Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Чужой среди своих: в Петербурге идет борьба за право особой автопарковки

Парковки для инвалидов в Петербурге пока доставляют немало проблем: недоработки законодателей и непонимание со стороны рядовых водителей могут свести на нет усилия по созданию доступной среды.

Парковки для инвалидов в Петербурге пока доставляют немало проблем: недоработки законодателей и непонимание со стороны рядовых водителей могут свести на нет усилия по созданию доступной среды.

Ужесточение ответственнос­ти за остановку на парковочном месте, предназначенном для машины инвалида, а также увеличение числа таких парковочных мест – эти меры принимались, чтобы создать максимально комфортную среду для водителей и их пассажиров с ограничениями здоровья. К сожалению, на практике неоспоримый, казалось бы, плюс такой стратегии нередко превращается в ощутимый минус.

Место не к месту

В соответствии с федеральным законом № 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на каждой автостоянке, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, должны быть выделены парковочные места для транспорта инвалидов в количестве не менее 10 % от общей площади парковки. Независимо от того, платная парковка или нет, для инвалидов пользование такими местами бесплатно. По идее, такая мера должна обеспечить инвалидам достаточное число парковочных мест, чтобы люди с ограниченными возможностями, для которых расстояние в 200‑300 м может быть непреодолимой пре­градой, не отказывали себе в необходимых поездках из‑за того, что, выйдя из машины, им будет невозможно добраться до мес­та. Между тем некоторые устроители парковки подходят к делу формально, и места для инвалидов оказываются в дальнем углу стоянки.

"Поразительно, куда иногда умудряются впихнуть парковочные места для инвалидов. Не каждый захотел бы ставить свою машину непонятно где, уж тем более инвалид, который не может сделать это чисто физически", – отметил Валерий Солдунов, председатель Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов.

По данным СПб ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга", на улично-дорожной сети города обустроено 950 парковочных мест для инвалидов. Все такие места, числящиеся на балансе учреждения, находятся в непосредственной близости от социально значимых объектов (районных МФЦ, поликлиник, парков и пр.). Всего за 2015 г. дирекция обустроила почти 300 новых парковочных мест для инвалидов.

Свой среди чужих

Для обозначения автомобилей, имеющих парковочные привилегии, предусмотрен специальный знак "Инвалид", который может быть установлен на машине, управляемой инвалидом или перевозящей инвалидов 1‑й или 2‑й группы. При этом законом допускается, что решение о размещении специального знака принимает сам инвалид. Практика показывает, что такое допущение приводит к крайне неприятным конфузам, когда автомобиль без соответствующего знака эвакуируют с его, казалось бы, законного места. В этом случае придется ехать в ГИБДД и документально доказывать свое право занимать место на специальной парковке.

"Несовершенство законодательства подкрепляется еще и безответственным поведением некоторых водителей – не инвалидов, которые самовольно клеят значок, чтобы воспользоваться парковкой", – заметил Александр Холодов, председатель координационного совета по Санкт-Петербургу и Леноблас­ти межрегио­нальной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора".

Уже есть прецеденты и вовсе тупиковых ситуаций, когда водителей, которые перевозят инвалидов, не способных управлять автотранспортом, штрафовали за наклейку "Инвалид" на стекле потому, что на момент проверки инвалида в машине не оказалось.

На основании ч. 4.1 ст. 12.5 КоАП РФ "Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси или опознавательный знак "Инвалид" водитель получал взыскание в размере 5 тыс. рублей. Сейчас правила дорожного движения и КоАП не регулируют четко этот момент. Получается, что отвезти ребенка-инвалида в школу может стать дорогим удовольствием.

Пусто не бывает

В последнее время ведется активная борьба за парковочное пространство для инвалидов. Эвакуато­ры регулярно увозят десятки машин нарушителей, которые решили пренебречь запретом и занять специализированные парковочные места. "Зачем им все эти парковки. Столько инвалидов просто не могут приехать за покупками одно­временно", – привел свои аргументы один из нарушителей.

Как бы там ни было, но установленные законом нормы пока не предусматривают гибких решений. "Было бы логично в некоторых местах сократить количество парковок для инвалидов и увеличить там, где их не хватает", – сказал Валерий Солдунов.

При этом главной проблемой остаются водители, которые не понимают, что эти места физически необходимы инвалидам и занимать их нельзя.