несколько видеопроекторов, всю коммутацию к ним, осветительное и звуковое оборудование.
"Петербургский дневник": Почему возникло желание открыть новое сценическое пространство?
Светлана Лаврецова: Пространство Новой сцены наполнено творческим духом молодого курса Адольфа Шапиро и Вениамина Фильштинского. За 4 года обучения они создали удивительную атмосферу в своей репетиционной студии, и мы решили превратить ее в добротную, качественную сцену. Новую сцену, лофт-пространство, мы доверили открыть Дмитрию Волкострелову, постмодернисту, который выпустил у нас уже несколько спектаклей.
У ТЮЗа появилась возможность выпускать спектакли на трех разных сценах, и это прекрасно. Сегодня нашим актерам сложно уйти на съемки или дополнительную работу – они трудятся в безумном ритме и полностью отдаются своему театру.
"Петербургский дневник": А какие особо значимые проекты ТЮЗа вы бы выделили?
Светлана Лаврецова: Мы инициировали и реализовали мощнейший проект «Санкт-Петербург – Авиньон». На фестиваль мы привезли выставки и спектакли петербургских театров. Одной из программ было обучение заведующих постановочной частью и проведение конференции «Подготовка театрально-технического персонала».
Совместно с каналом «Санкт-Петербург» третий год подряд проводим проект «Герои нашего времени». Мы долго думали, как говорить о патриотизме с молодежью, чтобы это было неназидательно. В двух первых передачах мы говорили о героях, которых артисты воплотили в кино и театре, а также о реальных героях сегодняшнего дня. В этом году ситуация с нашими спортсменами всколыхнула мир, и мы решили всю программу посвятить спорту.
Наш театр много гастролирует по России и за рубежом, что всегда очень сложно совместить с работой в театре на стационаре. В этом году мы привезли в Москву, что всегда ответственно, в Театр Российской армии спектакли «Доходное место» Дмитрия Астрахана и «Маленькие трагедии» Руслана Кудашова, которые были приняты зрителем с огромным радушием. Экзамен перед публикой был сдан на отлично.
Недавно прошел XVIII Международный Брянцевский фестиваль. Помимо российских коллективов к нам приехали юные артисты из Эстонии, Латвии и Финляндии, всего было подано больше 250 заявок. Жюри во главе с бессменным председателем Николаем Ивановым отобрало только 27 работ. В течение 5 дней коллективы показывали свои спектакли на Малой сцене, прошли серии обсуждений и мастер-классов, состоялся гала-концерт, на котором мы чествовали победителей.
Но главное в театре – это премьеры. К 100-летию со дня революции молодой режиссер Илья Носоченко выпустил спектакль «Гадюка». Революция – это часть нашей истории, и важно, с какого ракурса режиссер посмотрел на нее. Другой громкой премьерой стал мюзикл «Кентервильское привидение» в режиссуре Виктора Крамера. Он провел детский кастинг на роли детей семейства Отис, поэтому в спектакле принимают участие начинающие актеры.
Начало 2017 г. было ознаменовано январской премьерой молодого режиссера Андрея Загородникова «Временно недоступен» с актерами – выпускниками курса Адольфа Шапиро. В начале февраля мы открыли Новую сцену версией Дмитрия Волкострелова по произведению Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн». Недавно на Большой сцене состоялась премьера спектакля «Зима, когда я вырос» молодого режиссера Артема Устинова.
Нынешний год объявлен Годом экологии, в связи с этим мы с командой режиссера Евгении Сафоновой активно готовим огромный проект, или спектакль-перформанс, «Лицо Земли», премьеру которого наметили на сентябрь.
"Петербургский дневник": Скоро в ТЮЗе начнется международный фестиваль «Радуга». Все театральное сообщество и зрители обсуждают афишу, богатую громкими именами…
Светлана Лаврецова: Да, мы держим планку. Борис Тух, известный критик из Таллина, написал нам: «Я каждый раз пишу, что «Радуга» набирает обороты, но сегодняшняя афиша превзошла сама себя».
Международный фестиваль «Радуга» подтверждает: что бы ни происходило в мире, искусство должно быть вне политики, и мы видим это по тому количеству заявок, что нам присылают.
"Петербургский дневник": Каким вы видите ТЮЗ сейчас и через несколько лет?
Светлана Лаврецова: Мне кажется, что к 95‑летию мы пришли с очень хорошими результатами.
Я довольна сегодняшним состоянием труппы, в которую входят актеры разных поколений. Труппу пополнила молодежь курса, специально подготовленного для театра и в стенах театра.
Я довольна состоянием репертуара: у нас есть спектакли разных жанров и для разных возрастов на трех сценах. Довольна тем, что нас зовут на фестивали и к нам стремятся на «Радугу», которая в этом году будет открыта спектаклем художественного руководителя Авиньонского фестиваля. То, что ТЮЗ известен во всем мире,– большое достижение.
К 100‑летию театра надо уже сейчас серьезно готовиться.
Мне кажется, нам не хватает «Синей птицы» – в прямом и переносном смысле. Театр должен мечтать и молодеть: чем старше мы становимся, тем моложе должны быть.
Хочется обратиться к зрителю и к себе: имея новое убранство и оборудование, важно его сохранить, бережно к нему относиться. Люди должны беречь то, что с таким трудом достается.
В то же время важно, чтобы к театрам было внимание государства, а оно существует! В городе создана комиссия по детским театрам, куда вхожу и я, где мы обсуждаем многие серьезные вопросы. Я убеждена, что все зависит только от нас самих, от нашего отношения к делу, к подрастающему поколению, к любимому городу и стране, которая очень динамично развивается. Спрашивать нужно только с себя самого.