Контрабандистов в Петербурге приговорили за поставку в США деталей к ракетным комплексам
Контрабандисты, пойманные на продаже деталей к зенитным ракетным комплексам, ближайшие годы проведут в колонии. Канал поставки был отлажен. Тщательно упакованные ящики везли из Санкт-Петербурга в Финляндию, а оттуда переправляли в США.
Все действующие лица этой истории уже осуждены. Ее достойный финал стал своего рода подарком для сотрудников управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области к их профессиональному празднику – 20 декабря они отметили День работников органов безопасности РФ.
Контрабандой деталей к зенитным ракетным комплексам (ЗРК) занимались четыре человека. Всем руководил бывший военный сотрудник Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н. В. Пушкова Российской академии наук Геннадий Попов. Ему активно помогал отставной подполковник Юрий Сарычев. Два других – мелкий коммерсант из Москвы Сергей Кабанов и ранее привлекавшийся к уголовной ответственности водитель Владислав Панин.
По данным следствия, отставные военные много лет занимались нелегальными поставками вооружения. Нужный товар они находили в войсковых частях, у бывших сотрудников оборонных предприятий, детали также могли "всплыть" в Интернете.
Первое время контрабандисты работали через так называемых черных брокеров, имеющих связи на таможне.
В связи с изменениями законодательства РФ преступники нашли другой путь – водителей, регулярно пересекающих границу с Финляндией.
Из соседнего государства контрабандный груз под видом обычного самолетом отправляли к американскому покупателю, который переводил деньги на счет в латвийском банке. Эти средства обналичивал Сергей Кабанов.
Так в целом работала преступная схема.
Вопросы вызывали некоторые ее детали. Как, например, груз проходил через таможню? На российской стороне проблему решали проверенным способом – взяткой. К слову, таможенник, получивший вознаграждение, стал главным фигурантом другого уголовного дела, возбужденного Северо-Западным следственным управлением на транспорте СК РФ.
На финской границе груз проверяли исходя из маркировки. Товар, задекларированный как газовое оборудование, искали в Интернете именно по этому признаку. Затем сравнивали и, увидев приблизительное соответствие, отпускали.
В ночь на 3 сентября 2014 г. все должно было пройти так же гладко. Но на МАПП Светогорск в дело вмешались оперативники УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
"К нам поступила оперативная информация, контрабандисты были в разработке. Владислава Панина задержали. В то же время проводились обыски у Геннадия Попова, Юрия Сарычева и Сергея Кабанова.
Изъятые в ходе обысков детали едва поместились в две машины "ГАЗель", задержанный груз весил около 150 кг", – рассказал следователь по этому делу.
У преступников изъяли комплектующие к ЗРК "КУБ", "БУК-М1", радиолокационному комплексу 5Н87 и другим видам военной техники. В советские годы ее продавали за рубеж, во многих странах она до сих пор стоит на вооружении и периодически требует ремонта. Но проблема в том, что в России эти виды техники уже не производятся, а на черном рынке можно найти все. К нему и обратился покупатель. Так кто же заказчик этого груза?
Как установило следствие, контрабандисты активно сотрудничали с американскими фирмами VPS и AkaciaGroupInternational, работающими по тендерам министерства обороны США.
Оперативники выяснили, что с Юрием Сарычевым связалась сотрудница AkaciaGroupInternational Долорес Ногради. По электронной почте она присылала заявки на поставку клистронов, электро-вакуумных приборов и прочего оборудования.
Например, одна из изъятых деталей – клистрон КУ 339‑ББ1 – это деталь для зенитного ракетного комплекса "БУК-М1".
Общаясь с покупателями, Юрий Сарычев, Геннадий Попов и Сергей Кабанов соблюдали все меры предосторожности: Попов и Сарычев представлялись Борисом Егоровым и использовали специальную программу, благодаря которой в компьютере не сохранялись следы переписки сторон.
По словам следователя по этому делу, за каждую поставку контрабандисты получали от своих партнеров в среднем около 1,5 млн рублей по нынешнему курсу доллара.
"Деньги делили в зависимости от того, чьим был груз. Меньшая доля доставалась водителю – около 1 тыс. евро за одну перевозку. Но главным в организованной преступной группе (ОПГ) был все‑таки Геннадий Попов. Он отдавал указания и принимал окончательные решения", – рассказал следователь, отметив, что в ходе расследования вскрылись и другие, более ранние эпизоды.
Обвиняемые во всем сознались и активно сотрудничали со следствием.
Юрий Сарычев помог выйти на американских партнеров ОПГ, которые в связи с задержанием преступной группы не перечислили деньги за одну из предыдущих поставок, о чем американцам известно не было. Средства были получены, арестованы по решению суда и обращены в доход государства.
"ЗРК предназначались для стран третьего мира", – отметил следователь.
В Выборгском городском суде Ленинградской области дела четверых контрабандистов слушали в особом порядке.
Геннадий Попов, как организатор и идейный вдохновитель ОПГ, получил самое строгое наказание – 6 лет и 5 месяцев колонии строгого режима.
Сергея Кабанова осудили на 5 лет и 6 месяцев колонии строгого режима, там же Владислав Панин проведет 3 года 9 месяцев. Его роль в группе была самой незначительной, но при обыске у него на квартире нашли другое оружие и запчасти к нему. Поэтому прибавили статьи за незаконное хранение оружия и изготовление боеприпасов.
Самое мягкое наказание получил Юрий Сарычев. Его осудили на 5 лет колонии общего режима. Суд учел его преклонный возраст и 2-ю группу инвалидности.
В управлении ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области отметили: без деталей, которые продавали контрабандисты, зенитные ракетные комплексы функционировать не смогут. "БУК-М1" используется во многих странах, в том числе для противовоздушной обороны.