"Медиа-старт" в Петербурге научил отличать правду от лжи
Когда умрет телевидение? Как ориентироваться в столице виртуального видео? Кто может серьезно подпортить журналистскую карьеру? На уникальном форуме "Медиа-старт" в Санкт-Петербурге обсудили десятки острых тем информационного мира.
Ежегодный форум "Медиастарт" прошел в Университете промышленных технологий и дизайна на Большой Морской ул. В нем приняли участие десятки экспертов медиасферы и сотни студентов. Мероприятие состоялось при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со СМИ.
По словам представителя Комитета по печати, для комитета очень важно поддерживать молодежные печатные проекты. Например, недавно постоянным партнером комитета стал Городской студенческий пресс-центр.
Подделку – распознать
Основной темой встречи этого года стали фейки в медиапространстве. "Откуда берется недостоверная информация, вбросы и отфотошопленные фото, как бороться с этим и распознавать фейки – все эти темы раскрыты на форуме", – отметила председатель Городского студенческого пресс-центра Катерина Туголукова.
Сотрудники редакции газеты "Петербургский дневник" поделились со студентами практическими принципами распознавания фейковых видео.
Участникам была продемонстрирована "золотая" вирусная коллекция: ролик 2011 г. о "захвате" крейсера "Аврора" и "выстреле" из легендарной пушки и одно из первых фейковых видео в Петербурге – полет вертолета под Троицким мостом. Ответили сотрудники редакции и на вопросы студентов.
Директор ТАСС в Санкт-Петербурге Александр Потехин пожелал выпускникам соблюдать "гигиену журналистики и не заразить свои молодые организмы". Он предупредил, что подготовка заказных материалов всегда аукнется. "Когда чиновник берет откат, все всегда об этом быстро узнают. Сколько стоит заказ фейка, тоже будет известно всегда, – сказал он. – Занимаясь фейками, вы можете быть очень популярным, но никогда не станете влиятельным".
Главный редактор интернет-издания "Фонтанка.ру" Александр Горшков разделил фейки на группы: коммерческие, политические и пропагандистские. По его словам, именно в Северной столице пиарщики создают крайне успешные кейсы, когда под видом новостей рекламируется что угодно – от часов до элитных жилых комплексов. "Задача журналиста и редакции – включать голову, а не тупо идти за повесткой, которую нам предлагает кто бы то ни было", – подчеркнул он.
Выборы – осветить
Второй день форума был посвящен предвыборной кампании. Председатель СПб избирательной комиссии Алексей Пучнин рассказал студентам о новых правилах работы журналистов на предвыборных участках. "Избирательный участок принадлежит не политикам и чиновникам, а избирателям, – сказал он, – обстановка на них должна быть тихой и спокойной, без напряжения".
По словам Алексея Пучнина, каждый избиратель знает, за кого проголосует, и важно дать ему возможность сделать свой выбор. "Когда вас встречают несколько человек перед входом на избирательный участок, задают вопросы – за кого голосуете, не взял ли с вас кто‑то расписку, – это испортит настрой и может исказить выбор человека", – предостерег он студентов от такой формы работы. Алексей Пучнин назвал и новый закон – ФЗ-66 от 09.03.2016, он обязывает политические партии, которые посылают наблюдателей, делать это заранее: составлять список наблюдателей с указанием участков. Это убережет горожан от случайных людей на участках. "В России самое большое количество наблюдателей, – подчеркнул эксперт. – Это говорит о гражданской активности".
Дискуссию закрыло выступление Юрия Зинчука, заместителя генерального директора телеканала "Санкт-Петербург" по общественно-политическому вещанию. Он подчеркнул, что главное в журналистике сегодня – привлечь внимание. "Это главная валюта современного мира", – уверен он. По словам эксперта, журналистика – это искусство высекать эмоции. "Жанров журналистики есть только два – интересно и неинтересно", – сказал он.
Юрий Зинчук ответил на вопрос о том, когда умрет телевидение. По его мнению, будущее за смарт-ТВ – соединением Интернета и телевидения. "Никогда не будьте частью толпы, всегда оценивайте, насколько работа, информация соответствует канонам добра и зла, вашим ценностям", – напутствовал студентов Юрий Зинчук.
Шанс проявить себя
"Медиа-старт" – не только знакомство с экспертами и потенциальными работодателями, но и возможность поучаствовать в новых проектах. В рамках форума были награждены более 80 призеров в конкурсах студенческих СМИ "Медиа-поколение", "Российская студенческая весна" и короткометражных фильмов "Медиа-старт".