Маяк, Верочка, Гриша: как выживал и боролся в блокаду Ленинградский зоопарк
Ленинградский зоопарк, которому в 2015 году исполняется 150 лет, в тяжелейших условиях Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда смог не только сохранить часть своих питомцев, но и продолжал работу по обслуживанию посетителей. В фондах Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга на постоянном хранении есть документы о, казалось бы, будничном подвиге ленинградцев – сотрудников музея живой природы на Петроградской стороне в годы войны.
Благодаря документам первичной парторганизации зоосада мы имеем возможность вспомнить многие имена: Блинова Мария Михайловна, Богданов Евгений Михайлович, Грошева Анастасия Васильевна, Дашина Евдокия Ивановна, Макарова Александра Егоровна, Соколов Николай Леонидович, Тарвид Екатерина Павловна, Чехова Анна Каземировна и др.
К началу войны зоосад занимал второе место после Московского по подбору животных. Из 680 экземпляров особенно ценными были слон, бегемот и носорог. В августе 1941 года отдельные животные были эвакуированы в Казань, часть из них погибла. В Ленинграде бомбежкой были разрушены здания слоновника, обезьянника, степной загон и антилопник, частично повреждены бегемотник, "хищник" и козлятник. Артобстрелом уничтожено все поголовье оленей.
Под завалами своего домика погибла любимица ленинградской детворы слониха Бетти. Это было очень нежное и доверчивое существо. Несмотря на свой огромный рост, она с большой осторожностью и удовольствием брала хоботом угощение с детских ладошек, не причиняя детям вреда.
Всего за время блокады от вражеской бомбежки и артобстрелов погибли в общей сложности свыше 200 различных животных и птиц. Целиком погиб выездной филиал Ленинградского зоосада в Витебске.
Животным и птицам зоосада пришлось пережить все ужасы и потрясения войны. Это и летящие над их головами вражеские самолеты, и пронзительное завывание сирен, грохот от разрывов бомб и снарядов, вой и стоны от страха, особенно когда убивали крупных хищников зоопарка из‑за боязни, что те вырвутся за ограду в город.
Некоторые животные погибали от инсультов, инфарктов, не выдерживая стресса, от переохлаждения, инфекционных заболеваний, а в 1944 году – от поставленного с бойни зараженного мяса.
К концу 1941 года в дома перестало поступать тепло и электричество, замерзли канализация и водопровод, а в зоосаде оставались тропические животные, которым нужно было тепло, вода, свет и приготовленная пища. Животные голодали.
В одном из докладов заместитель директора зоосада Н. Л. Соколов отмечал, что главной причиной падежа животных была дистрофия. Из сохранившихся в ЦГАИПД СПб личных дел Соколова можно узнать многое о человеке, отдавшем все силы и знания для сохранения жизни животных и птиц зоосада в годы Великой Отечественной войны.
Уроженец Вологды, в 1926 году он окончил Киевский институт народного образования, получив квалификацию научного работника-зоолога. В 1936 году приехал в Ленинград по приглашению зоосада. В 1938-м стал заведующим отделом птиц. В 1942 году в ЛГУ защитил кандидатскую диссертацию "Орнитофауна бассейна реки Суконы". С марта 1942 года был утвержден на должность заведующего научной частью, а с сентября – заместителя директора Ленинградского зоосада. Пятого июля 1943 года ему была вручена медаль "За оборону Ленинграда".
Всего по Ленинградскому зоосаду медалью "За оборону Ленинграда" были награждены 16 работников, ухаживавших за животными. В память о подвиге в годы блокады зоосад оставил свое прежнее имя – Ленинградский.
Неоценимый вклад в дело по сохранению животных принадлежит работнице кухни А. В. Грошевой, работнице рыборазводни М. М. Блиновой. Известен подвиг сотрудницы Е. И. Дашиной по спасению жизни второго по величине в зоопарках мира бегемота. Как и слониха Бетти, бегемотиха Красавица была привезена в Петербург в 1911 году. Обе пережили революцию, смену хозяев зоосада, первую мировую войну, страшное наводнение 1924 года, когда невские воды затопили все клетки с животными и работникам зоосада удалось спасти только 75 % животных. Но из них двоих Великую Отечественную войну удалось пережить только двухтонной бегемотихе, рядом с которой постоянно находилась Дашина.
Из личного дела Е. И. Дашиной (Антоновой) мы узнаем, что рабочей зоосада она стала в 1930 году. Ее отец, Иван Кузьмич Антонов, и муж, Кузьма Егорович Дашин, также в разное время трудились в зоосаде.
В блокадном 1942 и 1943 годах зоосад был открыт для посещения. Работа не прекращалась ни на один день. В зоосаде была организована выездная группа дрессированных животных под руководством И. К. Раевского и Т. С. Рукавишниковой, ставшая позднее театром зверей "Кротон". Медвежата, собачки, обезьянка, белки, лисица и козлик радовали детей в детских садах и детских домах, раненых в госпиталях.
Сотрудники зоосада помогали семьям фронтовиков, проводили сбор подарков бойцам и командирам Красной армии. Шестеро сотрудников зоосада стали донорами.
Значительную роль в спасении обитателей зоосада сыграло его подсобное хозяйство: 5 т капусты, 3 т брюквы и 2,7 т свеклы, листов капустных и корнеплодов удалось собрать осенью 1942 года. Зоосад имел землю для индивидуальных огородов, все работники получали карточки на семена.
Широко использовались корма-заменители, в частности так называемое овсяное молоко, которое ускоряло рост молодняка и способствовало увеличению веса взрослых животных. Применялось массовое разведение личинок мух с автоматическим приспособлением для скармливания их молодняку птиц, способ дрожжевания кормов путем введения в рацион белковых дрожжей. Благодаря принимаемым мерам наблюдалось снижение падежа.
После снятия блокады зоосад приобрел новых животных: тюленя, полярную сову, уссурийского енота и др. К декабрю 1944 года количество животных достигло 280. В начале 1945 года, по словам директора Ленинградского зоосада Е. М. Богданова, основное внимание было уделено восстановительным работам и благоустройству территории зоосада.
Ленинградский зоосад может служить символом несгибаемого мужества ленинградцев. Звери и птицы зоосада являлись государственной собственностью, за которых сотрудники были в ответе. Но главное – сотрудники любили своих питомцев и старались сделать для них все возможное и невозможное.
Антилопа-нильгау Маяк, прожившая на территории зоосада с 1938-го по 1952 год, черный гриф Верочка, радовавшая взоры посетителей всю войну и до 1962 года, медведь Гриша, обитавший в зоосаде с весны 1941 года до 1970 года, обезьяна гамадрил, родившая в годы войны детеныша. В год, когда страна отмечает 70‑летие Победы в Великой Отечественной войне, необходимо помнить и о подвиге этого уникального островка дикой природы Ленинграда.