18+
  • $
    91,98
  • 100,24
  • £
    117,19
  • Пробки 
    3
18+

Телеканал «Санкт-Петербург» празднует свое 10-летие

25 декабря 2020

За 10 лет работы созданный всего за 38 дней канал превратился в полноценный рупор жизни Северной столицы, девиз которого: «Открывать Петербургу мир, а миру – Петербург». Как канал создает летопись современной городской жизни, «ПД» рассказали его сотрудники

Как канал пережил 2020 год

Картинка
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Когда пандемия фактически парализовала жизнь во всем мире, канал «Санкт-Петербург» не бросил зрителей. Телевизионщики не только продолжили ежедневную работу, но и подготовили новогоднюю программу. Заместитель генерального директора телеканала «Санкт-Петербург» по производству тематических программ и спецпроектов Ольга Разина рассказала, через что пришлось пройти телеканалу ради своей аудитории.

– На какие проекты в первую очередь повлияли эпидемия и введение самоизоляции?

– На передовой в нашем подразделении оказалось «Утро в Петербурге». Это программа, которая выходит ежедневно по будням в прямом эфире. Вскоре после этого техническая дирекция организовала нам возможность выходить в эфир прямо из дома. И это была еще одна стремительная трансформация и вызов. Редакторы, режиссеры, ведущие работали в новых технологических реалиях: без телевизионной аппаратной, без грима и без суфлера – и фигурально, и буквально. Но, продвигая слоган «#оставайтесь дома», мы были предельно честны со зрителями и вместе с ними старались осмыслить и принять новую реальность.

Вслед за «Утром в Петербурге» в этот режим перешла и программа «Культурная эволюция». Это был очень показательный момент. Мы все знаем, что телевидение – это командная игра, но есть ситуации, когда сплоченность и чувство локтя становятся залогом выживания и даже профессионального роста.

– В чем заключается этот рост? Какие новые высоты этот опыт позволил взять телеканалу «Санкт-Петербург»?

– В апреле мы планировали сделать большой проект, посвященный юбилею Русского музея. У нас был уникальный опыт восьмичасового марафона к 255‑летию Эрмитажа, который стал событием и в телеэфире, и в музейном сообществе, и мы собирались провести большой специальный эфир, адресованный Русскому музею. Наши планы рушились стремительно – синхронно с введением ограничений. Но в какой‑то момент стало понятно, что единственным масштабным и публичным юбилейным мероприятием главной в стране коллекции русского искусства может стать именно наш эфир!

И нам удалось предложить зрителю то, что в реальности было недоступно: оказаться 25 апреля в исторических залах Михайловского дворца, побывать во всех подразделениях ГРМ не только в Петербурге, но и в других городах России и в испанской Малаге. Мы смогли подключить к нашему разговору значительное количество именитых экспертов и любимых зрителями персон, а главное – мы позволили каждому оказаться рядом с шедеврами, которые узнаваемы и дороги с детства.

Надо сказать, что наша смелость была вознаграждена! Программа «Русский музей. 125 лет» собрала обширную аудиторию в сети Интернет и стала самым рейтинговым проектом телеканала в эфире за неделю.

Кроме того, она стала номинантом «ТЭФИ-регион» в категории «Телевидение и жизнь».

Картинка
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

– Новостью уходящего года стало приобретение телеканалом «Санкт-Петербург» большой передвижной телевизионной станции (ПТС). Как это скажется на эфире телеканала?

– Да, появление на нашем телеканале новой, очень современной ПТС – это действительно крупное событие со знаком «плюс» не только для нашей компании, но и для Петербурга. Крупные трансляции Дня Победы, Дня города, Нового года, Дня Военно-морского флота, парадов на Дворцовой площади, а также торжественных мероприятий, связанных с памятью о блокаде Ленинграда, стали важнейшим направлением в нашем эфире. Они не только позволяют петербуржцам увидеть события с самых зрелищных ракурсов, но и представляют наш неповторимый любимый город всей стране и миру. Эти трансляции пользуются явным успехом у зрителя – мы видим это по рейтингам. Но мы все время вынуждены были арендовать технику, пользуясь не всегда лучшим, а доступным. Сейчас мы не будем зависеть в наших планах от наличия у партнеров оборудования, а главное – сможем представлять петербургские события на уровне актуального мирового качества телевидения, чего они в полной мере заслуживают.

– Повлияли ли новые обстоятельства на подготовку Нового года? Что увидят зрители в новогоднюю ночь?

– Одной из значительных черт нашего непростого времени стала тенденция к объединению – людей, задач, ресурсов. Особенно много в уходящем году мы сотрудничали с Комитетом по культуре Петербурга. Концертные программы к праздникам, которые организует город, фактически становились доступны адресатам только посредством телекамер, наших съемок и телеэфиров.

Надо сказать, что нашему творческому коллективу тоже пришлось искать новые способы – как в ограниченных условиях, без зрителей и их реакции снимать так, чтобы это вызывало привычные нам эмоции.

Новый год продолжает череду музыкальных программ, созданных совместными усилиями организаторов концертов и нашей телевизионной команды. В этом году мы не празднуем Новый год вместе с нашими зрителями в прямом эфире. Большой новогодний концерт «Карнавальная ночь у Певческого моста» снимается заранее, в одном из самых атмосферных мест Петербурга, рядом с Дворцовой площадью – во дворах Санкт-Петербургской капеллы. Это будет наш петербургский праздник с любимыми артистами – Татьяной Булановой, Максимом Леонидовым, Игорем Корнелюком, Григорием Чернецовым, Евгением Дятловым, Алисой Вокс и другими. Также в программе – снег, коньки, елка и поздравления наших ведущих и Деда Мороза! Встречаемся в эфире!

Юрий Зинчук: «Весь мир на примере нашего великого города»

Картинка
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Программа «Пульс города» выходит в течение восьми лет и стала за это время одной из самых популярных на телеканале. О работе над этой передачей «ПД» рассказал ее ведущий, заместитель директора телеканала Юрий Зинчук.

– Вы согласны с тем, что «Пульс города» – главная аналитическая телепрограмма Петербурга?

– Вряд ли я соглашусь с таким определением – «главная аналитическая телепрограмма Петербурга». И не наше это дело – определять, кто главный, а кто второстепенный.

Наша главная цель – это наш зритель. Его Величество зритель, ради которого и во имя которого мы и работаем.

Слоган программы: «Это ваше право знать и видеть, чем живет Великий город, наш долг – дать вам его». Вот мы и занимаемся этим. Мы выполняем наш долг перед зрителем. Показываем, что это такое – Россия, XXI век, Санкт-Петербург сегодня. Хроника каждой недели день за днем. Какие события и люди изменили нашу жизнь сегодня. А какие предопределили то, что будет с нами завтра.

«Пульс» не занимается сухим информированием. Мы увлечены повествованием или, точнее, исследованием. Мы, как летописцы, выбираем из океана новостей только то, что изменяет поток времени. А значит, и меняет город. Главный наш принцип – показать, что было, чтобы дать возможность увидеть – а что будет! И этот принцип сравнительного анализа – ключевой в нашей работе.

Мы, скорее, даже не телевидением занимаемся, а медиа-антропологией. То есть исследуем этот феномен под названием Санкт-Петербург с разных сторон.

Условно говоря, давайте такой образ придумаем. Мы видим, что упало дерево где‑то в городе. Упало дерево – это новость. Потом – бац! – упало рядом второе дерево. И это уже тема для спецрепортажа. А если там же падает третье дерево или даже четвертое – вот это уже тема для «Пульса». Тема для нашего исследования. Это уже наше поле битвы. И мы начинаем искать ответы на вопросы. А почему здесь падают деревья. А какие это деревья? А когда и кто их сажал?

Мы в полушутку называем этот принцип принципом «молекулярной журналистики». Это когда событие мы разбираем до мельчайших «молекул» – фактов и данных.

– Как давно родилась идея, концепция программы?

– В 2012 году вышел первый выпуск «Пульса». Мы как‑то подсчитали, и выяснилось, что за все время существования программы мы сделали почти 400 ее выпусков. А если учесть, что день эфира – это день, когда вся команда «Пульса» вычеркивает из жизни все, что не связано с эфиром, то можно сказать, что год жизни мы посвятили только «Пульсу». То есть «Пульс» стал частью жизни каждого из нашей дружной команды.

Как вы делаете эту программу? Кто в конечном итоге решает, какой сюжет туда попадет, а какой – нет?

– Определяем темы не мы. Формально – мы. Но фактически – не мы. А наши зрители. Мы в плане выбора тем используем очень простой принцип. Мы говорим: давайте перенесем себя по ту сторону экрана, где наши зрители. Вылезем из ящика и наших телевизионных чуланов. И взглянем на выпуск «Пульса» глазами зрителя. Вот нам самим это было бы интересно? Или нет? И все. Как только отвечаешь на эти вопросы, все встает на свои места. Надо эту тему брать или искать другую.

Наши эфиры должны вызывать, как сейчас модно говорить, эмпатию у наших зрителей. И вообще, для нас эмоциональная составляющая – одна из важнейших в выборе темы и в плане формы. То есть между эмоцией и информацией мы всегда выбираем эмоцию. Это важнее для нас, чем информация.

И если водитель, нарушая все правила ПДД, на своей машине убивает мать троих детей, которая шла по пешеходному переходу, то эта трагедия для нас важнее, чем все остальные темы! Метры, кубометры, километры, даты и факты…

Мы должны разобрать причины этой трагедии. Почему так произошло? Какое наказание последует для виновного? Как помочь оставшимся в живых детям? И что нужно сделать, чтобы как можно реже повторялись такие трагедии? И если после нашего репортажа хоть один водитель лишний раз подумает: «А может, не надо так гнать?» – тогда мы и будем считать, что наш журналистский хлеб мы едим не зря!

И вот так из одной истории на дороге мы делаем наше исследование и наблюдение за жизнью города. Цель этого исследования – показать: мы такие. Это – мы. И давайте сделаем что‑то, чтобы наш город стал хоть чуть‑чуть, но более добрым, ярким, комфортным и безопасным.

Картинка
Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»

– На ваш взгляд, сегодня журналист имеет право учить человека, что ему делать со своей жизнью?

– Журналист не должен ничего советовать. Вот я – журналист. Кто я такой, чтобы советовать что‑то и кому‑то. Нет. Но наш профессиональный долг – показать факты, явления так, чтобы зритель после просмотра программы чуть более точно смог ответить для себя на один из волнующих его вопросов: а в каком мире я живу? Какой он? И почему он такой?

И мы, показывая наши истории, никого ни в чем не убеждаем, мы свидетельствуем: смотри, наш зритель, мир – он вот такой. Он и добрый, он и жестокий. Он иногда несправедливый. А иногда, наоборот, в высшей степени гуманный и честный. Он – разный. И наш долг – показать этот мир. На примере жизни одного Великого города, на пульсе которого мы и держим нашу руку.

«Телевидение и жизнь всегда должны идти бок о бок»

Картинка
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Она играет на гавайской гитаре, катается на сноуборде и болеет за футбольную сборную Португалии. А еще вместе с командой делает программу «Культурная эволюция» на телека��але «Санкт-Петербург». О своей профессии редактора и ведущей «ПД» рассказала Александра Мымрина.

– Александра, увидеть себя «в телевизоре» мечтают сотни девушек. А каким был ваш путь на главный городской канал «Санкт-Петербург»?

– Я окончила Санкт-Петербургский государственный университет, философский факультет, который готовит своим выпускникам совершено непредсказуемую судьбу. Вот и я не мечтала попасть, как это говорят, «в телевизор». При том что природное любопытство и интерес к тому, что происходит вокруг, всегда подталкивали меня к мысли заняться журналистикой. Дальше получилось все случайно: открывался новый телеканал «Санкт-Петербург», где можно было постажироваться. Я этой возможностью и воспользовалась.

– Помните свое первое задание?

– Конечно. Это было интервью, где я – в кадре – должна была задавать вопросы балетному танцовщику Валерию Михайловскому. Я страшно волновалась, ведь в детстве обожала балет и даже мечтала стать балериной. И тут такое совпадение! Сейчас даже не вспомню, о чем его спрашивала. Уже потом коллеги мне рассказали, что от волнения перед интервью я выпила всю воду, которая была в редакции.

– А каким был ваш путь в ведущие «Культурной эволюции»? Не каждый журналист может похвастать собственной программой.

– Я не считаю, что это моя передача. Это передача всей команды, где я являюсь ведущей и редактором. Вместе со мной работают люди, которые любят культурную жизнь нашего города, разбираются в ней, стараются открывать какие-то новые темы. И главное – все мы искренне в нее влюблены.

Мы считаем, что надо рассказывать не только о наших городских брендах – Русском музее и Эрмитаже, Мариинке и БДТ, но и улавливать новые тенденции, знакомить с интересными людьми, доносить до зрителей всю палитру культурного ландшафта, потому что город у нас в этом смысле безумно интересный.

Например, мы стараемся следить за современным искусством. Петербург больше ассоциируется с классическими формами, и они у нас прекрасно представлены. Но не хочется оставлять в стороне современное искусство. Его и так часто обходят вниманием, не понимают или считают, что это что-то надуманное, вымученное. Видимо, полагают: вот пройдет время, получат художник и его произведения новый статус, вот тогда и будем в нем разбираться. А на самом деле это живая материя, которая имеет свой особенный характер. Петербургское современное искусство отличишь на любой выставке! Поэтому мы стараемся дружить с нашими современными художниками, которые творят здесь и сейчас. И чьи работы потом будут находиться в музейных собраниях.

– Наверняка у вас есть любимые темы, объекты, рубрики.

– Дорого все. Например, в данный момент это рубрика, где мы общаемся с артистами Мариинского театра. Но раскрываем их не с точки зрения профессии и отношения к ней, а стараемся узнать их с неожиданной стороны. Это проходит в блицевом формате. И все мы получаем от этого огромное удовольствие. И артисты, которым задают нестандартные, а не надоевшие им вопросы – вроде того, тяжело ли вам было скинуть те килограммы, что вы наели за самоизоляцию, или что вам нравится в хореографии Ратманского. Все это они уже много раз слышали. А если спросить, какая музыка идеальна для свидания, можно получить очень оригинальные и неожиданные ответы. Надеюсь, что на экране это тоже видно.

Есть у нас и серьезные аналитические материалы. Мы стараемся выделить главное событие каждой недели, которое ни в коем случае нельзя пропустить. А если уж так случилось, то зрители смогут узнать о нем из нашей программы и составить собственное представление о том, что это было.

Мы вообще стараемся рассказывать не только о каких-то абстрактных вещах, но и показывать все через людей, потому что люди, особенно творческие, – главный капитал, тем более в Петербурге.

– Не зря же сложилось устойчивое словосочетание «Петербург – культурная столица».

– Если мы говорим, что Петербург – культурная столица, значит, в ней должны быть не только традиционные новостные блоки про то, что где-то открылась очередная выставка, а особые культурные новости. Эта идея и легла в основу «Культурной эволюции», за что я очень благодарна руководству телеканала и прежде всего Ольге Александровне Разиной, которая доверила мне стать ведущей и одним из лиц этого проекта.

Буквально пару недель назад я была в Калуге на финале премии «ТЭФИ-Регион». Мы туда попали с проектом двухчасового марафона, посвященного 125-летию Русского музея. Трансляция проходила в разгар пандемии, и нам было важно показать, что кроме проблем есть, не побоюсь этого слова, вечные ценности. Не случайно, наверное, нас включили в категорию с очень говорящим названием «Телевидение и жизнь». И это еще раз подтверждает, что телевидение и жизнь у профессионалов всегда идут бок о бок.

– Вы очень активны в соцсетях. А не появлялось ли желание завести свой канал?

– Я понимаю, что это огромный отдельный труд, ему надо посвятить серьезное количество времени и при этом выдержать большую конкуренцию. Поэтому если такие мысли и появляются, то ненадолго. К тому же я очень люблю свою работу.

– Вам удалось раскрыть секрет, как зацепить зрителя, сделать его своим единомышленником?

– Надо быть искренним, увлеченным и честным. Если тебя «прошибает», надо постараться объяснить, что именно. Кстати, труднее всего даются материалы о том, что больше всего понравилось. Потому что надо быть объективными, не перегнуть палку. Найти эквивалент тем своим чувствам, которые вызвало это событие.

Рассказывать про культуру так, чтобы это было интересно, – невероятный труд. Может быть, даже миссия. Сейчас наша программа идет один раз в неделю по субботам с двумя повторами – в воскресенье и понедельник. И я считаю, что мы – большие счастливчики, потому что у нас на канале «Санкт-Петербург» есть такая большая программа, посвященная культуре.

Ведущие канала – о том, как делают «Новости»

Картинка
Фото: На фото Лидия Виэльба. Снято Александром Глузом

«Новости» – одна из самых популярных программ канала «Санкт-Петербург». Она выходит рекордных девять раз в день и длится от 5 до 45 минут, чтобы горожане из первых рук знали, что происходит в Северной столице. Над программой работает целая бригада профессионалов, однако в кадре появляется всего пять ведущих. Двое из низ – Лидия Виэльба и Евгений Соловьев – рассказали обо всех тайнах информационного закадра: как делаются новости, за чей счет одеваются ведущие и как научиться произносить Эйяфьядлайёкюдль без запинки.

– Ведущий принимает участие в подготовке новостей?

Евгений Соловьев: Тексты к большинству новостей, которые произносит ведущий, часто он сам же и пишет. Однако если поступает оперативная информация, то выбирать не приходится, поэтому выходим в эфир и вместе со зрителями узнаем, что же произошло. Для того, чтобы речь была уверенной, ведущие пользуются следующим приемом: пока рот произносит первое слово предложения, глаза уже читают второе.

Лидия Виэльба: К 10-минутному выпуску новостей ведущий готовится примерно полтора часа, причем около 60 минут закладывается на грим. Я стараюсь прочитать текст перед выпуском хотя бы три раза, причем хотя бы один раз – вслух. То, что хорошо выглядит на письме, может звучать излишне сложно, а новости должны быть понятными, поэтому мы избегаем деепричастных оборотов.

Плюс ведущий отвечает за подводку, то есть некое вступительное слово к новости. Нужно придумать какую-то фишечку, чтобы зрителям было интересно досмотреть выпуск до конца.

Бывает, что оперативная информация приходит уже после начала программы. Тогда мне в наушник в нескольких словах пересказывают, что случилось, я это запоминаю, а параллельно без каких-либо пауз читаю новости, хожу и смотрю в нужную камеру по команде режиссера.

– К речи ведущих очень высокие требования. Как вы отточили «дикторский» стиль речи?

Евгений Соловьев: В юности я играл в театре. С актерами занимались талантливые педагоги и режиссёры, которые помимо всего прочего учили искусству сценической речи. Именно там я научился слышать несовершенства собственного голоса, «проблемные» звуки и акцент. Там же я узнал множество приемов того, как «разжать челюсть», например, прорррррычать и просссссвистеть отдельные буквы. Очень помогают скороговорки, но иногда полезно разминать речевой аппарат руками, словно массажист.

Лидия Виэльба: Речевой аппарат – штука капризная, буквально неделя без работы и начинаются проблемы с дикцией, поэтому я всегда училась и продолжаю это делать. Есть множество речевых курсов, иногда педагоги приезжают заниматься прямо к нам на канал. Еще я долго занималась сценической речью с актером БДТ. У меня есть четыре листа скороговорок разной сложности, которые я читаю в свободное от работы время.

Для того, чтобы сохранить форму во время отпуска, я читаю своей дочери книги вслух с выражением. Недавно мы читали повесть «Тимур и его команда» и сказку «Филипок». Там много устаревших слов, а это хорошая тренировка для диктора.

– Были ли в вашей практике оговорки и штрафуют ли за них на телеканале?

Евгений Соловьев: Конечно, оговорки в эфире случаются. Здесь главное «не посыпаться», то есть не рассмеяться, а они бывают такими комичными, что хохотать начинает вся выпускающая бригада. Однако ведущему смеяться нельзя, поэтому надо сдерживаться. Лично мне помогает актерская школа.

Но мне даже нравится, когда в тексте попадаются очень сложные слова, как, например, название знаменитого исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдль. Это дает возможность блеснуть мастерством! Это такой особенный кайф, как для фигуриста, который полжизни прыгал «тройные» и вдруг появилось необходимость сделать четыре оборота. Лично у меня Эй-я-фьяд-лай-ё-кюдль отлетал от зубов как миленький. Может быть, даже чаще, чем его надо было произносить.

Лидия Виэльба: За оговорки у нас не штрафуют. Чаще всего оговорки случаются при склонении числительных или при произношении каких-то экзотических фамилий, поэтому лучше до эфира поинтересоваться, что как произносится и куда ставится ударение.

Честно говоря, не помню, когда в последний раз ошибалась. Но помню, как несколько лет назад один мой коллега вместо «страстотерпцы» сказал «страстоперцы».

– Ведущие новостей всегда в деловых костюмах со строгими прическами. Кто решает то, как вы будете выглядеть на экране?

Лидия Виэльба: Люди, работающие в кадре, берут на себя определенные обязательства касательно своего внешнего вида. Ведущие должны выглядеть стильно и в меру строго, иначе кто поверит в новости, которые мы передаем? Именно поэтому мы всегда в деловых костюмах. В обычной жизни пиджаки и туфли на каблуках я вообще не ношу, зато на работе у меня, как и у моих коллег, собственная гардеробная. У меня примерно 10 рабочих костюмов, которые подобрали мне стилисты.

Конечно, ведущие должны следить за своей физической формой, хотя ничего такого в трудовом договоре, конечно, не прописано. Когда вес скачет на плюс-минус три килограмма, то ничего страшного, но если на 10, то это уже другой размер одежды, и непонятно, в чем вести эфиры. Мой вес, к счастью, никогда резко не менялся.

Прическу и цвет волос изменить можно, но только после консультации со стилистом. Итоговый образ должен быть деловым и строгим, поэтому я только мечтаю об африканских косичках, как у моей дочери.

Картинка
Фото: На фото Евгений Соловьев. Снято Александром Глузом

Евгений Соловьев: Внешний вид ведущего – это важная часть «оформления» выпуска. Прическа, костюм, цвет галстука, ширина оправы очков – все это тоже предмет вдумчивого творчества. Ведущий должен не просто прислушиваться к мнению руководства телеканала, костюмеров и стилистов, но и беспрекословно их выполнять. В костюме мне порой комфортнее, чем в джинсах, если, конечно, я не в отпуске, который предпочитаю проводить в горах. 

В обычной жизни я тоже предпочитаю деловой стиль, поэтому на работе у меня три костюма, купленных каналом, и три – своих. Эфирные очки у меня одни и сделаны они на заказ с учётом пожеланий стилистов: никакой тяжелой яркой оправы и антибликовых линз.

– Вас узнают на улице?

Лидия Виэльба: Нет. Во-первых, новости – это все же не шоу-бизнес, мы не бузовы и даже не ивлеевы. Люди включают программу не для того, чтобы увидеть конкретного ведущего, а для того чтобы узнать, что происходит в мире. Во-вторых, грим все-таки меняет внешность. В обычной жизни я почти не крашусь, поэтому отличаюсь от собственной телевизионной версии.

Однако самая частая фраза, которую я слышу от незнакомых людей: «Где-то я вас уже видел/видела». Лицо кажется знакомым, но где меня видели, вспомнят не могут.

Евгений Соловьев: Петербуржцы в большинстве своем люди очень милые и интеллигентные. Иногда я замечаю, что, например, в метро человек меня узнал, но, как правило, интерес ограничивается зрительным контактом и улыбкой. Впрочем, случались и непредвиденные автограф-сессии. Несколько раз «узнаваемость» помогала в общении с представителями властных структур, но чисто в бытовых ситуациях – ничего противозаконного.

«Такой футбол» и «Тайм-аут»

Картинка
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Руководитель спортивной редакции телеканала «Санкт-Петербург» Иван Лосев рассказал «Петербургскому дневнику» о том, как строится ее работа, какие передачи увидят зрители, и интересны ли болельщикам трансляции матчей «Зенита». 

– Вы возглавляете спортивную редакцию канала с 2012 года. Как идет работа?

– Я пришел на канал «Санкт-Петербург» 1 октября 2012 года. У нас небольшой, но дружный коллектив, который готов справляться одновременно и с основной работой в новостях спорта, и с двумя спортивными программами «Такой футбол» и «Тайм-аут», которые выходили в эфир телеканала последние несколько лет.

– В 2020 году из-за пандемии у спортивного телевидения были проблемы, как вы с ними справились?

– Весной, когда во всем мире были приостановлены спортивные соревнования на всех уровнях, кроме чемпионата Белоруссии по футболу и шахматного турнира претендентов, наша редакция быстро подстроилась под новые реалии и вообще не испытывала проблем с новостями. Сейчас, к счастью, такие времена, что многие спортсмены сами снимают домашние видео, сюжеты о том, как они тренируются в условиях самоизоляции, как живут. Эти сюжеты выкладывают в Интернете, на своих страницах в соцсетях. Пресс-службы некоторых спортивных клубов во время карантина тоже очень хорошо работали, интересно подавали новости о командах. Да, у нас, как и у остальных коллег, в этот период не было возможностей снимать репортажи о соревнованиях и тренировках, но мы выходили из положения таким образом.

– Какие спортивные передачи сейчас входят в программу канала?

– С 14 декабря мы возобновили спортивные новости. У нас два выпуска – пятиминутный в 18:30 и 10-минутный в 22:00. Программа «Такой футбол» выходит один раз в неделю. Сейчас – по пятницам, повтор – в субботу.

– Ваш канал уже не первый сезон показывает все матчи «Зенита» в чемпионате России, но делает это в записи. Есть ли у петербургских телезрителей – любителей футбола надежда, что «Санкт-Петербург» будет делать это в прямом эфире?

– Конечно, все хотят смотреть прямые трансляции матчей «Зенита». К нам приходят возмущенные письма от болельщиков, которые пишут, что вы на канале такие-сякие, не можете, не хотите нам показать футбол в прямом эфире. К сожалению, люди не понимают, что мы делаем все, что можем. Телеканал «Санкт-Петербург» приобрел сублицензию у компании «Матч ТВ» на показ игр «Зенита» именно в записи. На другие варианты правообладатель не был согласен.

– Но ведь несколько лет назад на «Санкт-Петербурге» были прямые трансляции матчей «Зенита». С тех пор многое изменилось?

– В сезоне-2014/15 мы показывали домашние матчи напрямую и выездные в записи. Тогда удалось договориться на таких условиях. Но теперь холдинг «Матч ТВ» развивает сеть платных каналов, делает все, чтобы росло количество абонентов. Поэтому сублицензии на прямые трансляции чемпионата России теперь никому не продают.

– Матчи «Зенита» в записи все равно привлекают внимание зрителей?

– Бесспорно. У трансляций высокие рейтинги, а те матчи, которые не показывает федеральный спортивный канал, вообще становятся у нас топовым событием дня, недели, а иногда и месяца. Обычно мы начинаем показ сразу после завершения матча, но это зависит еще и от внутренней сетки телеканала.

– Почему канал «Санкт-Петербург» не показывает матчи других спортивных команд нашего города?

– Понимаете, если футбольный «Зенит» интересен всем петербуржцам, всему городу, то другие виды спорта не настолько у нас популярны. Есть баскетбольный, волейбольный «Зенит», но они, хочется верить, только в начале своего большого успешного пути. А «Санкт-Петербург» – не специализированный спортивный канал, мы не можем не думать о рейтингах. К тому же у права на трансляции тех турниров, в которых выступает, например, баскетбольный «Зенит», есть свои правообладатели. У холдинга «Матч ТВ» много каналов для показа всех видов спорта. Получается, как в случае с футбольным «Зенитом», – надо покупать сублицензию, показывать матчи не от случая к случаю, а на постоянной основе. И если в футболе любой матч «Зенита», хоть со «Спартаком», хоть с «Химками», гарантированно вызывает у наших зрителей интерес, то в баскетболе, может быть, не так много игр привлекут внимание телезрителей.

– Есть ли у канала интерес к значительным спортивным событиям, которые происходят в Петербурге?

– Иногда мы это делаем. Например, когда в нашем городе проходил чемпионат мира по прыжкам на батуте, то организаторы соревнований сами обратились к нам. Они понимали, что их вид спорта не очень известен широкой публике и что им нужны трансляции. Нам интересны уникальные события, такие, как соревнование по триатлону из серии IRONMAN – «Железный человек», которое впервые в истории пройдет в России, в Петербурге в 2021 году.

– Иван, ваш отец – известный актер Большого драматического театра Сергей Лосев, но вы выбрали другую профессию. Как пришли в спортивную журналистику?

– Я в детстве занимался футболом в знаменитой школе «Смена», но только в младшем возрасте. Надо было ездить на тренировки на метро, до станции «Академическая», а произошла авария – размыв, добираться до «Смены» стало сложно. Не только из-за этого, конечно, просто сейчас мне так легче думать (смеется), карьера футболиста не сложилась. В старших классах школы я выбрал гуманитарный уклон и поступил на факультет журналистики университета. Уже на первом курсе я начал работать спортивным корреспондентом на канале «НТВ-Петербург».

– Футбол для вас – спорт номер один?

– Футбол я очень люблю, но за время работы в спортивной журналистике я влюбился в весь петербургский спорт. В нашем городе есть талантливые спортсмены. Но меня иногда возмущает эта сложная система двойных, тройных зачетов, когда спортсмен выступает за несколько регионов сразу. Например, в художественной гимнастике великолепно выступают сестры Аверины, но вряд ли их можно называть петербургскими спортсменками, ведь они живут в Москве и в наш город приезжают всего несколько раз в год.

– Что вы думаете о провальном выступлении «Зенита» в Лиге чемпионов?

– Провал, позор, катастрофа – тут можно много слов подобрать. Видно, что у «Зенита» в еврокубках пропала игра. «Локомотив» и «Краснодар» тоже выступили неудачно, но у них хоть что-то получалось и можно вынести ряд положительных моментов. Сергей Семак после поражений говорил об усталости, о травмах – это понятно, но, во-первых, все команды и клубы здесь в одной, если хотите, коронавирусной лодке. Во-вторых, почти все наши игроки – двукратные чемпионы России. Но игры не было. И мы понимаем, что действительно многое, если не все, было построено на сильных сторонах Артема Дзюбы. Нет его – и сразу возникают проблемы. Вильмар Барриос эти два сезона – олицетворение лучших сезонов Анатолия Тимощука и Игоря Денисова в опорной зоне, но в Лиге чемпионов колумбийца просто не узнать. Болельщики видели, что с командой происходило что-то не то.

– Еще две недели назад многие говорили о необходимой отставке Сергея Семака...

– Вот такая она – тренерская профессия. Если выигрываешь, ты – лучший, как только даешь сбой – принимай шквал критики. Семак многим симпатичен как человек, он выиграл с «Зенитом» два чемпионских титула. Но это профессиональный футбол, в котором затраты в миллиарды рублей. И спрос с любого участника процесса очень большой. Команда провалилась в Лиге чемпионов, а одним из спонсоров турнира выступает «Газпром». Когда клуб, который принадлежит «Газпрому», показывает такой результат, то какие могут быть мысли у спонсора?

Потом, не забывайте: через полтора года, летом 2022-го, «Газпром Арена» примет финал Лиги чемпионов. Я не говорю, что нужно ставить задачу во что бы то ни стало принимать в нем участие, но, конечно, тот сезон захочется провести успешно и как минимум выйти из группы. Вопросов к тренерскому штабу много, но есть они и к клубу. Работа на трансферном рынке, продление – не продление контрактов с уже имеющимися футболистами, – это все малозаметная, но очень важная работа.

Конечно, социальные сети писали – «Семака в отставку» и т.д. Это понятно, так всегда происходит при любом кризисе, но как грамотно поступило руководство: дождалось окончания всего отрезка, включая матчи РПЛ. И что мы видим? «Зенит» прошелся по «Уралу», «Динамо» и «Спартаку» с общим счетом 11:3. Причем московские клубы, возглавляемые прогрессивными немецкими специалистами, просто ничего не смогли предложить «Зениту» Семака. И какие теперь отзывы и комментарии? «Зенит» в России при Сергее Богдановиче объективно – сильнейший клуб страны. И я не вижу, что клубу может помешать завоевать третье золото чемпионата премьер-лиги подряд и установить своеобразный рекорд. Вопрос отставки главного тренера как будто не в этой жизни был, а игровой кризис, кажется, только на Лигу чемпионов распространялся.

Поэтому вместе с «Зенитом» уходим на зимние каникулы в хорошем настроении и с надеждой, что команда, клуб сделают выводы из неудачных еврокубковых кампаний последних двух лет и как следует подготовятся к новому походу.

Сила «Адаптации»: как подготовиться к вызовам пандемии

Картинка
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Пандемия продолжается. Пока неясно, изменятся ли социальные нормы и привычки, как повлияет коронавирус на работу, да и просто на жизнь? Получат ли ускоренное развитие электронные сервисы и дистанционные услуги? Как действовать сейчас? Ответы на эти и многие другие вопросы можно услышать в эфире программы «Адаптация», созданной как часть одноименного общероссийского журналистского проекта. Его задача – с помощью авторитетных ученых, деятелей культуры и искусства, политиков, крупнейших специалистов в разных областях знаний заглянуть в будущее и попытаться осмыслить происходящее и глобальные последствия пандемии.

Удачная адаптация

Ведущая программы «Адаптация» на телеканале «Санкт-Петербург» Екатерина Ищенко рассказала, что над созданием передачи трудится небольшой сплоченный коллектив, входящий в состав службы новостей.

«Сначала было ощущение, что программа временная, некий цикл экстренных выпусков, реакция на необычное явление. Но пандемия решила нанести новый удар. Мы выходим в эфир уже более полугода, программа остается актуальной, а темы далеко не исчерпаны», – отметила Ищенко.

Она добавила, что нередко новые темы для программы появляются в связи с введением в городе новых противоэпидемических ограничений. Команда «Адаптации» ищет болевые точки в сферах, которых сильнее всего коснулись новые ограничения.

«Мы не фокусируемся только на проблеме как таковой, но и находим примеры удачной адаптации в той или иной сфере. Конечно, говорим и о сокращениях по ряду направлений, закрытии предприятий. При этом появляются новые схемы и технологии работы. К примеру, перевозчики смогли быстро перестроить свою деятельность. Стараемся разобраться, насколько эффективна поддержка государства и города для конкретной отрасли. Выстраиваем связь между людьми, властью и бизнесом», – продолжает ведущая.

Для программы готовятся телесюжеты, которые показывают, как развивается ситуация изнутри, а именитые эксперты помогают разобраться в происходящем. Регулярно проводятся опросы горожан.

«Скажем, мы приглашали в студию владельцев фитнес-центров, которые были закрыты в период самоизоляции. Сейчас они работают, но с условием соблюдения дополнительных ограничений, что представляет определенные затруднения. В эфире разбирались нормы дистанции, количества людей, которые одновременно могут находиться на определенной площади, ношение масок и т. д. А в другом выпуске мы говорили об этих проблемах уже с председателем Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга Антоном Шантырем», – рассказывает Екатерина Ищенко.

Обратная связь


Горожане могут связаться с командой программы через социальные сети, электронную почту, принять участие в опросах, которые проводят съемочные группы.
«Мы берем актуальную тему и выходим на улицу, где напрямую узнаем мнение горожан. Наиболее яркие мнения попадают в эфир. Стараемся показывать противоположные взгляды, ведь у каждого свое отношение к той или иной ситуации», – говорит Екатерина Ищенко.

Останется ли программа в будущем? По словам Екатерины, пока говорить об этом рано. Но вполне возможно, что с окончанием пика пандемии «Адаптация» изменит свой формат, адаптируется к изменениям, чтобы оставаться максимально полезной для горожан.

Особые гости

Отдельное место среди гостей программы занимают врачи. Оно и понятно, учитывая реалии пандемии. Учитывая лежащую на медиках ответственность и большую нагрузку, их сложно оторвать от работы, чтобы пригласить в эфир.

«Для меня как для мамы особенно была интересна тема работы роддомов в сложившихся условиях. Меня шокировало, когда главный акушер-гинеколог Петербурга Виталий Беженарь рассказал, что новорожденных сразу забирают у мамочек с подтвержденным диагнозом «коронавирус», – рассказывает Екатерина.

Пути решения

Самые популярные вопросы от горожан касаются масочного режима, а еще нехватки лекарств в аптеках. Но чаще обращаются представители экспертного сообщества, которые готовы обсуждать происходящее в их области. Это может быть работа библиотек в пандемию или адаптация кинотеатров к новым ограничениям. 

В каждом выпуске команда «Адаптации» вместе с экспертами вырабатывает возможные пути решения существующих проблем.

«Мы сами снимаем маски только во время эфира. К этому тоже нужно было привыкнуть. Жаль работу гримеров, потому что практически весь грим остается на маске. Уверена, что после пандемии наша жизнь вернется к нормальному ритму, без масок, дистанций и других ограничений. Мне не нравится, когда говорят, что после пандемии наступит новая реальность. Верю, что это временный этап, его надо просто пережить с максимальным спокойствием и выдержкой», – резюмирует Екатерина Ищенко.

Смотрите программу «Адаптация» на телеканале «Санкт-Петербург» по вторникам и четвергам в 22:45. Повтор по средам и пятницам в 14:40.

Как готовят топовую аналитическую телепрограмму

Картинка
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Согласно телеметрии «Новости. Итоги недели» находятся в тройке самых популярных телепрограмм канала «Санкт-Петербург».

У каждой программы есть свои особенности доэфирной подготовки. Источник материала для программы «Новости. Итоги недели» – это информационные сюжеты, с которыми телезрителя знакомят во время выпуска новостей каждый день. Работа службы информации телеканала «Санкт-Петербург» – это та питательная среда, на которой начинается подготовка «Итогов недели».

«При этом мы не можем слепо копировать новостной стиль. По законам жанра подведение итогов подразумевает некую аналитику, выводы и обобщения. Например, корреспондент снял сюжет, скажем, о спорах в родительских чатах, которые чуть не закончились летально. Сюжет в выпуске новостей – это факты: тогда-то и там-то произошло следующее. В нашей программе сюжет уже объясняет, почему это произошло и что необходимо сделать, чтобы не допустить повторения подобной ситуации. Все раскладывается по полочкам, представляется максимальное количество точек зрения на ту или иную проблему», – рассказывает главный редактор программы «Новости. Итоги недели» Таги Гусейнов.

Одна из главных сложностей в работе над программой – дефицит времени. Необходимо договориться о съемке, спродюсировать ее, найти нужных экспертов, встретиться с ними и так далее. А ведь каждый сюжет по-своему уникален. Иной раз можно снять за один выезд весь необходимый материал для новостной и итоговой подачи. А иногда ситуация может развиваться дальше, на съемки приходится ездить по 2-3 раза, чтобы подготовить материал к итоговому эфиру. Как правило, сложные (с точки зрения подготовки) материалы составляют около половины выпуска. Все это требует максимальной слаженности от всего коллектива, работающего над выпуском.

ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ


Еще несколько лет назад прямой эфир считался особой связью со зрителем, который позволял максимально погрузить человека в события, происходящие на другом конце города, сделать его очевидцем. Сегодня суть этого приема несколько видоизменилась.

«Применение прямых эфиров значительно сузилось до событий, когда корреспондент находится на месте во время непосредственного действия, проще говоря, когда что-то горит, взрывается и т.п. Словом, когда есть экшен. Если этого нет, просто прямое включение, когда за спиной у корреспондента тишь, гладь да божья благодать, не котируются. Как следствие, прямые включения в большей степени остались прерогативой новостей. В итогах это актуально, когда совпадает по времени с эфиром, например, как с обвалившимся потолком в одном из корпусов ИТМО», – говорит Таги Гусейнов.

По его словам, прямое включение давно перестало быть инструментом эффективного воздействия на аудиторию. Сейчас телевидение активно использует картинку из социальных сетей. С каждым годом доля нетелевизионной картинки в эфире увеличивается. Каждый телезритель фактически превратился в оператора. Конечно, качество видеоматериала остается за телевидением, но зачастую на месте происшествия первым оказывается очевидец со смартфоном и успевает заснять ситуацию в момент ее непосредственного развития. Раньше у многих редакций был ночной корреспондент, который дежурил и выезжал на аварии и происшествия. Сейчас институт ночного корреспондента теряет свою значимость.

«Все больше людей смотрит телевидение через свои гаджеты, смартфоны и планшеты. Поэтому со временем необходимо адаптировать телевизионную картинку под восприятие через экраны смартфонов. Пока появляются только первые элементы этого нового вида коммуникации, например, мобильные приложения», – рассказывает Гусейнов.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ


Акцент общения с телезрителями сместился в социальные сети, где в своих аккаунтах канал дублирует многие телевизионные материалы. Оттуда приходит основной отклик от зрителей. Там же проходят голосования, идет обсуждение материалов. Это позволяет редакции находится на связи со своими зрителями в режиме онлайн. Не стоит забывать, что телевидение – это не то, что показывают, а то, что смотрят, что хочет видеть потребитель.

«Последнее время большинство вопросов от телезрителей по понятным причинам связаны с пандемией коронавируса. Во время передачи зрители могут участвовать в голосованиях по тому или иному вопросу, высказывая свою позицию по обсуждаемой теме», – говорит ведущая программы «Новости. Итоги недели» Александра Вараксина.

Она добавила, что, несмотря на многолетний опыт работы ведущей на телевидении, каждый выход в эфир это ни с чем не сравнимые эмоции и осознание большой ответственности.

«Работая над текстом для эфира, ведущий может скорректировать сложные конструкции и формулировки, чтобы их было проще произнести, не исказив смысл сообщения. При подготовке программы каждый день обрабатывается огромный массив информации. Из множества событий отбираются только те, которые действительно можно назвать ключевыми событиями, непосредственно затрагивающими жизнь петербуржцев. Каждый день – это новые вызовы, все время работаешь с интересной, пускай не всегда простой информацией», – комментирует Александра.

ВАЖНО


Программа «Новости. Итоги недели» выходит по субботам в 20:00 на телеканале «Санкт-Петербург». Повтор – по воскресеньям в 9:00.

Картинка
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

«Утро в Петербурге»

Картинка
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Василий Киров вспомнил о том, как работал из собственной кухни, а Дарина Шарова призналась, что этот необычный коронавирусный год оказался очень счастливым!

В ПРЯМОЙ ЭФИР ИЗ КУХНИ

– Как прошел для вас этот год?

В.К.: Если говорить откровенно, то очень неплохо. Да! Пандемия коснулась всех нас, но мы понимали необходимость всех ограничений. Весной, когда началась самоизоляция, я даже получил удовольствие от процесса. Мы стали одной из первых программ российского телевидения, которая начала выходить из дома. До этого мы неделю просидели в квартире, естественно, было скучно. И тогда коллеги предложили: «Давайте что-нибудь придумаем!» Мы начали делать стримы в Instagram нашей программы. Это понравилось руководству , и в тот же самый формат мы перенесли в прямой эфир на телеканале. Теперь я даже скучаю по этим двум месяцам, которые я провел дома с женой и ребенком и в то же время делал программу, в прямом смысле в шаговой доступности от рабочего места.

Д.Ш.: Год был очень непростым, но для меня – счастливым. В марте я стала мамой! И, когда все ушли на удалёнку, я ушла в декрет. В этот период я была исключительно зрителем – смотрела эфир и восхищалась коллегами!

– Каково это – выходить в эфир из дома?

В.К.: Честно говоря, дома работать сложнее, потому, что все участники этого прямого эфира тоже были у себя: ведущий, редактор, режиссер. Нам мешали сбои Интернета, да и семья хотела занять свое место на кухне, чтобы приготовить завтрак.

Д.Ш: Это действительно было здорово. Как ведущая я понимаю, какая работа была проделана и что за всем этим стояло! Выходить в полноценный прямой эфир из собственного дома – технически очень непросто, и они, конечно, большие молодцы. Конечно, всё новое, поначалу кажется несколько непривычным, но постепенно ты принимаешь эти правила игры и начинаешь находить в этом плюсы.

Картинка
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

– А как отреагировали зрители на «домашние» эфиры?

В. К.: Зрители очень много писали в социальных сетях, им понравилось. Причем еще один плюс той ситуации был в том, что огромное количество звезд тоже сидели дома. Если в обычное время чтобы поймать суперзвезду практически невозможно, – у них свой график и почти нет свободного времени – в тот момент захотели общаться буквально все. За этот период пандемии огромное количество популярных артистов выходили к нам в эфир по видеосвязи. Мы продолжаем практиковать видеосвязь с эпидемической точки зрения: стараемся не приглашать большое количество гостей в студию.

Д. Ш.: Жизненный опыт показывает, что людям всегда интересно наблюдать за другими: а что у него висит на стене, а что стоит на тумбочке за спиной… Пандемия в этом смысле несколько расширила горизонты. Сейчас мы можем общаться онлайн, находясь на любом расстоянии друг от друга. Оказалось, что нет ничего невозможного!

– Кто из знаменитых артистов выходил на видеосвязь с программой?

В.К.: У нас были Кэти Топурия, Анастасия Волочкова, Зара и многие другие любимые артисты.

– Медиасфера одной из первых приняла на себя «коронавирусный удар». Не боялись заболеть?

В.К.: Страх заболеть был до того момента, пока не заболел. Вся моя семья переболела коронавирусом в мае, когда программа выходила в «домашнем режиме». Когда у меня появилась температура, я лежал и думал: «Наверное, вот сейчас и начнутся эти страшные симптомы…» И когда она поднялась до 39 градусов, мне стало реально страшно. Но прошли первый, второй, третий дни болезни – и ничего! А я все думал: «Ну, наверное, завтра». И так я две недели отсчитывал дни, когда же начнется ужас, который описывают в СМИ. Но он так и не наступил. Наверное, мне, моей жене и дочери повезло. Я понимаю, что у кого-то коронавирус протекает намного хуже. Не стоит подвергаться панике и истерике. Если ты чувствуешь себя плохо, элементарно останься дома.

МАГИЯ УТРЕННИХ ЭФИРОВ

– Андрей Малахов в одном из интервью говорил, что у утренней программы есть своя магия…

В.К.: Наверное, это правда. Когда я только начинал работать в программе, я подумал: «Боже мой, как же я буду так рано просыпаться, фактически ночью». Но по опыту могу сказать: мне очень нравится просыпаться утром. Когда зимой я еду на автомобиле или летом на велосипеде, я чувствую особую атмосферу города, когда он только просыпается. К нам в программу однажды приходил пульмонолог. Он сказал, что с 4 до 6 утра в городе особенный воздух. Ночью происходят какие-то химические процессы, он становится насыщенным кислородом. И это не настроение, а наука! По утрам дышится по-другому, я сам это ощущаю. Мне нравится прямой эфир за его особый драйв. Шанса переделать нет, и мозг начинает работать по-другому, задействовав сразу два полушария: ты общаешься с гостем и параллельно думаешь о том, что будет после этой беседы. За кадром работает огромная команда: редактор, режиссер, продюсеры и операторы. За четыре часа эфира мы успеваем осветить очень много тем, от культурных событий до вопросов здоровья.

Д.Ш.: Перед эфиром, как и перед любым важным мероприятием, всегда немного волнительно. В прямом эфире я работаю больше десяти лет и, мне кажется, к этому невозможно привыкнуть. Это похоже на то, как артисты выходят на сцену. Они, народные и великие, признаются, что каждый раз перед выходом испытывают этот трепет. Мне кажется, это признак того, что ты жив в профессии, что не утратил азарта и интереса.

– Но не все так легко встают рано утром на работу… Может быть, поделитесь секретом?

В.К.: У меня такого не было ни разу! Наверное, вставать тяжело тому, кто торопится на нелюбимую работу. А я так давно хотел работать на телевидении и именно в развлекательной программе. Все сложилось, и теперь я не то что бегу на работу, я на нее лечу!

Д.Ш.: Я сова – очень люблю поспать, и мне довольно сложно просыпаться в пять утра. Но есть один секрет: для того, чтобы встать рано утром, нужно очень любить то, что ты делаешь. Ты открываешь глаза и понимаешь: «У меня же эфир!» Я вообще не использую в повседневной жизни слово «работа», говорю: «У меня сегодня эфир» или «Эфир прошёл хорошо».

– Как подстраиваете свой личный график под утренние эфиры?

В.К.: Стараюсь раньше лечь спать – это единственное, что я могу скорректировать в своем графике, а так все как обычно.

Д.Ш.: Находясь в кадре, ты пребываешь в состоянии так называемого «потока». Вы наверняка слышали, что сцена и кадр творят чудеса. У людей проходит температура, появляется голос, если его не было. И это действительно так! Это, наверное, та самая магия, которую имел в виду Андрей Малахов. Конечно, к середине дня это состояние постепенно проходит, и в какой-то момент ты понимаешь, что если сейчас не приляжешь, то до вечера можешь уже не дожить. Прекрасный способ восстановить силы – прилечь на полчасика. Только не дольше. Когда спишь днем больше часа, появляются состояние разбитости и тяжелая голова, а вот 20-40 минут – идеальное время! Организм не успевает погрузиться в глубокий сон, а как бы дремлет – и именно в это время происходит отличная «перезагрузка». Мне уже даже будильник не нужен: я, как Штирлиц, – точно знаю, что проснусь ровно через 20 минут.

– Утренних программ на российском телевидении довольно много: это и ваши коллеги с Первого канала, «России» или Пятого канала. Что бы вы сказали петербуржцам – почему в 7:45 им обязательно стоит включить «Утро в Петербурге» на канале «Санкт-Петербург»?

В.К.: А все очень просто – остальные телеканалы освещают события федерального масштаба. Мы же рассказываем о событиях в нашем любимом городе. О том, что рядом и близко, о том, что волнует и что важно для нас, петербуржцев.

Журналистика - не шоу-бизнес

Картинка
Фото: Предоставлено телеканалом «Санкт-Петербург»

Ведущая программы «Зона особого внимания» (ЗОВ) на телеканале «Санкт-Петербург» Елена Болдышева рассказала о борьбе с мошенниками и аферами в сфере ЖКХ.

– В чем задача программы «Зона особого внимания»?

– Существует три основных направления мошенничества: финансовое, медицинское и юридическое. В эфире мы не раз говорили про юристов, медиков, кредитных брокеров, все эти ребята работают с единственной целью – бесплатными предложениями и другими ухищрениями, заманить жертву, заставить взять кредит или выложить сбережения, посадить на долгосрочные обязательства.

Уже несколько лет наш город переживает шторм, некое цунами различных мошеннических махинаций от которых страдают люди. Наша задача помочь конкретному человеку и на примере его истории, рассказать о стальным как не попасть в ту или иную неприятную ситуацию и что делать, если это все же случилось.

В течение последних 10-15 лет люди жили в довольно спокойной обстановке и привыкли к тому, что существует определенная помощь со стороны государства, какие-то преференции для незащищенных слоев населения. Поэтому люди ведутся на уловки новой «розово-воротничковой преступности».

– С какими ситуациями приходится сталкиваться?

– Способов обмана и отъема денег у населения существует огромное количество. Но некоторые вещи особенно запоминаются.

Была грустная человеческая история. После обращения в медицинский центр, у девушки умерла мама. У женщины было воспаление легких, она обратилась в один из медицинских центров, где вместо того, чтобы диагностировать заболевание и приступить к лечению, ей навязали какие-то нелепые процедуры вроде массажа пяток. В результате она скончалась. Несмотря на случившееся, уголовное дело не было возбуждено. Мы вступились за пострадавшую, раскрутили дело, собрали материал, только после этого завели дело, а медцентр закрыли.

Проблема подобных медицинских центров очень обширна. И нередко, сталкиваясь с мошенничествами по этим организациям, правоохранители упирались в прокуратуру, которая ссылалась на гражданско-правовые отношения и дальше дело не шло. Правоохранителям тоже необходимо нарабатывать базу, им нужен прецедент. Но около года назад и в нашем городе начали проходить обыски в этих не настоящих медцентрах и стали возбуждать дела. Но не могу сказать, что таких компаний с врачами без дипломов стало намного меньше.

С юридическими мошенниками все еще сложнее. Они прикрыты со всех сторон. Что самое страшное, 90% пострадавших от их рук это люди очень уважаемого возраста. Пожилые петербуржцы, которые и без этих юристов имеют право на бесплатную юридическую помощь. Достаточно зайти на сайт правительства Санкт-Петербурга и узнать все о полагающихся льготах.

В основном мошенники обманывают доверчивых горожан, предлагая пересчитать пенсию или уменьшить размер платы за ЖКХ. Люди на это идут, потому что привыкли отказывать себе во всем, годами жить на гречке, копить «похоронные». И вот эти деньги, которые они собирали много лет, люди с искренними глазами, одетые в дорогие костюмы, забирают себе, чтобы красиво жить.

Мы стараемся как можно больше и чаще рассказывать петербуржцам о действиях этих бессердечных дельцов, чтобы предостеречь горожан.
Ситуации бывают очень тяжелые. К примеру, одна женщина обратилась к юристам после того, как у нее погибли двое детей в катастрофе. Ей нужно было решить проблемы, связанные с похоронами. Мошенников это не остановило, отобрали деньги. Мы встали на ее защиту.

– Вам приходилось работать под прикрытием, чтобы вывести мошенников на чистую воду?

– Довольно часто. К примеру, относительно недавно мы снимали «святую Серафиму». Эта женщина представлялась целительницей. Она рекламировала свои услуги, обещав излечить коронавирус в любой стадии, мол, боль отведу руками. Сняли квартиру, приходим. На меня накрутили одеял и полотенец, легла в кровать, надо изображать болящую. Приходит Серафима. Дама за 60 лет, в прозрачной кофте. По ходу действия были сомнения в ее вменяемости, впрочем, ровно до момента, пока речь не зашла о деньгах.

По легенде я работаю кассиром в продуктовом с зарплатой в 22 тысячи и ипотекой. Исцелительница заявила, что можно вылечиться за 50 тысяч, если разу нет денег, есть вариант с рассрочкой. Спрашиваю, а почему вы называете себя святой? Она: «я же вас спасу». Я: «святые же деньги не берут». В общем показали, как работает ворожея. Но это скорее был забавный случай, как правило, все куда сложнее и опаснее.

– Есть еще одно направление, которым занимается ЗОВ – обман в сфере ЖКХ. Расскажите подробнее, много ли таких мошенничеств? 

– Настоящей мафией могут быть управляющие компании (УК), которые несмотря на все протесты жителей, пользуются дырами в законодательстве и захватывают управление домом. Получив контроль, такие УК ввергают дом в многомиллионные долги. 

Например, работали по одной управляющей компании, которая захватывала новые дома имея миллиардный долг перед Водоканалом и ГУП ТЭКом.

В программу поступают десятки жалоб на такие УК, люди недовольны качеством уборки и отсутствием ремонта дома. Жильцы не видят работы УК и не понимают куда исчезают их деньги. Казалось бы, все просто, не нравиться УК, можно сменить ее или создать товарищества собственников жилья (ТСЖ), но на практике вырваться из цепких рук хитрых дельцов не так просто.

– Вы постоянно сталкиваетесь с тяжелыми эмоциями людей, подвергаетесь риску. Как справляетесь со стрессом? 

– Журналистика - не шоу-бизнес. В нашу профессию приходят люди, которые хотят менять этот мир к лучшему. У нас практически на каждой съемке возникают конфликтные ситуации. Злоумышленники ни во что не ставят закон, не понимают, что за препятствование журналисткой деятельности предусмотрено уголовное преследование.

По-другому жить нет смысла. Когда тебе звонят и говорят, меня обманули, у меня мама умерла, забрали квартиру, отняли все деньги, нечем кормить троих детей… Как тут хотя бы не попытаться разобраться в этой истории? Единственное, о чем жалеешь, что всем в этом мире помочь нельзя.

А еще важно видеть результат своей работы. Была такая история. Мужчина, отец троих детей, работал охранником. Как-то к нему за помощью обратилась девочка, которая жила в соседней квартире. Она рассказала, что ее преследует педофил. Мужчина взял друзей, они нашли этого извращенца, скрутили и на его же машине доставили в отдел полиции. За это, на нашего героя подали в суд, приговор – 6 лет лишения свободы… Мы взялись за это дело и бились за него. В результате, он получил эти 1,5 года условно. Полностью защитить его не получилось, но хоть от тюрьмы спасли. К сожалению, закон не всегда действует во благо, за справедливость надо бороться. Этим и занимаемся.

Благополучие петербуржцев в зоне особого внимания

Картинка
Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»

В редакцию программы поступает множество звонков и обращений от жителей, которые просят разобраться в сложившейся ситуации и добиться справедливости. Иногда даже из других городов. Проект есть в Youtube, поэтому такие звонки не редкость. Люди воспринимают журналистов как последнюю инстанцию, которая способна защитить права людей. За три года работы программы вышло семьдесят выпусков.

Ведущие программы Елена Болдышева и Юлия Глебова каждый день рискуют своим здоровьем ради благополучия петербуржцев. Чаще всего им приходится выводить на чистую воду мошенников.

«Финансовое, медицинское и юридическое мошенничество – самые распространенные формы обмана людей. В эфире мы не раз говорили про юристов, медиков, кредитных брокеров, все эти ребята работают с единственной целью – бесплатными предложениями и другими ухищрениями заманить жертву, заставить взять кредит или выложить сбережения, связать долгосрочными обязательствами», – говорит ведущая программы «Зона особого внимания» Елена Болдышева.

КОМАНДНЫЙ ПРОЕКТ

Другая ведущая Юлия Глебова рассказывает, что подготовку каждого выпуска можно сравнить со съемками фильма. «ЗОВ» – это командный проект, где каждый выполняет свою задачу с единственной целью: помочь людям.

«Наша задача – не просто рассказать о проблеме, а разложить ее по определенному алгоритму и добиться ее решения. Проблема должна быть актуальна, мы стараемся найти злоумышленников и выдать людям инструкцию, как не оказаться в непростой ситуации, и что делать, если это все же случилось. Одновременно стремимся помочь конкретному человеку. К сожалению, помочь всем, а в некоторых ситуациях их могут быть тысячи, невозможно. Но мы стараемся предупредить всех, как избежать подобного», – говорит Юлия.

ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Юлия рассказывает: когда человек обращается в редакцию с той или иной проблемой, которая потенциально может попасть в эфир, сначала то, о чем он говорит, необходимо проверить на практике. К примеру, одна из ведущих под видом клиента отправляется в организацию, где, по словам обратившихся зрителей, обманывают людей, и проверяет, как все происходит на практике. Как правило, это касается медицинских центров, компаний по ремонту техники, кредитных брокеров и т. д. Схем отъема денег у населения много.

Если слова героя подтверждаются, на организацию-нарушителя собирается досье. Чем занимается, как ее деятельность соотносится с заявленной в официальных документах и так далее. Это кропотливая работа, которой занимается продюсер программы. По сути, это большое журналистское расследование. Находить директоров, руководителей, где какое ИП и выводить их на чистую воду. Дальше начинается война за справедливость, ведущие программы рассказывают, как эта схема работает, журналисты раскладывают все по полочкам.

НА ОСТРИЕ АТАКИ

«Во время работы приходится сталкиваться с крайне неадекватными субъектами. На нас нападали, когда мы снимали нелегальный хостел, а еще на съемках подпольного колл-центра. Недавно снимали сюжет, Елена стояла с микрофоном, тут откуда-то вышел человек с электрошокером, угрожая съемочной бригаде. Мы стараемся совсем уж на рожон не лезть, все же здоровье превыше всего. Это страшно и опасно, и все, кто работает над программой, это понимают. Но и отступать не собираемся», – подчеркнула Юлия Глебова.

Как отмечает Елена Болдышева, журналистика – не шоу-бизнес.

«В нашу профессию приходят люди, которые хотят менять этот мир к лучшему. Если ты будешь думать, что тебе что-то неприятно или страшно, тогда сиди дома под одеялом, есть много других профессий», – говорит она.

Елена рассказала, что один из случаев особенно ей запомнился. Существует банда мошенников, которая предлагает студентам, приезжающим в Петербург, реже мигрантам, за совершенно небольшие деньги снять жилье в центре города.

«Люди вносили предоплату, а затем месяцами стояли у мошеннических офисов с плакатами и просили о помощи и справедливости. Или они обещали трудоустройство, но требовали деньги за оформление медицинской книжки. Эти люди имеют отношение к банде, которая в этом году убила молодого студента-отличника на Невском. Он пришел требовать деньги обратно, но получил пулю в голову. Студента увезли в реанимацию. Юноша скончался через два дня, – продолжает Елена. – Мы подбирали для Следственного комитета видео. Сейчас главное, чтобы эти бандиты не ушли от ответственности. Чтобы было не превышение самообороны в отношении мальчика со стороны взрослого накачанного дяди, а дело пошло по 105-й статье УК «Убийство». Пока эти деятели не работают в физическом смысле, но продолжают свою деятельность в Сети. И наша борьба продолжается».

Картинка
Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»

У КАЖДОГО СВОЯ СЛАБОСТЬ

Юлия Глебова обратила внимание, что в корне не согласна с мнением людей, считающих, что те, кого обманули, сами виноваты в своих бедах. Среди обманутых мошенниками много умных, образованных и внимательных людей. Сегодняшние мошенники – это настоящие виртуозы своего дела. Они способны найти подход к каждому. И неважно, проворачивают они свои дела через Интернет, по телефону или смотрят вам прямо в глаза. Разыгрывают карту угрозы или втираются в друзья. Если человек изначально не ожидает, что в этом конкретном месте его могут обмануть и взять в оборот, он вряд ли сможет противостоять психологическим чарам опытного мошенника.

«У каждого человека есть своя слабость. Это может быть здоровье близких, финансовая ситуация и прочее. Поэтому мне обидно, когда кто-то говорит про обманутых людей, что они, мол, сами дураки. Нет. Это проблема системы. В законодательстве остается еще слишком много белых пятен», – продолжает Юлия Глебова. – Мошенники вооружены до зубов, на них работают прекрасно обученные юристы. Они с людьми такие договоры подписывают, что иной раз доказать что-то практически невозможно. Злоумышленников можно вывести на чистую воду, куда сложнее доказать в суде, что они мошенники».

По ее словам, чего только не происходило за время выпуска программы. Были откровенно страшные и относительно курьезные случаи. Например, запомнился сюжет про работу так называемых уличных артистов, о ростовых куклах на Невском и «императрицах» на Дворцовой.

«Нас переодели в ростовых кукол, и мы вышли на Дворцовую. Режиссер поставила задачу – привлекать внимание прохожих, чтобы посмотреть на реакцию конкурентов. С нами чуть не подралась женщина в костюме Екатерины. Она начала на повышенных тонах спрашивать, кто мы, почему здесь стоим?» – вспоминает ведущая.

Каждый сюжет программы – это новая история, в которой ведущие «ЗОВа» выводят мошенников на чистую воду и принимают удар на себя, чтобы защитить петербуржцев.

Если вы столкнулись с проблемой, то звоните по телефону: 448-03-08.

Все о культурной жизни города на Неве

Картинка
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Александра Мымрина, главный редактор и ведущая программы «Культурная эволюция», говорит, что в Петербурге существует множество интересных проектов. О наиболее оригинальных и интересных зритель может узнать в очередном выпуске «Культурной эволюции».

Поскольку программа выходит раз в неделю и с момента события иногда проходит несколько дней, упор делается не столько на новостную составляющую. «Культурная эволюция» – это не репортаж с места события, а возможность копнуть глубже, увидеть тренды и проследить тенденции, в том числе мировые, которые находят отражение и у нас.

«В нашем городе как нигде множество творческих, интересных людей. Мы знакомим наших зрителей с ними. Нередко общаемся с нашими героями в неожиданных форматах и ситуациях. Например, не так давно в Мариинский театр приезжал японский пианист Мао Фудзита. Он очень любит кошек. Мы решили провести встречу в «Республике кошек» и пообщаться в приятной ему обстановке, чтобы взглянуть с неожиданной стороны на музыканта и его творчество», – рассказывает Александра.

По ее словам, подобный подход позволяет искренне интересоваться творчеством человека, понять, что движет им в работе. Это не сухое изложение достижений, биографических данных или каких-либо еще фактов о знаменательной фигуре. Одна из ключевых задач программы – дать неожиданный ракурс, повод для разговора, который увлекает зрителя, как некое литературное приключение. Нестандартно раскрыть особенности того или иного человека или события.

Секреты культурной жизни

В программе речь идет не только о мировых знаменитостях и ключевых событиях. Нередко в центре внимания оказывается петербургский творческий андеграунд, где здесь и сейчас творится чистое творчество, художники и артисты, участвующие в этом процессе, ищут не столько известности, а вдохновения для новых творений. Пускай их мастерские и небольшие галереи иной раз выглядят неприглядно, но, если разобраться, там можно найти настоящие шедевры, о которых многие не узнали бы, не посмотри они «Культурную эволюцию».

«Одна из относительно новых рубрик – «Личный выбор». Мы обращаемся к крупнейшим искусствоведам и музейным работникам и просим не рассказать в целом, например, о выставке, а поделиться тем, что на этой выставке им действительно больше всего нравится. Через себя человек рассказывает об искусстве. Так, заместитель директора Русского музея Евгения Петрова провела нам целую серию таких личных экскурсий по большой и широко известной выставке «Русскому музею. Дары». Она рассказала о сложностях, с которыми ей приходится сталкиваться в работе, обратила внимание, может быть, не на самые очевидные экспонаты, раскрыв их суть с новой стороны. Хочется верить, что зритель тоже смог взглянуть на них другими глазами», – говорит ведущая.

Как отмечает ведущий и автор сюжетов программы «Культурная эволюция» Вячеслав Резаков, у программы немало профессиональных зрителей.

«Это актеры театра и кино, галеристы и художники, музыканты и так далее. А еще – люди, которые действительно интересуются культурной жизнью города. По моему мнению, у программы есть две ипостаси. Первая – ее общехудожественное назначение как программы, рассказывающей о жизни искусства. Вторая напоминает корпоративный профильный журнал. Проще говоря, она интересна как любителю культуры, так и профессионалу, занятому в этой сфере», – считает Вячеслав.

Влияние пандемии

Конечно, пандемия серьезно повлияла на область культуры. Об этом говорит Вячеслав Резаков. Например, ограничения по количеству зрителей в театре, отмена ряда мероприятий, закрытие тех же театров и музеев на новогодние праздники. Пандемия дала тему для рассуждений, и они активно ведутся в культурной среде. Мнения диаметрально противоположные. Одни считают, что это дало стимул к поиску новых форм, другие – что это вынужденное состояние и не более. Пандемия подтвердила хрупкость уклада привычного течения жизни.

«Однозначно, для людей пандемия стала серьезным испытанием и оказала негативный эффект. Многие сидели без работы. Например, есть известные актеры, у которых всегда есть ангажемент, в том числе в каких-то виртуальных проектах. В то же время знаю многих актеров петербургских театров, которые были вынуждены найти подработки на время пандемии. К примеру, работают таксистами, – продолжает Резаков. – Дело даже не в пандемии, а в том, что оказалось, что наш мир в любой момент может быть перекроен на другой лад. Если задуматься, насколько этот процесс не зависит от нас, это создает совершенно пугающее впечатление. Я не буду это сравнивать с опытом войны, когда жизнь – «копейка» и человека или того, что он любил, может завтра не стать. С войной это несравнимо. Но у происходящего сейчас нет прецедентов. Великая чума в Средневековье воспринималась иначе, люди были другими».

Александра Мымрина считает, что нередко в творческих кругах обсуждается вопрос, стоит ли ждать новой эпохи возрождения и культурного бума или все просто вернется на круги своя.

«Единственное, в чем можно быть уверенным в этом году, – что не стоит загадывать. Не думаю, что будет бум искусства и всплеск новых экспериментальных форм. Новое искусство будет всегда, вне зависимости от пандемии», – говорит Александра.

Программа выходит один раз в неделю – в субботу в 11:15. Повтор – в 18:45 в воскресенье и в 15:15 в понедельник. Смотрите «Культурную эволюцию» на канале «Санкт-Петербург».

На правах рекламы, 16+

Картинка
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»
Сетевое издание spbdnevnik.ru — городской информационный портал Правительства Санкт-Петербурга. Новостной информационный сайт рассказывает о важных городских событиях и публикует информацию "из первых рук". Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС 77- 70953 выдано 7 сентября 2017 года. Учредитель: ОАО "Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга "Петроцентр". Генеральный директор ОАО "Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга "Петроцентр" Яковлева Л.В. Тел. +7 (812) 346-46-92 Главный редактор Смирнов К.И. (smirnov@spbdnevnik.ru) Адрес редакции: 197064, Санкт-Петербург, ул. Чапаева, 11/4 Тел. (812) 670-13-05 Факс (812) 670-13-06 E-mail: info@spbdnevnik.ru По вопросам информационного партнерства: pr@spbdnevnik.ru Авторские права защищены. Перепечатка, использование материалов частично или полностью без разрешения редакции запрещена. При использовании материалов ссылка на spbdnevnik.ru обязательна. Точка зрения обозревателей не обязательно совпадает с мнением редакции и позицией Правительства Санкт-Петербурга. Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются. Редакция не предоставляет справочной информации. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и материалах. Проект реализован при финансовой поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации