Сборка, пайка, испытания: как в Петербурге собирают FPV-дроны
В Петербурге работает «Конструкторское бюро-123» – предприятие, которое не только собирает FPV-дроны, но и обучает операторов беспилотников. О производственных мощностях и подготовке пилотов «Петербургскому дневнику» рассказал директор КБ Игорь Мамутин.
ПРОИЗВОДСТВО
«Мы производим в основном FPV-дроны и ведем разработки по иным аппаратам: наземным, воздушным, подводным, водным. Одна линия при полной загруженности производит 1000 аппаратов в месяц, две линии – 2000. Мы создали предприятие в коллаборации с Учебным комбинатом РБС, на его площадке сначала разрабатывали какие-то проекты, а в дальнейшем уже создали конструкторское бюро непосредственно здесь», – рассказал директор «КБ-123» Игорь Мамутин.
Он добавил, что сотрудники бюро несколько раз выезжали на линию соприкосновения, там познакомились с представителями 123 ОМсБр (Бригада «Самарканда»), на месте оказывали помощь в виде БПЛА и там же познакомились с руководителями различных подразделений, которые занимаются непосредственно беспилотной техникой.
Главной проблемой в работе сегодня остается доступность именно российских комплектующих. На данный момент используются в основном китайские детали, не менее качественные российские аналоги, конечно, есть, но они намного дороже. Конечно, хотелось бы собирать из наших деталей, благо сейчас начинают возрождаться компании, которые выходят именно на механизированный уровень создания комплектующих для БПЛА. Это позволит выйти на рынок с меньшими ценами на комплектующие. Сейчас пока у нас на большинстве предприятий работают руками, поэтому даже с учетом доставки комплектующих из Китая они выходят дешевле», – рассказал Игорь Мамутин.
Он отметил, что для сборки БПЛА необходимо обладать соответствующей квалификацией в радиомонтаже, а самый сложный процесс в работе – это пайка, остальное осваивается достаточно легко, можно научить прямо здесь, на месте.
Цены на аппараты получаются разные, в зависимости от функционала и комплектующих. Минимальная – около 35 тысяч рублей, но на аппарат можно, например, установить оптические датчики, которые будут определять препятствия на пути, облетать по заданной траектории. Соответственно, в зависимости от добавочного оборудования цена может значительно вырасти.
ТЕСТИРОВАНИЕ
Директор «Конструкторского бюро-123» подчеркнул, что каждое собранное изделие тщательно тестируется.
«Чаще всего на таких производствах тестируются максимум 10%, а некоторые вообще никак не апробируют дроны, просто ставят отметку. Мы же испытываем каждое, у нас подписано соглашение о сотрудничестве с несколькими полигонами, над которыми небо открывается по запросу», – рассказал Игорь Мамутин.
Он подчеркнул, что апробация каждого изделия проводится отдельно, испытания – первый запуск, запуск с нагрузкой, с максимальным весом и нагрузкой на моторы – записываются на видео. Только после полной проверки и фиксации дрон упаковывается с соответствующей отметкой, пломбируется и отправляется на склад для последующей отправки.
«Мы вышли сейчас на такой уровень работы, когда можем получить широкую обратную связь от бойцов, которые используют дроны. На каждое изделие ставится QR-код, по которому можно будет перейти в бот, через который можно с нами связаться. Через него мы также принимаем предложения по модернизации, улучшению оборудования», – отметил Игорь Мамутин.
ШКОЛА ПИЛОТОВ
По словам директора «Конструкторского бюро-123», школа операторов БПЛА была запущена в 2023 году.
«Тогда к нам приходила молодежь в возрасте от 14 лет. Сегодня к нам приходят и молодежь, и взрослые как для обучения гражданским специальностям на БПЛА, так и желающие принять участие в СВО. Соответственно, программы у нас заточены под спрос», – рассказал Игорь Мамутин.
Он поделился, что студенты школы сначала учатся на симуляторах, затем на маленьких спортивных дронах по различным трассам. Также изучается теория: из чего состоит дрон, как его собирать, для чего нужен каждый компонент и так далее. Обучающиеся сдают теоретические и практические экзамены. По окончании обучения они получают свидетельство государственного образца об освоении профессии оператора беспилотных авиационных систем.
«С уверенностью могу сказать, что именно летать начинают абсолютно все. С теорией уже сложнее, но в целом осваивают также довольно быстро. В целом в таком обучении поможет любовь и интерес к технике – такие люди легко все запоминают и полагаются впоследствии в основном на себя, а кто-то всегда пользуется подсказками. Паять также рано или поздно начинают все», – рассказал Игорь Мамутин.
Он добавил, что, как и в любом обучении, легче она дается молодежи. Чаще всего студент в возрасте от 14 до 20 лет через 3-4 дня может уже перейти к практике, человеку постарше необходимо около недели. В целом интерес к специальности большой, поскольку даже в гражданском секторе уже огромный потенциал для использования БПЛА, и он будет только расширяться.