Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Дед Мороз или злой бородач: как не попасть в лапы к мошенникам

Пока горожане выбирают подарки и обдумывают варианты путешествий на новогодние каникулы, злоумышленники изобретают новые "сравнительно честные способы отъема денег у населения".

Пока горожане выбирают подарки и обдумывают варианты путешествий на новогодние каникулы, злоумышленники изобретают новые "сравнительно честные способы отъема денег у населения".

В преддверии новогодних праздников мошенники традиционно оживляются, выстраивая свои запутанные схемы, чтобы лишить нас спокойствия, денег и праздничного настроения. На руку злоумышленникам играет предновогодняя суета, когда большинство горожан заняты подготовкой к празднику и теряют бдительность.

Он так и не пришел!

Новогодние торжества – долгожданный отдых для одних и возможность заработать для других. Так, некоторые актеры за новогодние праздники получают львиную долю своего годового дохода. Например, перевоплощение в Деда Мороза и Снегурочку на детских утренниках или при вызове на дом приносит неплохие деньги.

Свои услуги на этом поприще предлагают не только профессиональные актеры, но и случайные люди, решившие подзаработать. В одночасье появляются десятки рекрутинговых агентств, рассчитанных преж­де всего на актеров-любителей. В итоге далеко не все родители оказываются довольны визитом пьяного Деда Мороза и не очень прилично одетой Снегурочки.

Нередко сомнительные фирмочки требуют у потенциальных работников некоторую сумму денег как залог за костюмы и т. п. И случается, что злоумышленники просто исчезают, оставив несостоявшихся сказочных героев без денег и работы.

Другая сторона проб­лемы – мошенники-одиночки, которые умело маскируют свою деятельность под работу в той или иной реально сущест­вующей компании. У них могут оказаться практически идентичные настоящим бланки квитанций об оплате. При заключении договора на оказание услуги (выезд на дом для поздравления детей) такие самозванцы обязательно потребуют пред­оплату. При этом легко согласятся и на частичную оплату, ведь на деле они ничего не теряют.

И вот приближается столь желанный час, ваш малыш знает, что скоро дверь распахнется и в нее войдет добрый Дедушка Мороз. Отсчитывая минуты, ребенок повторяет зазубренное стихотворение, он ждет сказки и подарков. Время идет, малыш с трепетом прислушивается к шагам на лестничной площадке, пока обеспокоенные родители безрезультатно обрывают телефоны "Деда Мороза". Тут‑то и выясняется, что по указанным адресам такой фирмы никогда не было. В итоге праздник испорчен, семейному бюджету нанесен чувствительный ущерб, а где‑то злой бородач, ухмыляясь, шелестит купюрами, орошенными детскими слезами.

"В подобном случае необходимо незамедлительно обратиться с заявлением в полицию. Злоумышленникам грозит наказание по ст. 159 УК РФ ("мошенничество"), – поясняет Владислав Галушко, адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов. – Наверняка мошенники обманули не одну семью, поэтому нужно постараться найти других пострадавших, это облегчит работу следствия".

Пароль за "скидку"?

В преддверии Нового года традиционно возрастает число интернет- и SMS-мошенников.

В запасе злоумышленников масса уловок. К примеру, один из излюбленных их приемов – рассылка SMS с "уникальными скидками и предложениями". Чтобы принять участие в "акции", достаточно отправить кодовое слово или набор цифр. В итоге с вашего счета может быть списана определенная сумма денег.

Как правило, мошенники не стремятся заполучить много денег с одного человека. Их логика проста: потеряв 50‑100 рублей, большинство людей, конечно, расстроятся, но не станут тратить время и искать обидчика. Таким образом мошенники рассчитывают получить солидную сумму денег с большего числа людей и выйти сухими из воды.

Не менее популярным способом праздничного отъема денег стал фишинг, то есть создание сайтов-клонов. Злоумышленники делают спам-рассылку по электронной почте, например, от имени популярных брендов, компаний, банков и социальных сетей.

"Эти письма могут рассылать фишеры, главная цель которых – конфиденциальные данные пользователей: логины, пароли и данные банковских карт", – поясняет Денис Давыдов, директор Лиги безопасного Интернета.

По его словам, в большинстве случаев такие сообщения имеют прямую ссылку на сайт, внешне не отличимый от настоящего. Он может быть выполнен в той же цветовой гамме, с тем же логотипом и разделами, а домен обычно отличается всего одним символом.

Прежде всего мошенники играют на незнании пользователями элементарных правил банковской безопасности: на самом деле банки никогда не рассылают писем с просьбой перейти по ссылке или указать свои учетные данные. Также в мошеннических письмах могут содержаться угрозы, например: "В случае неуказания вами ваших данных ваш счет будет заблокирован". Вестись на подобные уловки нельзя.

"Также не следует сообщать на весь Интернет, то есть в соцсетях, о своих планах на Новый год. Информация о том, что праздники вы проведете не дома, может быть интересной для воров-домушников", – предупредил Денис Давыдов.

В прошлом году более сотни петербуржцев, собиравшихся подработать на праздники Дедами Морозами и Снегурочками, оказались обмануты. Отдав по 4,5 тыс. рублей за костюмы, прибыльной работы они так и не получили, а мошенники скрылись.

"Перед любыми крупными праздниками, особенно перед Новым годом, активизируются интернет-мошенники. Они пользуются тем, что люди в авральном режиме скупают подарки, клюют на любые спецпредложения и скидки", - говорит директор Лиги безопасного Интернета Денис Давыдов.