Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Иерей Артемий Наумов: «Страх – обычное явление. Храбр тот, кто боится, но преодолевает его в себе»

Настоятель Орденского собора святого апостола Андрея Первозванного, полковой священник Ленинградского гвардейского полка рассказал о работе священнослужителя в зоне боевых действий и помощи, которая готовится в тылу
Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

 В чем заключается работа полкового священника?

– Мне, как полковому священнику, хотелось бы вспомнить слова митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Он сказал: «Среди прочих послушаний, твое наиважнейшее теперь в зоне специальной военной операции, где должно окормлять бойцов и нести им слово благодати Божией. Передавать доброту петербуржцев, их слова поддержки и гуманитарные грузы».

С благословения владыки каждая поездка в зону СВО наполнена духовным смыслом и практической помощью, которую готовим вместе с горожанами. В Ленинградском полку я крещу, исповедую наших воинов.

Не менее важная забота о семьях военнослужащих, о добровольцах, которые тут, у нас в городе, живут и делают все возможное, чтобы помочь фронту. Им тоже требуются слова напутствия и помощь, чтобы их физические и духовные силы крепли. Своим трудом и молитвами они вместе с бойцами куют общую победу.

– Какова роль добровольцев, помогающих в храме?

– Люди весь день трудятся на своей основной работе, но потом приходят и помогают. В свое свободное время плетут маскировочные сети, собирают гуманитарные грузы, волонтерами приходят в госпитали. Многие тратят свои отпуска, все свободные минуты, чтобы помочь нашим воинам.

– Как работаете с воинами на передовой?

– Любой солдат или офицер находится в трудных психологических условиях постоянной опасности, угрожающей его жизни и здоровью. Изо дня в день. Это требует огромной выдержки и напряжения сил. Как физических, так и духовных. Несмотря на это, каждый выполняет свой долг.

Тут вопрос в том, что письмо из дома, разговор с родными и, конечно, духовная поддержка, вера, позволяет укрепить себя, выстоять, победить. Так было во все войны, когда народ вставал на защиту Отечества. Так есть и сейчас.

Очень часто надо просто выслушать человека, особенно тех, кто только проходит боевое слаживание, готовится к вступлению в бой. Это люди, которые только что ушли от мирной жизни и вернулись к ратному делу. Они особенно остро переживают за свои семьи, им требуется духовная поддержка. Всем нужна. Это тяжело, но именно превозмогая эти тяготы ради брата своего, человек становится тем, кто защищает всех остальных от бедствия.

Страх – обычное явление. Храбр тот, кто боится, но преодолевает его в себе ради других. Как сказал мне один из бойцов: «Со страхом надо подружиться и выполнить задачу». Страх – нормальное состояние человека в той или иной кризисной ситуации, но к нему надо относиться адекватно, чтобы идти дальше и добиться успеха. К слову, это касается не только военных действий, с Божией помощью нет преград непреодолимых.

Священник должен причащать, исповедовать, крестить, то есть совершать основные таинства Церкви, которые укрепляют силы человека. Это основа основ. Накануне своего вознесения господь Иисус Христос сказал своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять все, что Я заповедал вам».

– Есть ситуация, в которой священник может взять в руки оружие?

– Одна из важнейших задач – вытаскивать раненых бойцов с поля боя. Спасать тело и душу  – наш долг. Вспомним, что в мае прошлого года погиб при исполнении пастырского долга иерей Антоний Савченко. Он был убит в результате ракетного удара системы HIMARS. Ему было 32 года. Раненый, истекая кровью, батюшка помог вытащить в безопасное место четырех бойцов. Пятого – раненого – ценой собственной жизни он закрыл собой. И это далеко не единичный случай.

Можно ли брать в руки оружие? Христос говорил нам: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Священник может отдать свою жизнь за другого, но не убить сам. Нет.

– Знаю, что студенты петербургских вузов активно включились в работу по плетению маскировочных сетей. Насколько это важно?

– Студенты Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, а также Северо-Западного института управления (РАНХиГС) стали активными участниками волонтерского движения при соборе.

Хочу поблагодарить ректоров этих учебных заведений за то, что воспитывают настоящих патриотов, отзывчивых людей. Студенты сами обратились к нам в храм и выразили желание помочь. Попросили предоставить им место, где они могли бы плести маскировочные сети. Мы поставили станину, это специальное оборудование для плетения, прямо в Андреевском соборе. Чтобы все прихожане видели, что такая работа ведется. Видели пример, который показывает молодежь. Это сработало. Сначала один человек, потом другой, и все больше и больше людей включается в эту благородную работу. Плетение не прерывается даже во время богослужения, при этом не мешая его проведению.

Должен сказать, что и сети крепче от молитвы. Думаем увеличить и количество станин, на которых они плетутся, желающих все больше.

Наше сотрудничество с вузами только крепнет, все больше и больше студентов петербургских вузов присоединяется к нам. Университет дизайна дает нам без всяких условий, то есть безвозмездно, материал для сетей. Большая часть готовой продукции отправляется в Ленинградский гвардейский полк.