18+
  • $
    100,22
  • 105,81
  • £
    126,93
  • Пробки 
    4
18+

Комики в городе. Что такое стендап и зачем он нужен

2 января 2019

Лет пять-шесть назад случился закат в творчестве «Аншлага». Российский зритель стал присматриваться к другой форме юмора. И тогда на сцену вышли они - комики из стендапа. Они шутят о себе, высмеивают окружающих и нашу повседневность. Смешно, дерзко. «Петербургский дневник» рассказывает, что это вообще такое, и как это нужно понимать

Что такое стендап

Стендап-комедия (на английском правильно будет «Stand-up comedy») - такой юмористический жанр, подразумевающий выступление комика перед живой аудиторией с монологом собственного сочинения. Дальше все сугубо индивидуально. Комик может рассказывать истории из жизни, делиться точными наблюдениями или просто говорить короткие шутки (так называемый «ван лайн»), а может все это каким-то образом объединять.

Когда появился стендап

Если копнуть совсем глубоко, то истоки стендапа можно обнаружить, например, в ораторском искусстве Древней Греции, где существовали так называемые паррезии. Или во французском варьете, где танцевальные номера перемежались с выступлениями артистов, разыгрывающих разные смешные сценки для развлечения публики.

Но все это не то, не то... 

Конечно, настоящий стендап такой, каким мы его знаем, появился на свет по другую сторону океана, в США. Между прочим, некоторые специалисты относят к первым, если хотите, протостендап-комикам самого... Марка Твена. Да, автор «Гекельберри Финна» и «Тома Сойера» время от времени выступал на сцене, рассказывая по памяти отрывки из своих биографических рассказов. Зал смеялся до упаду...

Такого рода представления с выступлениями артистов обычно предваряли водевильные спектакли, которые американская публика очень любила. Но в 30-х годах водевили серьезно потеряли в популярности, проигрывая борьбу набирающему мощь кинематографу. Жанр все больше и больше маргинализировался, а артисты водевиля были вынуждены уходить в подполье. Поэтому не стоит удивляться, что уже совсем скоро бывшие звезды «легкой комедии» выступали в ночных клубах, тех, где под внимательным присмотром мафии показывали стриптиз и вообще творились темные делишки.

Кстати, даже само понятие «стендап», или же stand up, по одной из версий, пришло из мира криминала. На языке мафии слово stand up якобы означает что-то проверенное, четкое, известное. Фраза «stand-up comic» изначально означало просто-напросто артиста, который точно рассмешит зал. И только потом оно уже выделилось в отдельное понятие.

Настоящий бум стендапа случился в США после войны и достиг своего первого пика в 1970-е годы. Во времена войны во Вьетнаме это был самый яркий жанр выступлений на сцене. 

Самые известные зарубежные комики

Ленни Брюс, Ричард Прайор, Джордж Карлин, Билл Косби, Вуди Аллен, Эдди Мёрфи, Робин Уильямс, Джерри Сайнфелд, Дара О’Брайен, Луи Си Кей, Билл Берр, Эдди Иззард и многие другие.

Вот, например, Луи Си Кей. До недавнего сексуального скандала – лучший комик на планете. 

Когда появился стендап в России

Картинка
Фото: Предоставлено каналом ТНТ

Стендапа в американском понимании этого слова у нас не было. Но была эстрада. Артисты этого жанра хорошо известны многим поколениям. Но штука в том, что в отличие от США на советской эстраде существовало железное разделение на артистов и авторов. Исключений почти не было. Одни либо показывали монологи и сценки, другие оставались в тени кулис и писали для них шутки.

Самые известные артисты эстрады известны многим: Аркадий Райкин, Роман Карцев, Евгений Петросян и многие другие.

А вот авторы стали появляться на сцене сами, пожалуй, только в 1980-е годы. У нас их стали называть «писатели-сатирики». Это были мужчины в костюмах с обаятельной улыбкой, которые выходили к микрофону и со своей неподражаемой интонацией читали тексты со своих бумажек. Их имена тоже известны многим: Михаил Жванецкий, Семен Альтов, Михаил Задорнов…

В 1990-е годы интерес к сатирикам стал снижаться. Старые немного приелись или перешли в разряд безусловных классиков. Новые то ли благодаря программе «Аншлаг, Аншлаг», то ли вопреки ей появляться не хотели.

Тогда главным отечественным жанром юмора стал КВН. В него играли более-менее все студенты. Явление росло, выступления показывали по Первому каналу в прайм-тайм. Всем было весело. Однако бывшие кавээнщики вдруг осознали, что фактически не являются артистами в прямом смысле этого слова и при этом вряд ли могут зарабатывать на жизнь благодаря полученным в вузе дипломам, ведь большую часть обучения они писали шутки.

Неудивительно, что вскоре из бывших кавээнщиков появился Comedy Club, прославившийся благодаря своему спорному юмору, иногда выходящему за грани дозволенного. Несмотря на название, собственно стендапу в проекте уделялось не самое большое внимание, а упор был сделан на миниатюры. При желании к стендапу можно отнести общение с публикой Павла Воли с его шутками над аудиторией, а также некоторых других исполнителей, предпочитавших произносить со сцены монологи о своей жизни.

В то же время в интернете стали распространяться авторские переводы выступлений западных комиков, в первую очередь Джорджа Карлина и Эдди Мерфи. Появились паблики в социальных сетях, рассказывающие об этом жанре.

Проект Comedy Club вскоре стал переживать кризис. Новым комикам нужно было находить свою нишу в юморе. Они ее и нашли. В 2012-м нечто похожее на стендап-шоу появилось на канале СТС. Спустя год свое стендап-шоу выпустил и ТНТ. И оно прижилось. Программа Stand Up собрала лучших на тот момент комиков страны и быстро завоевала популярность. Чуть позже на том же канале вышло еще одно шоу, связанное со стендапом, в котором молодые комики показывали свое мастерство.

Руслан Белый: «Наша страна еще не готова к самоиронии»

Один из главных стендап-комиков в стране ответил на вопросы «Петербургского дневника» о своем шоу, открытом микрофоне и отдыхе.

Картинка
Фото: Предоставлено телеканалом ТНТ

- Когда переходили с площадки Comedy Club и запускали шоу Stand Up - нервничали? Мол, вдруг не получится, а обратно уже не вернуться? 

- Да не было такого, что кто-то куда-то переходил. Когда запустился Stand Up, я еще года два выступал в Камеди. Потом ушел, так как не было уже возможности совмещать. Мы больше нервничали, что проект не вызовет у людей отклика.

- Stand Up на ТНТ в эфире уже несколько лет. Комиков стало гораздо больше. Им сейчас не тесно? Всем хватает времени? 

- Комикам никогда не будет тесно. Наоборот, чем больше комиков, тем лучше для творчества. Не надо уже гнаться за количеством материала, а наоборот, можно сконцентрироваться на качестве.

- Как относятся «старенькие» комики, которые начинали первый сезон, к новичкам? 

- Да отлично. В комедии не может быть конкуренции. У шуток нет лимита, они никогда не закончатся.

- Вы действительно работаете с молодыми комиками в шоу «Открытый микрофон» или все пускаете на самотек? 

- По большому счету, ты не можешь сильно помочь комику с его материалом. Комедия очень индивидуальная вещь. И только сам комик творец своего счастья.

- Как вы оцениваете проект «Комик в городе»? Все удалось сделать? Решитесь когда-нибудь на что-то подобное?

- Да нормальный проект. Все свои задачи в нем я выполнил процентов на 70-80. Но второй сезон пока решили не делать, так как это очень, очень ресурсозатратно. Да и, по-моему мнению, наша страна и люди пока не готовы к самоиронии на том уровне, как это готов преподносить комик.

Картинка
Фото: Предоставлено телеканалом ТНТ

- Как сейчас оценить состояние стендапа в России по пятибалльной шкале. Со стороны кажется, что происходит какой-то бум. 

- По шкале поставил бы 3+. У нас все очень хорошо со стендапом, потенциал огромен. За стендапом будущее российской комедии.

- Вы не устаете от шуток? 

- Иногда устаю. Проблема в том, что комики не умеют отдыхать. Ты даже на отдыхе придумываешь шутки. А это плохо. Надо отстраняться. Но как, непонятно.

- Говорят, что большинство комиков, в силу специфики своей профессии, люди закрытые и хмурые. Вы о себе такое можете сказать?

- Я думаю, что я еще такой и в силу характера. Но, конечно, профессия накладывает свой отпечаток. Дело в том, что основной принцип комедии – во всем сомневаться. А это не самое лучезарное качество.

- Вы как-то переключаетесь с работы? Или от юмора не нужно отдыхать?

- Да. Сейчас занимаюсь сёрфом.

- Есть какие-то вещи, о которых вы никогда не будете шутить?

- Грубо говоря, нет. Но для каждой шутки существует свое время.

- Какой известный комик повлиял на вас больше всего?

- Их было несколько. Один из моих любимых Джордж Карлин.

- Кстати, а что вы почувствовали, когда узнали, что Луи Си Кей оказался замешан в скандале с харрасментом? Жаль, что он сейчас не выступает?

- Он находится в другой стране, в другой парадигме. У нас этот вопрос выглядит по-другому. Он один из самых талантливых комиков, и он, безусловно, должен выступать.

- Стендап в России уже стал событием? Рэперы будут выступать в «Новогоднем огоньке»? А комики когда-нибудь будут?

- Когда уровень самоиронии людей подберётся к уровню самоиронии комиков. Либо на кабельных каналах.

- В апреле 2019 года у вас запланирован концерт в Санкт-Петербурге? Можно ли сказать, что питерский зритель особенный? Есть ли какие-то особенности юмора? 

- Питер - один из самых лояльных к стендапу городов. Всегда невероятно легко и приятно здесь выступать. Для меня выступление в Питере - отличная возможность получить кайф на сцене во время концерта.
(Stand Up, каждое воскресенье в 22.00 на ТНТ)

Анатолий Бороздин: «Растет качество юмора»

Перед новым годом на телеканале ТНТ закончился третий сезон проекта «Открытый микрофон». В нем лучшие молодые стендап-комики боролись за приз в три миллиона рублей. Было смешно. И самое главное, среди участников финала было много людей из Петербурга. Один из них - Анатолий Бороздин.

- Перед полуфиналом шоу вы получили травму – сломали обе ноги. Такая травма наверняка спутала вам карты – выступать комику на инвалидном кресле вообще реально?

- На обычных городских площадках скорее нет, чем да. Во-первых, слишком много лестниц встретит на своём пути такой комик. Во-вторых, зрители часто сочувствуют и грустят, глядя на такого человека. Я очень благодарен каналу ТНТ, за то, что мое выступление на коляске стало возможным.

- Как вы попали на «Открытый микрофон»?

- Так же, как туда попадают все комики, после участия в Stand up-фестивале, который проводится каждый год весной в Москве. Я участвовал во втором сезоне шоу, но совсем не так успешно. Так что можно считать, что все получилось со второй попытки.

Картинка
Фото: Телеканал ТНТ

- Съемки в программе принесли удовольствие? Вообще, это интересно – выступать на ТВ?

- Бесспорно. Это новый и незабываемый опыт, который учит тебя работать намного быстрее и чаще подравнивать бороду. Кроме того, участие в проекте дало мне опыт и позволило взглянуть на стендап шире. А ещё  - возможность проезда до места съёмок в купе, специально оборудованном для колясочников. Я не знал, что такие бывают.

- Можно заработать стендапом себе на жизнь?

- Да, но как и в любой работе, придётся сильно попотеть. Потому что выступать нужно каждый день, если такая возможность есть. А есть еще написан��е шуток… Иногда пишешь их случайно, например, проснувшись ночью. Я не самый усидчивый парень, как вы уже могли догадаться, дисциплинированности не хватает.

- Кажется, что стендапа становится все больше и больше? Вы не боитесь конкуренции?

- Нет, меня это радует. Растёт качество юмора, хотя это не все понимают, это для меня важно.

Когда появился стендап в Петербурге?

Картинка
Фото: Предоставлено телеканалом ТНТ

Точной даты вряд ли получится найти, но первые «Открытые микрофоны» проводились в 2012-13 годах. Места были самые разные. Комик Владос Алешин вспоминает, как он посещал такие вечеринки в музее современного искусства «Эрарта».

Вскоре стэндаперов стало больше. В городе появились две организации, собравшие под своим знамена лучших городских комиков: StandUp Petersburg и Stand-up Band. Они проводят свои вечеринки и по сей день. Причем не только в выходные дни, но и в будни. Более того, у них есть своя постоянная аудитория. Для примера, в паблике группы StandUp Petersburg состоит более 20 тысяч человек.

Владос Алешин: «По-моему, бум стендапа уже заканчивается»

Один из самых интересных петербургских стендап-комиков рассказал «Петербургскому дневнику», как попал в этот комедийный жанр, как часто выступает и не устает ли от своих шуток.

Картинка
Фото: Предоставлено телеканалом ТНТ

- Для начала расскажи, пожалуйста, как ты пришел в стендап? Через КВН? 

- А я не играл в КВН. Точнее, играл три раза в жизни. Один раз в школе, второй раз после армии, когда работал в НИИ, у нас были корпоративные КВНы. Сейчас это вообще не очень частая история. Люди приходит в стендап, потому что им интересно. Я же просто увидел однажды своего хорошего товарища по телевизору. Он выступал в «Камеди баттле», а я тогда был в армии. Он всех порвал, и я понял, что так тоже могу. Потом, уже после армейки, стал писать всякие репризы и пришел на «Открытый микрофон» в мае 2012 года, он проходил тогда в музее «Эрарта». Не выступал, а просто смотрел на сцену. Посмотрел – и понял, что у меня получится. Осенью уже стал выступать. Мы с приятелями делали «Открытые микрофоны» в разных барах по субботам. Причем зрители не понимали, что происходит, ведь стендап тогда был у нас не особенно популярен. Люди спрашивали: кто это? что это? камеди? Потом я уже попал в тот самый «Камеди баттл». А через год я уволился из НИИ и уже стал работать как автор.

- Страшно было увольняться? 

- Ну смотри. Сам я родом из Казахстана. Приехал учиться, поменял гражданство, послужил в армии. После армии я решил, что пойду в науку, буду аспирантом… Пришел в НИИ на «Звездной», он назывался Крыловский государственный научный центр. У меня специальность инженер-гидродинамик. Сначала было прикольно, кстати. Там, между прочим, опытовый бассейн в полтора километра, самый большой в мире – и это единственный его плюс. После армии было интересно всем этим заниматься, но потом я увидел, что бассейн - большой, а разводных ключей, грубо говоря, нет. Но там была стабильная, хорошая зарплата, уже когда я увольнялся. Но мне предложили работать автором, и мне это показалось интересным.

Многие люди сейчас говорят: «Я комик». Хотя, братан, ты выступил три раза, из них плохо – пять. В США же люди по 15 лет ходят по «Открытым микрофонам», прежде чем получат эфир, а могут и никогда его не получить. Почему многим нравятся люди вроде Елены Новиковой? Потому что ей есть что рассказать. А в двадцать лет какие у человека проблемы, чем он может удивить? Да ничем, по сути.

Картинка
Фото: Предоставлено телеканалом ТНТ

- Что можно сказать о петербургском стендапе? 

- Сейчас появилось много объединений. В Петербурге два больших, которые делают хорошие шоу, к ним ходят люди. Комики частенько гоняют в Москву. Там есть два больших бара, где постоянно идут выступления, много крутых комиков. Но также много комиков, которые похожи подачей, ужимками и так далее. Ну если ты в теме, то сразу поймёшь, что это чисто «московская» подача. К сожалению, другие регионы часто берут с них пример. А в Петербурге много самодостаточных комиков. И, наверное, мы еще по сравнению с Москвой более агрессивные.

- Переезд в Москву для тебя возможен? 

- Я сейчас прихожу к мнению, что в Москве просто всем не хватит места под солнцем. Она ведь и правда не резиновая. Жаль, что у нас не так, как на Западе, там множество городов, из которых не нужно уезжать, все есть там. Но у нас не так. Хорошо, что появляется ютуб. Меня тоже тянуло в Москву и, может, я бы тоже переехал. Но сейчас я не понимаю, ради чего это делать. У нас есть возможность много выступать. Можно спокойно на «Открытый микрофон» записаться, а в Москве столько комиков… А еще хочу свой клуб открыть. Вот это было бы прикольно.

- Ты часто участвуешь в открытых микрофонах? 

- Мой день выглядит так. Просыпаюсь, чищу зубы, завтракаю, потом еду в офис к ребятам писать шутки. В первую очередь для себя. Но если есть заказы для корпоратива, форумов и так далее, то мы ещё и их пишем. А потом вечером иду на «Открытый микрофон» в какой-то бар, чтобы обкатывать новые шутки. Четыре раза в неделю на «Открытом микрофоне» я точно выступаю. Можно и чаще на самом деле. Но бывает, что хочется вечером просто полежать с девушкой - и все.

- А где шутки-то для себя пишешь? 

- Да везде! В метро вот бывает, дома. Писать надо постоянно.

- Комикам часто приходится повторять свои шутки. Ты не устаешь от материала? 

- Если шутке года три, то, конечно, она уже достает. Но у комиков это работает так: если шутка звучит в каком-то эфире, телепроекте, то ее уже перестают потом повторять. Тут все как у музыкантов, которые записывают песню, чтобы от нее избавиться, что ли… Если хочешь развиваться, надо постоянно писать новое. К сожалению, сейчас есть такие тенденции. Молодые комики слышат, что надо часто выступать, но, видимо, упускают тот момент, что надо и больше писать, поэтому они катают один и тот же материал по три минуты. Шутки, которым по три года, они всплывают только на корпоративах, а лучше всегда новое. Но новое не всегда работает.

- На корпоративы часто приглашают? 

- Не особенно. Где-то раз в месяц, наверное. Но выступление на корпоративе очень разнится от выступления на сцене. Там ты прокачиваешься, конечно, учишься держать зал. На такой вечеринке очень сложно людей зацепить. Стоит двадцать восемь столов, на них пятьдесят шесть салатов, столы далеко, никакого обмена энергией. Но иногда везет и собирается публика, когда люди реально понимают, что они хотят. У одной финской компании выступали – очень понравилось. Люди правильно сели перед сценой, начальник им все объяснил: будут шутки про то и про то, пожалуйста, смейтесь, не кричите. И все хорошо было. А бывает, приходишь, и там народ расселся и говорит: ну давай, шути, показывай, что там умеешь. Некоторые не понимают, что это у нас работа.

- Вспоминаешь свой самый жесткий провал? 

- Да они каждую неделю случаются. Восемьдесят процентов своей жизни комик «лажает». Чтобы проверить шутки, нужно на дно опуститься. Вот ты написал километр шуток, думаешь - классная тема, очень смешно. Приходишь на выступление, начинаешь его проверять – и тишина. Что-нибудь одно зайдет – и думаешь, вот это использую. Так что плохо выступать - круто. Понимаешь, что нужно доделать. Поэтому нужно и на разные технические вечеринки ходить, особенно туда, где тебя никто не знает. Но вот было одно выступление в Ульяновске. Мы приехали в стриптиз-клуб на окраине. Там была дискотека, танцевали люди. Музыку выключили, сказали: «Сейчас будет стендап». Мы стали выступать, люди стоят, молчат, и в этой тишине раздается крик: «А ну вали-ка отсюда! Где танцы?» Сказали «спасибо, до свидания» и ушли.

- Сейчас вообще бум стендапа?

- Мне кажется, что бум стендапа сейчас идет на спад. Вот люди из региона уезжают в Москву, и город потом остается пустой, за ними никого нет. Я был в Челябинске, там миллион двести человек живет. Пришел на «Открытый микрофон». Оказалось, четыре человека делают комедию и зрителей - шесть человек…

Нет хорошей инфраструктуры, хороших продюсеров, вернее, они есть, но их единицы. Наш и американский стендап просто невозможно сравнивать, это разные лиги, уровни. Но на западе это уже 50 лет развивается, а у нас, я же говорю, шесть лет назад никто вообще о стендапе ничего не знал.

- Значит, надо уходить в ютуб? 

- Я со следующего года хочу найти возможность и замутить стендап-шоу свое в интернете. Много крутых чуваков появилось, они есть, но перестают выступать, потому что их не принял какой-то проект, но у них действительно смешной материал. Ведь даже чтобы выступать где-то, нужно людям свое видео показывать, а у многих даже нормально записанного выступления нет. Будущее, конечно, за ютубом и интернетом.

Главное, чтобы не было максимальной пошлятины. Как говорят, «очень плохо, что есть на ТВ редактура, и очень плохо, что в ютубе ее нет».

Словарь стендапа

Сетап — начало шутки, заход на то, что скоро зрителю будет смешно, как правило, описание какой-то ситуации.

Панчлайн (панч) — собственно, сама шутка, самое смешное. Обычно в панчлайне разрушается ожидание, созданное в сетапе.

Тег — дополнительный панчлайн. Чтобы не придумывать новый сетап, как правило, несмешной, комик, как правило, использует несколько шуток-добивок, которые по-разному поворачивают ситуацию.

Отыгрыш (или акт-аут) – небольшая сценка, где комик перевоплощается в других людей или даже предметы. Используется обычно для пародии.

Бит (иначе - блок) — шутка, а чаще набор шуток на одну тему. Битом будет и одна короткая шутка на какую-то тему или целая рассказанная история с десятком шуток.

Сет (выступление) — набор из нескольких битов. Продолжительность – самая разная, от пары минут до пары часов.

Сетлист — «список битов для сета». Обычно комик пишет их на листке или у себя на руке, чтобы не забыть.

Спешл - стендап-концерт комика, записанный специально для канала или интернет-сервиса.

Материал — весь набор шуток, который есть у комика.

Ванлайн — короткая шутка из одного-двух предложений.

Сторителлинг — рассказывание историй. Сторителлинг существует внутри стендапа как самая популярная форма рассказа комедии.

Выступить в тишину — неудачное выступление, когда зрители не смеялись.

Крикун (иногда - хеклер) — зритель, мешающий выступающему, чаще своими выкриками. Люто нелюбим комиками.

Открытый микрофон - мероприятие, на котором любой желающий может показать своё творчество на сцене. Также название шоу на ТНТ.

Где мне посмотреть на стендап?

В Петербурге есть несколько баров, где регулярно проходят вечеринки комиков. StandUp Petersburg сейчас в основном выступает в баре Dizzy и баре HopHead Tap Room. Stand-up Band активно гастролирует по всему городу, иногда оседая не только в центре, но и на окраинах. Технические вечеринки, где комики обкатывают материал, и «Открытые микрофоны», на которые могут записаться все желающие, проходят в десятке других заведений. За анонсами лучше смотреть в пабликах петербургского стендапа.

Самвел Гиновян: «Слишком хороший зритель - это тоже плохо»

Картинка
Фото: Предоставлено телеканалом ТНТ

Участник проекта «Открытый микрофон» на канале ТНТ комик Самвел Гиновян был одним из тех, кто сделал формат стендапа популярным в Петербурге. В интервью «Петербургскому дневнику» он рассказал, с чего всего начиналось и можно ли зарабатывать комедией себе на жизнь.

- Первый вопрос – самый логичный: как так получилось, что вы начали заниматься стендапом? 

- В 2014 году попал на проект под названием «Comedy Баттл. Без границ». Выступал там с репризами. Но никакого юмористического опыта до этого у меня не было. Там я познакомился с очень важным для меня человеком Абу-Газале Нидалем. Затем уже стал ходить в Петербурге на «Открытые микрофоны», и скоро уже осознал, что серьезно занимаюсь стендапом.

Так уж получилось, что в Петербурге мы были первопроходцами. Буквально самые первые «Микрофоны» делали. Там такая замечательная группа собралась: Саша Перевертайло, Андрей Шарапов… Прошло уже пять лет, сейчас у нас своя группа «Стэндап Бэнд». И за это время мы себя серьезно прокачали. Смотрите сами, раньше проводили одно мероприятие в неделю, а сейчас бывает, что в день по два раза выступаем. Мы сначала все делали для себя, а сейчас к нам новые комики приходят, которые хотят этим зарабатывать.

- Как попали в проект ТНТ «Открытый микрофон»? 

- Там все просто. Приехал на фестиваль ТНТ, выступил и прошел кастинг. До этого тоже были попытки, причем справедливости ради скажу, что, на мой взгляд, они были даже более удачными. Два года назад я неплохо выступил на фестивале, но при этом кастинг не прошел. А теперь вот пригодился проекту. Не могу сказать, что тогда я был не готов, а сейчас дорос. По-моему, выступал так же, как и до этого.

- Сколько записывается программа? Это изматывающий процесс? 

- Вообще, проект длится семь месяцев. В марте проходит фестиваль и почти сразу - первый тур, буквально через несколько дней после фестиваля. Затем через пару месяцев еще два этапа. И в сентябре полуфиналы и финал. Получается, записывают пять этапов за три заезда. Ходишь, нервничаешь, нужно при этом нормально выглядеть, чтобы рубашка была не мята, шнурки завязаны и еще текст не забыть… Так что немножко непривычно.

- Сложно ли придумывать шутки под каждое выступление в таком ритме? 

- Если нет базы и опыта, ты случайно попал на проект, то писать будет сложно, но если пришел с набором шуток, то все будет в порядке… Вообще, если работаешь легко, то и здесь справишься. Но за четыре дня подготовки все нельзя написать без проверки материала. Время на подготовку есть, если ты этим занимаешься, то неплохо выступишь.

- Многое не входит в итоговую версию, которую показывают по ТВ? 

- По сути, все самое важное остается. Монтируют очень профессионально. Иногда бывает, что из монолога пару предложений вырежут и получается, немного не так, как ты хотел, но понятно, что хронометраж не бесконечный и нужно чем-то жертвовать.

- Когда оказались на съемочной площадке, было что-то, что вас удивило больше всего? 

- Честно говоря, ничего не удивило... Ну ладно, кое-что есть. Показалось, что зрители очень заряжены, это непривычно. Они готовы смеяться над всем. Серьезно. Ты говоришь предложение, берешь паузу – а они уже смеются. Хотя ты этого и не ожидал. И не потому что ты смешной, а зритель такой. Слишком хороший зритель - это тоже плохо. А вживую я говорю быстро, и даже если смешно, не останавливаюсь, говорю в смех. А в телевизоре так нельзя. Поэтому приходится выкручиваться. Часто такое бывало: скажешь что-нибудь, зрители смеются, а ты ждешь.

- Как работается с наставниками? Бывает такое, что они перечеркивают все написанное, говорят: «Плохо» и заставляют писать снова? 

- За других я не могу сказать. У меня наставником был Тимур Каргинов, и мне с ним работалось лайтово. Он просто подбадривал тебя, как тренер, что ли. В тексты вообще не лез. И возможно, это даже хорошо. Не мешал, это очень важно.

- Что вам дал телепроект? 

- Как сказать… По большому счету, вообще ничего. Я не шучу. Может, только самоутвердился среди родственников и родителей. Они поняли, что я не занимаюсь ерундой. А так и до проекта у меня был хороший год. Выиграл два фестиваля, стали звать в другие города, внутри тусовки тоже обрел какую-то популярность. Поэтому проект с пятью эфирами дал меньше, чем два нетелевизионных фестиваля.

- Можно заработать стендапом себе на жизнь? 

- Можно. Но все зависит от того, на какую жизнь ты рассчитываешь. Я два года уже нигде не работаю, зарабатываю только стендапом. Мы сами выступления проводим, это удобно, ни от кого не зависим. Если зовут в другие города, тоже платят гонорары. На жизнь хватает.

- Как часто нужно выступать, чтобы быть в хорошей форме? 

- Нужно выступать хотя бы пять раз в неделю. Как в спорте. То есть необходимо тренироваться постоянно, но выступать все же не каждый день. Если ты устанешь, хорошего выступления не получится. Надо давать себе отдых.

- Сколько часов в день занимает написание шуток? 

- На написание шуток уходит ровно столько времени, сколько ты хочешь. Два часа – у тебя будет один уровень. Пять часов – совсем другой. Это совершенно свободный полет. В среднем час-два надо поработать над материалом. А вообще, в течение дня все комики, кто профессионально занимаются этим, постоянно думают над материалом. Приходят новые идеи, ты записываешь, и так бесконечно. А чтобы упаковать все, нужно час-два. Но лучше, конечно, больше.

- Можете вспомнить свой самый большой провал? 

- Не смогу. Их очень много было. И все они примерно на одном уровне. Сами понимаете, если выступаешь каждый день, то минимум один провал в неделю случается, когда люди тебя вообще не понимают, а ты осознаешь, что тебе нужно говорить еще минут двадцать… Но вот выступал как-то на разогреве у московских комиков, и мое выступление вообще не зашло. И мне было стыдно перед комиками. Получается, я с задачей не справился, не смог разогреть зал. Огорчил и зрителей, и коллег.

- Сложно ли шутить про семью? Допустим, жена не сильно ли обижается? 

- Все зависит от семьи, какая у тебя жена и какие с ней отношения. Понятно, что жесткие шутки говорить в адрес жены и детей непозволительно. Но ради комедии можно утрировать. Юмор - это преувеличение всего, что происходит вокруг. Ведь само по себе в жизни мало смешного происходит. Но я уверен в одном: если жене не нравится, что ты шутишь о ней, значит, у тебя проблемы, чувак.

- Кажется, что стендапа становится все больше и больше. Это так? 

- Да, и приятно, что в Петербурге в этом есть и наша заслуга. Мы делаем мероприятия каждый день. И когда ты так делаешь несколько лет подряд, то люди уже знают, что это такое, появляются те, кто тоже хотят выступить. А конкуренции мы не боимся. Тем, кто появился, предстоит еще многому научиться. Комик - это такая профессия, где ты растешь каждый год. Если кто-то сейчас начнет, то он будет уступать тому, кто выступает пять лет, и если ты будешь заниматься этим, то ты всегда будешь в форме. Главное - быть смешным.

- Можете себе представить, что будете заниматься стендапом до конца жизни? 

- Да, я это уже представил пять лет назад, когда отпрашивался с работы и ехал выступать, а спустя три года смог оставить работу и пойти выступать за деньги. Ни в чем другом я себя не вижу. И, надеюсь, комиком и останусь, дай бог.

А если я сам хочу стать комиком?

Для начала начните сами писать шутки. Необязательно следовать самоучителям, которые можно достать в книжных. Достаточно просто посмотреть, как это делают лучшие комики России да и всей планеты. Учиться ведь нужно у лучших. Затем записывайтесь на вечеринку на «Открытый микрофон» и… не ждите, что слава придет к вам. Более того, в первый раз вас, скорее всего, ждет полный провал.

Но как говорит петербургский комик Самвел Гиновян, провалов у вас будет много. Более того, если вы хотите выступать регулярно, то непосредственно написанию текстов нужно уделять по несколько часов в день, а затем обкатывать материал на публике.

Еще несколько интересных видео. Вам понравится

Авторы: Антон Ратников, Ксения Ахметжанова.
Сетевое издание spbdnevnik.ru — городской информационный портал Правительства Санкт-Петербурга. Новостной информационный сайт рассказывает о важных городских событиях и публикует информацию "из первых рук". Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС 77- 70953 выдано 7 сентября 2017 года. Учредитель: ОАО "Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга "Петроцентр". Генеральный директор ОАО "Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга "Петроцентр" Яковлева Л.В. Тел. +7 (812) 346-46-92 Главный редактор Смирнов К.И. (smirnov@spbdnevnik.ru) Адрес редакции: 197064, Санкт-Петербург, ул. Чапаева, 11/4 Тел. (812) 670-13-05 Факс (812) 670-13-06 E-mail: info@spbdnevnik.ru По вопросам информационного партнерства: pr@spbdnevnik.ru Авторские права защищены. Перепечатка, использование материалов частично или полностью без разрешения редакции запрещена. При использовании материалов ссылка на spbdnevnik.ru обязательна. Точка зрения обозревателей не обязательно совпадает с мнением редакции и позицией Правительства Санкт-Петербурга. Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются. Редакция не предоставляет справочной информации. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и материалах. Проект реализован при финансовой поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации