Город ударит рублем по рекламным нелегалам
Постановление "О законодательной инициативе о принятии федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" принято в целом депутатами Законодательного собрания Санкт-Петербурга. "За" проголосовали 44 человека.
В настоящее время право составления протоколов отнесено к компетенции правоохранителей, сказала депутат Марина Шишкина. Однако такая ситуация не всегда (в силу занятости правоохранительных органов) позволяет штрафовать рекламных нелегалов. Об этом на последнем заседании профильной комиссии по науке и высшей школе Законодательного собрания депутатам рассказал председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Сергей Серезлеев. Он обратился с просьбой о скорейшей инициации передачи полномочий и комитету.
Как отметил Сергей Серезлеев ранее, до 2010 года субъекты Федерации были наделены такими полномочиями, но потом их полностью передали полиции.
Сейчас сложилась несколько парадоксальная ситуация – Комитет по печати имеет право демонтировать нелегальные рекламные конструкции, но не имеет права штрафовать тех, кто их установил. Это приводит к тому, что недобросовестные бизнесмены, пользуясь отсутствием полной координации ряда органов, устанавливают незаконные рекламные конструкции.
Сейчас в Петербурге размещено более 25 тыс. рекламных конструкций, только у пятой части есть разрешение на это. Такое нарушение карается штрафом до 1 млн рублей. Из них 60% уходит в бюджет региона.
То есть бюджет города может быть пополнен на несколько миллиардов рублей.
По данным МВД, в прошлом году было составлено 207 протоколов, органы внутренних дел выписали штрафы на 10,3 млн рублей, а взыскали всего 1,8 млн рублей.
Для более эффективной работы предлагается в городах федерального значения допустить, чтобы протоколы могли составлять органы, которые выдают разрешение на установку рекламных конструкций.
В проекте федерального закона предлагается наделить органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя полномочием по составлению протоколов о нарушениях требований к установке и эксплуатации рекламных конструкций.
До 2010 года субъекты Федерации были наделены такими полномочиями, но потом их полностью передали полиции.
В бюджет Петербурга это может принести миллиарды рублей.
Сейчас Комитет по печати и взаимодействию со СМИ имеет право демонтировать нелегальные рекламные конструкции, но не имеет права штрафовать тех, кто их установил. Это приводит к тому, что недобросовестные бизнесмены, пользуясь отсутствием полной координации ряда органов, устанавливают незаконные рекламные конструкции, что причиняет ущерб бюджету.
Так, в 2015 году комитет выдал более 11 тыс. предписаний на демонтаж незаконных рекламных конструкций (в мае этого года было выявлено более 900 незаконно установленных рекламных конструкций, владельцам которых направлены предписания о демонтаже). По идее, за каждую из них юридическому лицу грозит штраф минимум 500 тыс. рублей, то есть сумма штрафов за год могла составить более 5,5 млрд рублей. И, кстати, из этих штрафов 40% идет в федеральный бюджет, а 60% - в региональный. Получается, что город мог бы получить с нарушающих закон бизнесменов более 3 млрд рублей.
То, что в Петербурге смогут организовать полноценную работу с рекламными конструкциями, не вызывает сомнений, ведь такая работа уже налажена с информационными конструкциями. Только в мае этого года комитет по печати выдал 791 разрешение на информационные объекты.
"На сегодняшний день в Санкт-Петербурге размещено более 25 тысяч различных рекламных конструкций. Как показывает практика, большая часть из них установлена нелегально без соответствующих разрешений. Это приводит к существенному ухудшению облика нашего города и его улиц, а зачастую несанкционированная реклама доставляет неудобства жителям, составляет угрозу их безопасности, - сказал председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров. - Действующим законодательством предусмотрены значительные штрафные санкции за эксплуатацию рекламных конструкций без разрешения, однако полномочиями по составлению проколов наделены только органы полиции. В 2015 году в Петербурге было составлено лишь 207 протоколов, взыскано менее двух миллионов рублей. В случае более эффективного привлечения к ответственности нарушителей эта сумма, зачисляемая в городской бюджет, может достигать нескольких миллиардов рублей. В этой связи депутаты петербургского парламента считают необходимым наделить органы государственной власти городов федерального значения полномочием по составлению протоколов об административных правонарушениях в данной сфере".
"Честно говоря, я не ожидаю прорыва в случае принятия данного акта на федеральном уровне, но это более подробное правовое регулирование и органы государственной власти – это позитивное изменение, - считает депутат Алексей Макаров. - Огромный рекламный рынок находится вне правового поля и провоцирует новые нарушения. В данном случае важна не строгость наказания, а его неотвратимость. Органы государственной власти будут иметь больше полномочий, у них появляется дополнительный рычаг, чтобы недобросовестных участников отношений привлекать к ответственности".
"Штрафы за незаконные рекламные конструкции могли бы быть золотой жилой для города, - отметил депутат Александр Кобринский. - Но для реализации этого нужны вложения. И если город найдет на это средства, то они окупятся мгновенно. Это очень оправданное предложение".