Вячеслав Макаров: мы будем неукоснительно исполнять все социальные обязательства
В течение июля в Законодательном собрании Санкт-Петербурга проходило нулевое чтение проекта бюджета города на 2016 г. Об итогах рабочих совещаний бюджетно-финансового комитета петербургского парламента "Петербургскому дневнику" рассказал председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров.
"Петербургский дневник": Вячеслав Серафимович, в рамках нулевого чтения депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга приступили к формированию городского бюджета на 2016 г. Каковы основные приоритеты главного финансового документа Петербурга?
Вячеслав Макаров: Вы знаете, говорят, что для великих дел необходимо неутомимое постоянство. Отчасти эти слова о бюджетной стратегии Санкт-Петербурга.
Неизменно ключевой задачей для нас остается эффективное расходование бюджетных средств как главное условие для дальнейшего социально-экономического развития нашего города и повышения качества жизни его населения. И в этом плане наш петербургский бюджет – это не только полторы сотни томов цифр, это инструмент реализации государственной политики. Поэтому мы четко следуем Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., где в качестве основных приоритетов определены развитие образования, здравоохранения, фундаментальной науки, инвестиции в транспортную и социальную инфраструктуры.
Учитывая реалии экономического развития Петербурга и его промышленный потенциал, нам необходимо подготовить такой бюджет, который создаст условия для стабильной работы предприятий реального сектора, а значит, и для всей социальной сферы Петербурга.
"Петербургский дневник": Санкт-Петербург всегда приводят в пример как регион с глубоко проработанной социальной политикой. Чем будет подкреплена система социальной защиты в условиях дефицита бюджета?
Вячеслав Макаров: Как и все последние годы, мы будем неукоснительно исполнять все социальные обязательства. Как бы ни складывалась ситуация, мы должны продолжить вкладывать средства в те сферы, которые направлены на улучшение качества жизни.
В прошлом году Петербург перешел на программный метод формирования бюджета. Сделали мы это для того, чтобы направлять финансы на решение действительно неотложных задач, консолидировать их на целевое использование. Поэтому главным требованием к распорядителям средств должна стать результативность использования каждого бюджетного рубля. При сокращении бюджетных расходов следует применять понятный и прозрачный подход. Не просто секвестирование бюджета на 5, 10 или 15 %, а рациональное перераспределение средств с учетом долгосрочных целей, необходимости инвестиций в стратегические проекты, в приоритетные направления, в человеческий капитал. За счет этого нам удастся сохранить на прежнем уровне расходы на социальную сферу, а по ряду программ увеличить финансирование. Бюджет Санкт-Петербурга, как и в предыдущие годы, будет социально ориентированным.
В условиях снижения мировых цен на энергоносители как на федеральном, так и на региональном уровне необходимо задействовать внутренний ресурс, оптимизировать бюджетные расходы, сократив неадекватно завышенные затраты и перераспределив освободившиеся средства на приоритетные направления.
Решение этой задачи в немалой степени зависит и от эффективности нашей работы в рамках так называемого нулевого чтения бюджета. Это наша прямая обязанность.
"Петербургский дневник": В процессе нулевого чтения бюджета депутаты активно обсуждали вопрос о реализации нового закона о контрактной системе в сфере государственных закупок. С чем это связано?
Вячеслав Макаров: К сожалению, экономия от государственных закупок снизилась, и это повсеместная общероссийская тенденция. Наиболее типичные нарушения – это нарушения при обосновании начальных максимальных цен контрактов, неправомерное внесение изменений в контракты, например в части увеличения стоимости и сроков реализации, неприменение или только частичное применение заказчиками мер ответственности. В этой ситуации вопросы заключения государственных контрактов необходимо поставить под особый, еще более жесткий контроль. Депутаты Законодательного собрания озабочены этой проблемой. На сегодняшний день прорабатывается вопрос о подготовке инициативы о внесении изменений в действующий закон с целью устранения пробелов, которые выявились в процессе его реализации.
"Петербургский дневник": Каковы основные итоги нулевого чтения?
Вячеслав Макаров: Бюджетно-финансовый комитет Законодательного собрания провел 61 совещание, на которых были даны общие прогнозные оценки по ключевым параметрам документа, представлены дополнительные потребности по различным государственным программам.
Члены бюджетно-финансового комитета, другие депутаты собрания предельно внимательно ознакомились с ключевыми расходными статьями, требуя от главных распорядителей представить развернутые доводы по предполагаемым тратам средств городской казны. В этой связи мои коллеги обратили внимание на ряд проблем, которые следует устранить к первому чтению законопроекта.
По предварительным оценкам, дефицит бюджета будет меньше, чем планировалось ранее.
Сегодня главная задача для городских властей – сохранить уже достигнутые результаты с точки зрения финансирования социальных и жилищных программ, сферы образования, строительства необходимой инфраструктуры.
Не сомневаюсь, что это удастся сделать, а высказанные замечания депутатов будут учтены вице-губернаторами, руководителями комитетов Смольного, главами районов.
К первому чтению проект бюджета будет доработан совместно с бюджетно-финансовым комитетом парламента.
"Петербургский дневник": Впервые на рабочее совещание были приглашены представители государственных унитарных предприятий. Какие проблемы обсуждались в этой связи?
Вячеслав Макаров: Ежегодно унитарные предприятия получают существенные субсидии из городского бюджета, при этом не все из них используют средства эффективно.
Убежден, любые дополнительные потребности ГУПов должны быть обоснованны и отвечать целям развития города. Всего перед депутатами выступили руководители 10 унитарных предприятий. Это "Петербургский метрополитен", "Горэлектротранс", "Пассажиравтотранс", "Водоканал", "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" и ряд других.
Главная проблема, на которую обратили внимание парламентарии, – увеличивающиеся выпадающие доходы ГУПов, в связи с чем большинство из них закладывает необходимость увеличения тарифов для населения в будущем году. Было принято решение еще раз проанализировать финансовую деятельность ГУПов и использовать все возможности с целью недопущения резкого роста тарифов. Депутаты Законодательного собрания будут делать все возможное, чтобы замедлить повышение платы за основные услуги, предоставляемые населению унитарными предприятиями.