«Ничего не болело»: врачи-урологи Госпиталя для ветеранов войн рассказали истории пациентов, которым помогла ранняя диагностика
Среди самых распространенных и опасных заболеваний у мужчин врачи называют рак предстательной железы. Каждый восьмой житель планеты рискует услышать этот диагноз. В России ежегодно выявляют более 50 тысяч новых случаев рака простаты, в Петербурге – свыше 5 тысяч. Но есть и хорошая новость: это заболевание стали все чаще диагностировать на ранних стадиях. В рамках Недели сохранения мужского здоровья врачи Госпиталя для ветеранов войн рассказали, как сегодня лечат урологические заболевания и почему не стоит откладывать визит к специалисту.
Решили проблему вовремя
64-летний Андрей попал в больницу в феврале. Сдать анализ на ПСА (простатический специфический антиген) его уговорила жена. До визита к врачу мужчину ничего серьезно не беспокоило: была лишь легкая задержка при мочеиспускании, на которую он старался не обращать внимания. Но анализ показал, что уровень ПСА высокий и нужно обследоваться дальше.
В итоге мужчине поставили диагноз «гиперплазия предстательной железы (аденома)». Хотя это доброкачественное образование, оно существенно снижает качество жизни. Отсутствие лечения опасно развитием острой задержки мочи, требующей экстренной операции, хронической почечной недостаточности, камней в мочевом пузыре, инфекций (пиелонефрит) и недержания мочи.
Андрею Владимировичу сделали трансуретральную резекцию – операцию, при которой разросшуюся ткань удаляют через мочеиспускательный канал. Никаких разрезов, минимальные последствия.
«Я боялся осложнений, недержания, но ничего этого не было. Послеоперационный период прошел гладко», – рассказал пациент, которого уже готовят к выписке.
Как пояснил заведующий 12-м урологическим отделением Госпиталя для ветеранов войн Михаил Яковлев, аденома предстательной железы – болезнь возрастная. В стационар, как правило, попадают люди старше пятидесяти лет. Примерно треть пациентов отделения страдают именно аденомой, и многим требуется хирургическое лечение.
По словам специалиста, проблему не всегда осознают вовремя.
«Довольно часто приходится сталкиваться с запущенными формами нарушения мочеиспускания, обусловленных аденомой предстательной железы. При этом профилактики против болезни не существует. Аденома возникает на фоне естественного изменения гормонального фона. Улучшает прогноз только раннее обращение к врачу», – объяснил Яковлев.
Специалист советует: мужчина, достигший сорока лет, должен обратиться к урологу в поликлинику и наблюдаться. При ранней диагностике ситуация не выйдет из-под контроля.
Жена заметила первой
История 77-летнего Михаила (имя изменено) похожа на сотни других. Все началось с того, что на неявные признаки ухудшения здоровья мужа обратила внимание жена. Он стал больше уставать, пропал интерес к интимной жизни. Мужчина был старой закалки: считал, раз ничего не болит, значит, здоров. Но в этот раз прислушался к мнению жены и обратился в поликлинику по месту жительства. Там ему назначили анализ на ПСА.
«Результат оказался тревожным: 18,5 нанограмма на миллилитр при норме до 4. Уролог сразу направил пациента к нам. Мы назначили МРТ малого таза с контрастированием и обнаружили участок ткани, который накапливает контраст там, где не должен. По шкале PI-RADS оценили его как пятый – это максимальный балл, который говорит о высокой вероятности злокачественной опухоли», – рассказал историю своего пациента врач-онколог ЦАОПа Госпиталя для ветеранов войн Абдул Аюб.
Дальше задача врача – сделать биопсию и отправить полученные образцы ткани на гистологическое исследование. Процедуру проводят прямо в кабинете, за процессом следят на экране аппарата УЗИ. Врач-онколог работает вместе с помощником.
Сама биопсия проходит под местной анестезией. Доктор делает 12 уколов специальной иглой – шесть слева, шесть справа. Полученные столбики ткани отправят в лабораторию.
«После процедуры пациент около получаса отдыхает в палате под нашим наблюдением. Если давление стабильное, ничего не кровоточит – отпускаем домой с четкими рекомендациями», – объясняет Абдул Аюб.
Сейчас Михаил ждет результатов дома. Если гистология подтвердит рак, его направят в федеральный центр для перепроверки диагноза. Затем врачи определят стадию заболевания – от этого будет зависеть тактика лечения.
«На ранней стадии у пациента есть выбор: удалить все хирургически или предпочесть комбинацию гормональной и лучевой терапии, – рассказывает специалист. – Если окажется, что процесс уже запущен, добавится химиотерапия. Мы обязаны объяснить все варианты, а пациент принять решение».
Абдул Аюб подчеркивает: рак предстательной железы сегодня не приговор.
«Я всегда говорю пациентам: не относитесь к этому заболеванию как к классической онкологии, которую показывают по телевизору. Никто за месяц не сгорает. Это хроническое заболевание, как диабет или гипертония. Если контролировать уровень ПСА, вовремя проходить лечение, можно жить долго и качественно», – уверен онколог.
В отделении Абдула Аюба много таких пациентов. Некоторые наблюдаются уже несколько лет и чувствуют себя стабильно.
«Да, есть побочные эффекты лечения, но человек продолжает жить, работать, помогать семье», – резюмирует специалист.