twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Дед Мороз или злой бородач: как не попасть в лапы к мошенникам

Пока горожане выбирают подарки и обдумывают варианты путешествий на новогодние каникулы, злоумышленники изобретают новые "сравнительно честные способы отъема денег у населения".

В преддверии новогодних праздников мошенники традиционно оживляются, выстраивая свои запутанные схемы, чтобы лишить нас спокойствия, денег и праздничного настроения. На руку злоумышленникам играет предновогодняя суета, когда большинство горожан заняты подготовкой к празднику и теряют бдительность.

Он так и не пришел!

Новогодние торжества – долгожданный отдых для одних и возможность заработать для других. Так, некоторые актеры за новогодние праздники получают львиную долю своего годового дохода. Например, перевоплощение в Деда Мороза и Снегурочку на детских утренниках или при вызове на дом приносит неплохие деньги.

Свои услуги на этом поприще предлагают не только профессиональные актеры, но и случайные люди, решившие подзаработать. В одночасье появляются десятки рекрутинговых агентств, рассчитанных преж­де всего на актеров-любителей. В итоге далеко не все родители оказываются довольны визитом пьяного Деда Мороза и не очень прилично одетой Снегурочки.

Нередко сомнительные фирмочки требуют у потенциальных работников некоторую сумму денег как залог за костюмы и т. п. И случается, что злоумышленники просто исчезают, оставив несостоявшихся сказочных героев без денег и работы.

Другая сторона проб­лемы – мошенники-одиночки, которые умело маскируют свою деятельность под работу в той или иной реально сущест­вующей компании. У них могут оказаться практически идентичные настоящим бланки квитанций об оплате. При заключении договора на оказание услуги (выезд на дом для поздравления детей) такие самозванцы обязательно потребуют пред­оплату. При этом легко согласятся и на частичную оплату, ведь на деле они ничего не теряют.

И вот приближается столь желанный час, ваш малыш знает, что скоро дверь распахнется и в нее войдет добрый Дедушка Мороз. Отсчитывая минуты, ребенок повторяет зазубренное стихотворение, он ждет сказки и подарков. Время идет, малыш с трепетом прислушивается к шагам на лестничной площадке, пока обеспокоенные родители безрезультатно обрывают телефоны "Деда Мороза". Тут‑то и выясняется, что по указанным адресам такой фирмы никогда не было. В итоге праздник испорчен, семейному бюджету нанесен чувствительный ущерб, а где‑то злой бородач, ухмыляясь, шелестит купюрами, орошенными детскими слезами.

"В подобном случае необходимо незамедлительно обратиться с заявлением в полицию. Злоумышленникам грозит наказание по ст. 159 УК РФ ("мошенничество"), – поясняет Владислав Галушко, адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов. – Наверняка мошенники обманули не одну семью, поэтому нужно постараться найти других пострадавших, это облегчит работу следствия".

Пароль за "скидку"?

В преддверии Нового года традиционно возрастает число интернет- и SMS-мошенников.

В запасе злоумышленников масса уловок. К примеру, один из излюбленных их приемов – рассылка SMS с "уникальными скидками и предложениями". Чтобы принять участие в "акции", достаточно отправить кодовое слово или набор цифр. В итоге с вашего счета может быть списана определенная сумма денег.

Как правило, мошенники не стремятся заполучить много денег с одного человека. Их логика проста: потеряв 50‑100 рублей, большинство людей, конечно, расстроятся, но не станут тратить время и искать обидчика. Таким образом мошенники рассчитывают получить солидную сумму денег с большего числа людей и выйти сухими из воды.

Не менее популярным способом праздничного отъема денег стал фишинг, то есть создание сайтов-клонов. Злоумышленники делают спам-рассылку по электронной почте, например, от имени популярных брендов, компаний, банков и социальных сетей.

"Эти письма могут рассылать фишеры, главная цель которых – конфиденциальные данные пользователей: логины, пароли и данные банковских карт", – поясняет Денис Давыдов, директор Лиги безопасного Интернета.

По его словам, в большинстве случаев такие сообщения имеют прямую ссылку на сайт, внешне не отличимый от настоящего. Он может быть выполнен в той же цветовой гамме, с тем же логотипом и разделами, а домен обычно отличается всего одним символом.

Прежде всего мошенники играют на незнании пользователями элементарных правил банковской безопасности: на самом деле банки никогда не рассылают писем с просьбой перейти по ссылке или указать свои учетные данные. Также в мошеннических письмах могут содержаться угрозы, например: "В случае неуказания вами ваших данных ваш счет будет заблокирован". Вестись на подобные уловки нельзя.

"Также не следует сообщать на весь Интернет, то есть в соцсетях, о своих планах на Новый год. Информация о том, что праздники вы проведете не дома, может быть интересной для воров-домушников", – предупредил Денис Давыдов.

В прошлом году более сотни петербуржцев, собиравшихся подработать на праздники Дедами Морозами и Снегурочками, оказались обмануты. Отдав по 4,5 тыс. рублей за костюмы, прибыльной работы они так и не получили, а мошенники скрылись.

"Перед любыми крупными праздниками, особенно перед Новым годом, активизируются интернет-мошенники. Они пользуются тем, что люди в авральном режиме скупают подарки, клюют на любые спецпредложения и скидки", - говорит директор Лиги безопасного Интернета Денис Давыдов.

  • Текст
  • Андрей Сергеев