Яндекс.Метрика
  • Юлия Дунаева, младший научный сотрудник Библиотеки РАН

"Преступление и наказание": обнаружен новый адрес старухи-процентщицы

В романе "Преступление и наказание" окрестности Сенной и маршруты героев описаны с документальной точностью, но названия улиц, переулков и мостов зашифрованы. Вот уже более ста лет поклонники творчества писателя пытаются совместить литературную топографию романа с картой города, но до сих пор не все адреса бесспорны.

Уже 150 лет поклонники творчества Достоевского пытаются совместить литературную топографию романа "Преступление и наказание" с картой города, но до сих пор не все адреса бесспорны. Окрестности Сенной и маршруты героев описаны с документальной точностью, однако названия улиц, переулков и мостов зашифрованы.

Например, еще с 20-х годов XX века, с легкой руки краеведа Н.П. Анциферова, принято считать, что старуха-процентщица жила на углу Екатерининского канала и Средней Подьяческой улицы, в доме, современный адрес которого: набережная канала Грибоедова, 104. Однако, если внимательно перечитать роман, становится ясно, что этого не могло быть.

По замыслу Достоевского, действие романа происходит летом 1865 года. Тогда основной административной единицей городской структуры была полицейская часть, а части, в свою очередь, делились на участки. Участок объединял всего несколько городских кварталов, за порядок в которых отвечала находившаяся здесь же полицейская контора с участковым приставом во главе.

В тексте романа содержатся прямые указания на то, что преступление было совершено в границах той же полицейской части, в которой проживал сам Раскольников. Благодаря свидетельству вдовы Достоевского, мы знаем, что писатель "поселил" Родиона Романовича в Столярном переулке, который тогда относился ко 2-му участку Казанской части. А дом 104 по Екатерининскому каналу – к 4-му участку Спасской части. Граница между частями проходила как раз по каналу, стало быть, дом старухи нужно искать на другом, нечетном, берегу.

План двора доходного дома жены статского советника Софии Пащенко. 29 мая 1859 г. Архитектор Бенер.  ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 3321. Л. 22 об. (ручная копия).

Как сказано в романе, дом Алены Ивановны выходил одной стороной на "канаву", а другой в "……ю улицу". Предельно точно описан путь Раскольникова после убийства. Со двора дома он вышел на …..ю улицу, повернул налево, дошел до некого переулка, повернул в него и по переулку вышел на канал. Из этого следует, что улица и набережная канала не пересекались, как ошибочно предположил Анциферов, а шли параллельно, и их связывал какой-то переулок. Кстати, вблизи пересечения канала и Средней Подьяческой вообще нет никаких переулков, а сама улица выходит на набережную, в какую сторону по ней ни пойди.

Описанному в романе месту преступления скорее соответствует положение дома, современный адрес которого: Казанская ул., 60 / Фонарный пер., 18 / наб. кан. Грибоедова, 83. Правда, в 1865 году адрес был немного другим: Большая Мещанская, 62 / Фонарный, 18 / Екатерининский кан., 85. Если предположить, что после убийства Раскольников вышел на Большую Мещанскую, то все описанные в романе повороты до набережной канала в точности получатся.

Как указал Достоевский, от дома Раскольникова до дома старухи-процентщицы было ровно 730 шагов. От Столярного переулка до дома 104 по каналу Грибоедова чуть ли не в два раза больше. А вот от Казанской, 60 цифры получаются гораздо более близкие: 720 плюс-минус 10.

Доходный дом В. П. Лихачева, который мы видим сейчас на углу Казанской, Фонарного и Грибоедова, был построен в 1911-1912 гг. Однако в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга хранятся чертежи и документы, касающиеся всех построек, которые были на этом месте начиная с 1833 года. Вот что из них следует.

В середине 60-х годов XIX века здесь находился доходный дом Софьи Кузьминичны Пащенко, жены статского советника. Изначально дом был трехэтажным, но в 1859 году на той его части, что выходила одним торцом на канал, а другим – в Большую Мещанскую, был надстроен 4-й этаж.  При доме был двор сложной конфигурации, в который вели два  проезда – один с улицы, другой – с переулка. Окна четырехэтажной части дома, как и окна описанной в романе комнаты старухи-процентщицы, выходили на юго-запад.

Новая версия адреса Алены Ивановны, несомненно, заслуживает внимания ценителей романа, 150-летие которого мы отмечаем в этом году. Данную точку можно нанести на карту популярных экскурсионных маршрутов по "Петербургу Достоевского".