Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Comedy для мигранта-нелегала

Канал незаконной миграции приносил своим организаторам многомиллионную прибыль. С его помощью в Санкт-Петербурге смогли легализоваться десятки тысяч выходцев из Средней Азии. Как обнаружили подпольный бизнес сотрудников УФМС и почему в этой истории фигурирует известное на всю страну комедийное шоу – в материале "ПД".

Канал незаконной миграции приносил своим организаторам многомиллионную прибыль. С его помощью в Санкт-Петербурге смогли легализоваться десятки тысяч выходцев из Средней Азии. Как обнаружили подпольный бизнес сотрудников УФМС и почему в этой истории фигурирует известное на всю страну комедийное шоу – в материале "ПД".

Схемы по незаконной постановке иностранцев на учет существуют практически в каждом районе Санкт-Петербурга и Ленинградской области. К сожалению, создание таких противоправных механизмов зачастую происходило при непосредственном участии коррумпированных сотрудников ФМС. 

По оценкам экспертов, ежегодно через созданные "оборотнями" лазейки в городе незаконно становятся на учет около 250 тыс. нелегалов, при этом доход от преступного бизнеса составляет примерно 125 млн рублей в год.

На примере Адмиралтейского района мы расскажем, как действовала преступная схема, вскрытая и ликвидированная петербургскими чекистами.

В ходе расследования было установлено, что всего за один год активной "работы" подельники по фальшивым документам легализовали в городе около 15 тыс. выходцев из Средней Азии. С каждого иностранца они брали как минимум 500 рублей и таким образом смогли заработать не менее 7,5 млн рублей.

А теперь подробности, которыми поделились наши собеседники в петербургском УФСБ.

Опт и розница

Это дело началось с поступившего в Большой дом запроса о гражданке Таджикистана, подозреваемой в терроризме. Она уехала в Сирию, но до этого была официально зарегистрирована в Санкт-Петербурге как сотрудница некоей строительной фирмы.

Фото: УФСБ России по Санкт- Петербургу и ЛО

Побеседовав с ее "нанимателями", чекисты выяснили, что женщина никогда там не работала, а печать компании на бланке уведомления о прибытии подделали.

Зато штамп УФМС оказался подлинным. Впоследствии этот факт помог выявить подпольную схему постановки нелегалов на учет. 

По версии следствия, это дело поставил на поток уроженец города Еревана, проживающий в Петербурге, Эрик Нерсесян.

В офисе его фирмы "ЭВ энд Пипл" трудились несколько человек, в том числе две девушки – Дарья Васюткина и Юлия Иванова.

Они подыскивали в Интернете на официальном сайте налоговой службы фирмы с максимально простыми названиями, после чего заказывали поддельные печати от имени указанных фирм с их настоящими реквизитами, которые в дальнейшем использовали для подделки бланков уведомлений на имена иностранных граждан, предоставляемых в УФМС. 

Сам Нерсесян, пользуясь своими связями в городе, находил так называемых оптовиков.

Фото: УФСБ России по Санкт- Петербургу и ЛО

Те, в свою очередь, подыскивали мигрантов, в основном – таджиков и узбеков, которые прибыли в Россию, но не смогли найти здесь официальную работу или место пребывания в установленный законом срок.

Оптовики брали у них паспорта, примерно по 150–200 штук за день, и приносили в офис Нерсесяна. 

Там уведомления заполняли, проставляя поддельные печати реально существующих фирм. Подписи их представителей также подделывались оборотистыми дельцами.

А дальше в дело вступали сотрудники миграционной службы. В УФСБ рассказали, что Иванова приносила заполненные бланки в отдел УФМС по Адмиралтейскому району, проходила на закрытую от обычных посетителей территорию, садилась за компьютер и сама вносила данные мигрантов в служебную базу. Такую же работу выполняли штатные сотрудники отдела миграционной службы Зарина Дряева и Мирослав Цветков, действуя по прямому указанию начальников. 

И, конечно, наивно было бы думать, что их руководство ничего не знало об этой афере. 

Как было установлено в ходе следствия, кипучую работу лично курировала заместитель начальника отдела УФМС по Адмиралтейскому району Наталья Черняева.

Она же обеспечивала Ивановой, не являющейся сотрудницей ФМС, доступ к служебным компьютерам и базе данных ФМС.

После оформления поддельных уведомлений сотрудники миграционной службы отдавали отрывные части документов, которые Нерсесян продавал оптовикам. За документ с трехмесячным сроком действия он просил 500 рублей, за годовой – 800.

Предлагая в розницу страждущим оформленные уведомления, оптовые покупатели, очевидно, существенно повышали их цену, так что общий объем финансовых потоков трудно даже представить.

Comedy не помог

В УФСБ сообщили, что по этой схеме аферисты работали чуть больше года – с мая 2014-го по июнь 2015 г. Когда оперативники пришли в офис фирмы Нерсесяна, то обнаружили на его рабочем столе целую гору фальшивых печатей, около 500 штук.

По словам чекистов, на самом деле это были далеко не все штампы, часть из них главный фигурант к тому времени уже успел уничтожить.

Оперативники рассказали: первой реакцией Нерсесяна была попытка "договориться". 

Когда он понял, что этот номер не пройдет, то начал открещиваться от прямых улик.

Фото: УФСБ России по Санкт- Петербургу и ЛО

Мол, эти печати принадлежали не ему, а Ивановой и Васюткиной. Но чекисты не поверили, задержали мужчину и возбудили уголовное дело по ст. 322.1 УК РФ ("организация незаконной миграции").

В ходе расследования вскрылось несколько любопытных фактов. В частности, в этом деле оказалась замешана семья главного фигуранта. По версии следствия, его сожительница Гаянэ Петросян контролировала работу офиса, когда Нерсесяна не было на месте.

Сейчас женщина находится в следственном изоляторе. А с его матерью и вовсе вышла печальная история.

На заседании суда по выбору меры пресечения адвокаты просили отпустить Нерсесяна под залог.

Его мать хотела внести нужную сумму, но следователи всерьез подготовились к диалогу с ней. 

Фото: УФСБ России по Санкт- Петербургу и ЛО

Они смогли установить, что и ее, гражданку Армении, легализовали в России по той же преступной схеме. В итоге суд сперва отказал женщине в праве внести залог, а затем ее и вовсе депортировали на историческую родину.

Как нам рассказали в Большом доме, адвокаты Нерсесяна проявили недюжинную сноровку и нашли нового потенциального залогодателя – Арена Вирабяна, представившегося в суде директором компании Comedy Club Production.

В УФСБ отметили, что обвиняемый очень гордился своими связями в комедийном закулисье. В его смартфоне оперативники нашли фотографии со звездами Comedy Club Гариком Мартиросяном, Павлом Волей и Александром Реввой.

На поверку эти самые связи оказались далеко не близкими. Сам Вирабян в зале признался, что встречался с Нерсесяном от силы пару раз в год, но, несмотря на это, приехал на судебное заседание в Санкт-Петербург и был готов заплатить немалые деньги за, казалось бы, случайного знакомого. Однако суд и ему не разрешил внести залог. Почему?.. 

Ничего настоящего

Дело в том, что в ходе следствия по этому делу на поверхность всплыла масса любопытных деталей, характеризующих главного фигуранта.

Например, его диплом о высшем образовании, которое он якобы получил в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете, предоставленный адвокатом в суде, оказался фальшивым. Как и регистрация в одной из глухих деревень Ленинградской области, расположенной рядом с финской границей.

Чтобы докопаться до истины, следователи добрались до этого места и выяснили, что истинный владелец квартиры в двухэтажном бараке никогда не слышал о Нерсесяне.

Еще один интересный эпизод: герой этой истории являлся помощником одного из муниципальных депутатов в МО Полюстрово и не упускал случая вынуть из кармана красные корочки, подтверждающие этот статус, так как удостоверение было подлинным.

При этом сам Нерсесян в ходе допросов сообщил, что удостоверение помощника депутата ему оформил его близкий друг, а сам он функции помощника депутата никогда не выполнял.

Суд учел все эти сомнительные истории и оставил Нерсесяна под арестом. Иначе и быть не могло, ведь все собранные стороной защиты факты, якобы характеризующие обвиняемого с положительной стороны, не выдержали даже минимальной проверки.

В результате Нерсесян отправился в следственный изолятор, где и ожидает рассмотрения своего дела в суде.

Его помощницы Васюткина и Иванова, а также сотрудники УФМС Цветков и Дряева уже осуждены. Как пояснили в УФСБ, они пошли на досудебное соглашение о сотрудничестве и дали развернутые показания. 

Поэтому приговоры оказались достаточно мягкими – до 8 месяцев колонии общего режима.

Иностранцы вне закона

Вторая часть этой истории касается роли сотрудников ФМС. Наталью Черняеву задержали сразу, как только следствие установило, что она принимала участие в организации преступной схемы. Кроме того, по версии УФСБ, у истоков подпольного бизнеса стоял и инспектор УФМС Юрий Троицкий. Но их уголовные дела были изъяты у чекистов. 

Дело в том, что Черняева и Троицкий, будучи прикомандированными к ФМС сотрудниками МВД, относятся к так называемым спецсубъектам, и по закону расследованием уголовных дел, возбужденных в их отношении, должен заниматься Следственный комитет России.

Сейчас подпольные "бизнесмены в погонах" находятся под стражей, им уже предъявлено обвинение по п. "а" ч. 2 ст. 322.1 УК РФ ("организация незаконной миграции группой лиц"). 

Обосновавшиеся в Адмиралтейском райотделе ФМС коррупционеры, судя по всему, считали, что им все сойдет с рук, и не стесняли себя в объемах.

Дряева и Цветков, которые также решили сотрудничать со следствием и получили по 8 месяцев колонии общего режима, рассказали, что из общего потока регистрируемых в этом районе города до 70 % (!) мигрантов проходили через фирму Нерсесяна.

Чем опасен "человек-невидимка"

Какие вообще риски нес безопасности нашего города пресеченный чекистами канал легализации незаконно находившихся в Санкт-Петербурге иностранцев?

"Представьте себе "человека-невидимку", про которого никто ничего не знает. Официально его вообще не существует на свете. Естественно, что найти такого нелегала в случае, если он что‑то натворит, будет непросто. А теперь вообразите, что такой невидимка у нас не один, а их десятки тысяч, и зачастую они целенаправленно проникают в наш город для того, чтобы заниматься противоправной деятельностью", – говорит наш собеседник в УФСБ. 

К слову, это не пустые опасения. В списке приезжих чекисты обнаружили одного из членов запрещенной в России "Партии исламского освобождения" ("Хизб ут-Тахрир аль-Ислами").

У незаконной миграции есть и экономические последствия: это и обвал рынка труда за счет перенасыщения его дешевой рабочей силой, и отсутствие поступлений в бюджет от таких нелегальных работников.

И вот парадокс: в недрах структуры, созданной в том числе для борьбы с нелегалами, работал целый конвейер по организации незаконной миграции! 

По итогам расследования сотрудники УФСБ России обратились с представлением в Министерство внутренних дел РФ, которому совсем недавно были переданы полномочия ФМС. В официальном документе содержались требования выявить и пресечь подпольную легализацию иностранцев.

Чекисты уже получили ответ из МВД России.

Из него следует, что в конце мая этого года по регионам было разослано указание проверить не только сотрудников, занятых на миграционном учете, но и те организации, которые принимают иностранцев в Российской Федерации.

Добавим, что сейчас в УФСБ России по СПб и ЛО расследуют еще одно уголовное дело, связанное с нелегальной миграцией в Адмиралтейском районе Петербурга.

Это уже совсем другая история, в которой фигурирует другой сотрудник УФМС – вышеупомянутый Юрий Троицкий. Но схема, похоже, та же…

Закрыть