«Театр – это компромисс»: в Петербурге прошла встреча с Валерием Фокиным
На новой сцене Александринского театра 9 февраля состоялась встреча «Режиссер в контексте времени. Разговор о профессии с Валерием Фокиным». Мероприятие открыло программу юбилейных событий, приуроченных к 80-летию президента театра народного артиста России Валерия Фокина.
Мероприятие провела театральный критик Марина Токарева. Она подчеркнула, что разговор с президентом Александринского театра будет не диалогом, а полилогом. К мероприятию дистанционно подключились ведущие режиссеры страны – те, кто создает сценический язык и задает главные вопросы себе и времени. Алексей Бородин, Лев Додин, Кама Гинкас и Роберт Стуруа записали монологи, приуроченные к юбилею коллеги и друга.
В начале творческой встречи Марина Токарева обратилась к реплике Фирса из «Вишневого сада»: «Жизнь-то прошла, словно и не жил». Так бывает, но не с большими режиссерами, а Валерий Фокин занимается театром больше полувека.
«Невозможно не разделить жизнь реальную и жизнь творческую; хотя они влияют друг на друга, все же они опосредованы», – отметил Валерий Фокин. – Осуществил ли творческую жизнь? Многое получилось, но надо и дальше карабкаться, ползти по воображаемой лестнице. Хочется наверх – там Мейерхольд, на девятом этаже. Путь непрост. Но охота туда, хотя бы до пятого добраться!»
Ранний успех и поиск компромисса
Валерий Фокин признался, что успех пришел к нему рано – с дипломного спектакля. Но президент Александринского театра, рано снискав славу, остается требовательным к себе и к своим постановкам.
«Я всегда недоволен, вот уже шестьдесят лет. Это и больно, и раздражает, но мое недовольство – не пустое критиканство. Так будет всегда, до последнего дыхания в работе», – признался Валерий Фокин.
На вопрос Марины Токаревой, деформирует ли власть в театре режиссерское ремесло или укрепляет, юбиляр ответил, что в театре «добровольная» диктатура необходима, главное, чтобы она служила театру.
«Театр во многом состоит из амбиций, самолюбия, из людей ранимых и нервных. И ты сам такой же. Здесь действовать грубо и прямолинейно невозможно. Театр – это компромисс, и власть – поиск этого компромисса», – объяснил Валерий Фокин.
Миссия театра
Разговор продолжил Лев Додин. В записанном для вечера обращении он размышлял о том, зачем люди приходят в театр.
«Зачем человек ходит в театр? Спасаться. Так было всегда, в минуты роковые тем паче. От самого себя, от жизни, от всего того, что его грызет, мучает. Цель театра не меняется, как и не меняется функция литературы, искусства: театр поддерживает в зрителе человеческую сущность, которую жизнь норовит уничтожить», – высказался Лев Додин.
Его коллега Алексей Бородин подчеркнул, что люди меньше ощущают одиночество, находясь в театре: зрители вместе восторгаются, вздыхают, напряженно следят за действиями героев.
Президент Александринского театра порассуждал о том, является ли режиссёр заложником контекста или его создателем.
«Скорее, создатель контекста, но все же режиссеру нельзя абстрагироваться от уже существующих внешних условий. Если теряешь возможность чувствовать жизнь – не получится ничего создать», – уверен Валерий Фокин.
У юбиляра также спросили, как сделать репетицию плодотворной.
«Репетиция – трудный процесс, если подходить к нему честно, а не формально. Знания пьесы недостаточно: надо суметь «схватить точку», совершить чудо – даже если ты частично добился этого, репетицию можно считать плодотворной», – ответил Валерий Фокин.
Из подполья к свету
Президент Александринского театра вспомнил, какое впечатление на него произвела повесть Федора Достоевского «Записки из подполья».
«Достоевский обжег меня абсолютно «Записками из подполья», – вспоминает режиссер. – В этом произведении я обнаружил много того, что меня мучило лично; я не успокоился, но понял, что это естественно».
От исследования человеческого сознания и закоулков человеческой природы Валерий Фокин перешел к исследованию корней, болевых точек истории. Так появились спектакли «Рождение Сталина», «Один восемь восемь один». Он считает, что Александринский театр должен продолжать линию крупной исторической мысли, поскольку в масштабах истории есть свое «подполье» и свой внутренний мир.
«Я прошел и советские годы, и зацепил оттепель – все повторяется, меняется окраска. Главное, чтобы ты сохранил себя, хотя на жизненном пути каждого подстерегает множество человеческих ошибок», – уверен Валерий Фокин.
Часто импульсом для творчества становятся ситуации из повседневности. Но, по мнению режиссера, как в драматургии, так и в обыденности нет вопроса важнее, чем тема жизни и смерти.
Поколение
В 2024 году художественным руководителем Александринского театра был назначен Никита Кобелев. Валерий Фокин объясняет это решение желанием дать дорогу молодой режиссуре и отдалиться от творческо-организационных, властных моментов в театре. Он пояснил, что режиссер зачастую профессия одинокая, где прежде всего держишь ответ перед самим собой.
«Раньше я думал: как же я буду жить без театра? Теперь же вполне могу представить себе и такое развитие событий. Но все же потребность поставить пару спектаклей остается. А вообще, молодость приходит с годами. Честным надо быть внутри себя, честным по жизни и в своей профессии», – подчеркнул Валерий Фокин.