"Блокадную подстанцию" предложили отправить на третью экспертизу
Совет по сохранению культурного наследия не смог принять решение по поводу "блокадной подстанции". С одной стороны, многие эксперты согласны, что здание нельзя назвать объектом архитектурного наследия, и наб. Фонтанки оно вовсе не украшает. С другой стороны, это место связано напрямую с блокадными событиями, и игнорировать это нельзя.
Две экспертизы
Председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников культуры и истории Сергей Макаров напомнил, что с 2009 года по "блокадной подстанции" было проведено две экспертизы. Первый раз члены Совета по сохранению культурного наследия не признали объект памятником. На втором заседании пришли к выводу, что это памятник, однако комитет попросил сделать ряд доработок. Окончательного решения, сохранять или реконструировать здание, до сих пор так и не принято, и вопрос пока остается открытым.
"Два раза совет голосовал. Один раз решили, что не памятник, второй раз – памятник. Есть два противоречащих решения, без третьего голосования окончательное решение принять невозможно", - подчеркнул он.
Предлагается несколько вариантов развития этого объекта. Защитники подстанции требуют признать ее памятником регионального значения, провести реставрацию и организовать музей. Компания "Группа ЛСР", планирующая построить на месте станции апарт-отель рядом с уже существующим, настаивает на реконструкции с сохранением части стены. В эту историю успел вмешаться и Цирк на Фонтанке, предложивший передать им здание для использования его под административно-хозяйственные нужды.
Градостроительная ошибка
По мнению сторонников реконструкции, здание станции стало настоящей градостроительной ошибкой. Впрочем, в 1930-х гг. об этом не задумывались, так как эта часть города была застроена двухэтажными хозяйственными постройками, и даже знаменитая кленовая аллея появилась значительно позже. "Хламовое место" было сложно чем-то испортить, поэтому и было принято решение организовать Тяговую подстанцию "Центральная" (№11) именно здесь. В случае если бы это место было таким же ухоженным, как в наши дни, для нее бы нашли другую территорию.
"Если есть возможность исправить градостроительную ошибку 1930-х годов, то нужно это делать сейчас. При этом мы можем сохранить память о самой станции, оставив часть стены и башни из силикатного кирпича. Для того, чтобы градостроительные традиции Петербурга сохранялись, нам необходимо эту ошибку исправить. И это можно считать реконструкцией, так как будет использована часть стены и фундамент подстанции", - отметил генеральный директор ЗАО "Архитектурное бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры" Юрий Земцов.
С ним согласен архитектор и член Совета по сохранению культурного наследия Никита Явейн. "Конечно, это не памятник архитектуры. И сегодня состояние этого участка вызывает чувство незавершенности", - отметил он.
Впрочем, как оказалось, внутреннее ощущение архитектора не подвело. Как рассказал архитектор и член совета Борис Николащенко, в 1980-х годах разрабатывались зоны охраны исторической части города, где строительство запрещено. Однако были оставлены лакуны, где возведение новых зданий в соответствии с архитектурным контекстом возможно. Участок, где находится подстанция, также вошел в этот список, однако там так ничего и не было построено.
Историческая память
Между тем градозащитники не отрицают, что само здание архитектурной ценности не представляет. Они настаивают на сохранении объекта как памятника истории. Как напомнил заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Александр Кононов, именно благодаря этой подстанции удалось запустить трамваи по Невскому проспекту 8 марта 1942 г. С помощью электротранспорта центр города удалось очистить от нечистот и тем самым предотвратить надвигающуюся с приходом тепла эпидемию. Подстанция стала напоминанием о трагичных событиях в городе.
Однако сторонники реконструкции заметили, если уж говорить об истории, то нужно быть объективным. Некоторые градозащитники утверждают, что эта подстанция первая дала ток электротранспорту. Как оказалось, тяговая подстанция "Клинская" на ул. Можайской заработала на два часа раньше. Однако до сих пор там нет даже памятной доски, увековечивающей это событие. Поэтому дискуссии о будущем объекта больше напоминают принципиальный спор с застройщиком, а не желание сохранить памятное место.
Время на решение
По мнению-вице губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина, сегодня недостаточно документов, чтобы принимать окончательное решение по этому вопросу. Кроме того, в обсуждении должны принимать решение все члены Совета по сохранению культурного наследия. Сегодня их более сорока, а на заседание пришли чуть более двадцати человек. Впрочем, и сам вопрос достаточно противоречивый и эксперты до сих пор не могут прийти к единому мнению.
"С одной стороны, необходимо сохранять историческое пространство, но с другой стороны - город должен развиваться", - отметил он.
Вице-губернатор дал два месяца на доработку необходимой технической документации, после чего уже будет принято окончательное решение, сохранять подстанцию полностью или дать возможность провести реконструкцию. Кроме того, не будут забыты и другие подстанции, заработавшие в дни блокады. До конца года будет проведена экспертиза по тяговым подстанциям "Клинская" и "Василеостровская" и будет рассмотрен вопрос об их статусе.