
Оживший памятник подводного флота в Петербурге: как рождалась легенда
У небольшого причала на наб. Лейтенанта Шмидта горделиво выступает из воды грозный профиль подводной лодки с бортовым номером С-189. Судно, некогда стоящее на страже морских рубежей нашей необъятной Родины, сегодня несет вахту в качестве уникального плавучего музея. Мало кто знает, что С-189 относится к одному из самых массовых и успешных проектов субмарин за всю историю подводного кораблестроения.
Окончание Второй мировой войны не принесло долгожданного облегчения и мира во всем мире. Формально антигитлеровская коалиция продолжала свое существование. Однако усиление противоречий между СССР и западными партнерами грозило перерасти в новое противостояние.
Пятого марта 1946 г. Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую Фултонскую речь, которая фактически стала точкой отсчета начала холодной войны и гонки вооружений.
Рождение легенды
Работа над новой подлодкой велась советскими инженерами еще во время войны.
К августу 1948 г. ЦКБ-18, расположенное в Ленинграде (ныне ЦКБ МТ "Рубин"), подготовило проект новой субмарины, вобравшей в себя последние достижения мирового кораблестроения.
Головная лодка проекта 613 сошла со стапелей завода "Красное Сормово" (Нижний Новгород) в октябре 1950 г.
Советские средние дизель-электрические торпедные подводные лодки этого проекта – первый и самый массовый тип лодок, построенных после Второй мировой войны в мире.
Всего с 1950-го по 1958 г. в СССР было построено 215 подлодок 613‑го проекта, а также в Китае (по советской лицензии) – 21. Это первые лодки, которые СССР начал продавать иностранным заказчикам.
"Изначально планировалось построить более тысячи лодок 613-го проекта, – рассказывает Николай Чернышев, капитан-директор музея "ПЛ С-189", капитан 1-го ранга в отставке. – Столь высокий темп сдачи подлодок обеспечивался за счет применения поточно-секционного метода строительства".
По этому методу корпус судна собирался из секций (палуб, бортов и т. д.), каждая из которых отдельно сваривалась из заготовленных деталей, насыщалась оборудованием и деталями крепления.
"Кроме применения новаторских инженерных решений стоит отметить, что лодки оснащались самым современным на тот момент радиотехническим оборудованием", – добавляет Николай Чернышев.
На службе Родине
Подлодки 613-го проекта предназначались для уничтожения боевых кораблей и транспортов противника, постановки минных заграждений и ведения разведки. Субмарины несли боевое дежурство во всех морях и океанах.
В процессе службы многие лодки были переоборудованы по другим проектам, предусматривающим размещение ракетного вооружения.
Напугали американцев
За продолжительный срок службы лодок 613-го проекта не обошлось без курьезов. Так, в 1958 г. по решению правительства СССР и в соответствии с соглашением, заключенным с руководством Албании, во Влерский залив Адриатики была перебазирована группа подлодок.
"Об этом случае мне рассказал контр-адмирал Валентин Козловский, которому в декабре 1959 г. была поставлена задача провести разведку деятельности 6‑го флота США", – вспоминает Николай Чернышев.
Тогда контр-адмирал Козловский был в чине капитана 3‑го ранга и командовал подлодкой С-360 проекта 613.
При проведении разведки в Тунисском проливе советские подводники выявили американскую эскадру. Акустики определили главную цель – крейсер "Де-Мойн" – и в течение 2 часов незамеченными сопровождали его на выгодной для торпедной атаки позиции. В итоге американцы советскую субмарину обнаружили, и подводники были вынуждены прекратить слежку.
Позднее выяснилось, что на борту крейсера находился президент США Эйзенхауэр, возвращавшийся после визита в Грецию. Стоит ли говорить о шоке, который испытали американцы, когда узнали, как близко к ним подобралась советская субмарина.
Виски на камнях
Другой инцидент произошел в 1981 г. Лодка 613-го проекта С-363 из‑за навигационной ошибки села на мель у берегов Швеции, что спровоцировало международный скандал.
По классификации НАТО лодки 613-го проекта имеют обозначение Whiskey class. Западные СМИ тут же окрестили советскую подлодку Whiskey on the rocks. Игра слов в том, что это выражение, означающее обычно просто виски со льдом, в данном контексте переводится как "лодка на скалах".
Ленинградский страж
Подводная лодка С-189 была заложена 31 марта 1954 г. на судостроительном заводе №189 имени С. Орджоникидзе (ныне Балтийский завод) и спущена на воду 4 сентября того же года. После завершения комплекса испытаний 9 марта 1955 г. С-189 вошла в состав ВМС СССР.
В боевом составе флота подлодка находилась 35 лет – до 19 апреля 1990 г. За этот период С-189 неоднократно выполняла боевые задачи в Атлантике и Балтийском море. Помимо боевых походов принимала участие в испытании новых образцов оружия на полигонах Ладожского озера.
"Наша лодка в основном участвовала в испытании новых торпед. На борту С-189 тысячи моряков обучались искусству моряка-подводника", – поясняет Николай Чернышев.
С-189 неоднократно принимала участие в военно-морских парадах в Ленинграде на Неве и в Москве на Химкинском водохранилище.
"В свое время С-189 постоянно находилась в акватории Невы, словно безмолвный страж, всегда готовый к действию", – делится воспоминаниями Николай Чернышев.
По его словам, в истории лодки был эпизод, когда вахтенный матрос задержал иностранного шпиона. Практически, как и сейчас, лодка стояла у причала напротив Адмиралтейских верфей, где находилось множество новеньких кораблей. Бдительный моряк заметил явно не советского гражданина, который старался во всех деталях заснять боевые суда на камеру. В итоге он задержал подозрительного джентльмена и вызвал милицию.
Не пошла на иголки
В 1990 г. С-189 после 35 лет службы вывели из состава флота и поставили на хранение в Кронштадте, где судно ожидало своей очереди на утилизацию. "В 1990‑е многие суда пошли на иголки, это было страшное время для флота, – замечает Николай Чернышев. – К счастью, своей очереди лодка так и не дождалась".
В 1998 г. из‑за неисправности донно-забортной арматуры отсеки лодки заполнились водой. Потеряв плавучесть, субмарина затонула в Купеческой гавани порта Кронштадт.
При благотворительной помощи ветерана ВМФ Андрея Артюшина, содействии руководства Ленинградской военно-морской базы и специалистов по подъему затонувших судов в 2005 г. лодку удалось поднять на поверхность. Затем С-189 на понтонах перевели на Канонерский завод и поставили в док, где специалисты приступили к восстановлению корпуса судна.
В 2007 г. лодку отбуксировали на ее нынешнее место стоянки, утвержденное главнокомандующим ВМФ РФ.
Несколько лет ушло у ветеранов-подводников на то, чтобы найти и выкупить различные механизмы, детали интерьера. "Необходимые запчасти пришлось искать по всей стране от Кронштадта до Владивостока. Сейчас осталось только доукомплектовать часть радиолокационного оборудования", – констатирует капитан-директор музея.
К бою готов
"Находясь внутри, вы вряд ли сможете определить, погрузилась ли лодка, но это и не столь важно, потому что происходит настоящее погружение в историю", – продолжает свой рассказ Николай Чернышев.
На С-189 до сих пор царят морская дисциплина и порядок. "Экипаж", как ласково называет своих экскурсоводов капитан-директор, состоит из опытных подводников-ветеранов.
"Помню, как‑то раз в музей пришла семейная пара с мальчиком-подростком. Парень хотел стать подводником, но сомневался, да и мать была категорически против, – рассказывает Аркадий Ефанов, Герой Российской Федерации, капитан 1-го ранга, экскурсовод-волонтер. – Потом ко мне подошел отец семейства. Он сказал, что, после того что они увидели и услышали, сын твердо решил стать подводником. Даже мать перестала возражать, когда осознала, что это уже не ребячество, а волевое решение молодого мужчины".
Возможно, когда‑нибудь этот мальчик вернется к С-189 уже в чине капитана 1-го ранга, чтобы показать удивительный памятник подводного флота своему сыну, мечтающему стать настоящим моряком-подводником.
Основные тактико-технические характеристики ПЛ проекта 613:
водоизмещение (подводное / надводное) – 1050 / 1350 т;
длина – 76 м, ширина – 6,3 м;
глубина погружения (рабочая / предельная) – 170 / 200 м;
экипаж – 54 моряка (из которых 8 офицеров);
автономность – 30 суток, дальность плавания – 8580 миль;
максимальная скорость (надводная / подводная) – 18 / 13 узлов;
вооружение: 4 носовых, 2 кормовых торпедных аппарата (боекомплект: 12 торпед или 22 мины), а также 57‑мм спаренная автоматическая артустановка см-24‑зиф и 25‑мм спаренная автоматическая зенитная артустановка 2м-8.