Врач-кардиохирург Илья Скигин: «Здоровье сердца зависит не от генетики, а от образа жизни»
В интервью «Петербургскому дневнику» заведующий отделением нарушений ритма сердца, кардиохирург, кандидат медицинских наук городской многопрофильной больницы №2 Илья Скигин объяснил, почему инфаркт может пройти незамеченным, какие симптомы нельзя игнорировать и как выбрать клинику, если проблема уже есть.
Генетика влияет на сердце меньше, чем образ жизни
– Илья Олегович, правда ли, что болезни сердца молодеют?
– Да, это правда. Прежде всего речь идет об ишемической болезни сердца, которая возникает из‑за атеросклеротического поражения коронарных артерий. Эту болезнь давно называют болезнью цивилизации, и не зря. Сегодня под угрозой оказываются все, в том числе и молодые люди. В последнее время их становится все больше среди пациентов.
Почему так? Дело в том, что наш образ жизни серьезно изменился по сравнению с тем, что был двадцать или тридцать лет назад. Главной причиной я бы назвал социальный фактор, то есть эмоциональные и физические нагрузки, связанные с ускорением темпа жизни и необходимостью много работать, чтобы обеспечить себя и свою семью.
Мы забыли, что такое правильное питание, часто перекусываем на бегу, злоупотребляем фастфудом, а это совсем не полезная еда. Из‑за суматохи меньше следим за здоровьем или вообще не уделяем ему внимания. Ко мне на прием нередко приходят пациенты со словами: «Доктор, я вообще никогда к врачам не обращался. А теперь не знаю, за что хвататься». Поэтому чем раньше мы начнем прислушиваться к своему организму, тем ниже будет риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.
– Помимо стресса, с которым обычному человеку сложно что-либо сделать, называют также и другие причины возникновения сердечно-сосудистых патологий, например, плохую наследственность, повышенный уровень холестерина, экологию. Что из этого списка действительно серьезно влияет на наше здоровье?
– По поводу генетики, вопрос неоднозначный. На самом деле она не играет такой прямой и решающей роли в развитии сердечно‑сосудистых заболеваний, как многие думают. Конечно, если у близких родственников были серьезные проблемы, мы это учитываем. Но говорить, что только генетика определяет нашу судьбу, нельзя. Она гораздо важнее для редких заболеваний, например, некоторых жизнеопасных нарушений ритма сердца, связанных с наследственными каналопатиями. Над этой проблемой действительно работают целые лаборатории и институты, изучающие генетические аспекты и дающие пациентам конкретные рекомендации по профилактике и лечению этих заболеваний.
В более распространенных случаях генетика скорее влияет косвенно, например, через особенности обмена веществ. Возьмем, к примеру, холестерин. Многие считают, что он – абсолютное зло и нужно полностью отказаться от жирной пищи. Но на самом деле до 75 процентов холестерина синтезируется в собственной печени. Он нужен организму, из него строятся многие гормоны, в том числе половые. Поэтому ограничение пищевого холестерина дает лишь частичный эффект.
Гораздо важнее так называемые наследственные гиперлипидемии. Скажем, один человек ест все что угодно, и холестерин у него в норме. Другой строго следит за питанием, принимает лекарства, а холестерин все равно высокий. Часто это передается по наследству, например, от отца к сыну. Но даже при такой наследственной предрасположенности нужно анализировать образ жизни. А здесь мы можем увидеть, что и тот, и другой курили, вели малоподвижный образ жизни, вовремя не обращались к врачам. Иными словами, здоровье сердца в наших руках, несмотря на генетику.
Что касается экологии – ее влияние тоже нельзя игнорировать. Посмотрите на города с крупными промышленными предприятиями: там ситуация с экологией крайне неблагоприятная. Например, в Череповце с его металлургическим комбинатом или в Мончегорске с никелевым производством. К сожалению, продолжительность жизни в таких местах заметно ниже. В целом в больших городах экологические риски выше, чем в малых. К тому же в мегаполисах мы чаще употребляем продукты массового производства, тогда как в небольших населенных пунктах больше возможностей для питания с местных ферм.
– Правда ли, что сердечно‑сосудистые заболевания чаще встречаются у мужчин, чем у женщин? Это миф или реальность?
– Это не миф. Особенно заметно это становится после 40 лет. В этом возрасте у мужчин часто совпадает несколько факторов: пик карьерной нагрузки, высокий уровень стресса и нередко не самый здоровый образ жизни.
К сожалению, именно в этом возрасте сердечно-сосудистые события могут иметь самые тяжелые последствия. Почему? Дело в том, что молодое сердце не адаптировано к ишемии. Иначе обстоит дело с пожилым человеком 70-80 лет. При длительной ишемической болезни сердце постепенно привыкает к хронической нехватке кислорода и питательных веществ. И даже инфаркт может пройти относительно легче. А вот 45‑летнего мужчину это же заболевание может оставить глубочайшим инвалидом.
Ведь что такое инфаркт? В сердечной артерии образуется бляшка. Если ее поверхность повреждается, тут же формируется тромб. Он перекрывает просвет артерии, кровоснабжение части левого желудочка прекращается, и этот участок сердечной мышцы погибает. На месте погибшей ткани постепенно формируется рубец, который не участвует в работе сердца. Как следствие, производительность сердца падает.
Представьте: у здорового человека производительность сердца (так называемая фракция выброса левого желудочка) составляет около 60 процентов. После инфаркта этот показатель может снизиться более чем в два раза. И это будет тяжелейший больной, инвалид, и, к сожалению, помочь ему будет очень сложно. В настоящее время имеется ряд методик помощи этим пациентам (ресинхронизирующая электрокардиостимуляция, вспомогательные имплантируемые устройства, «разгружающие» сердце, трансплантация сердца), однако далеко не все из этих пациентов получают эту помощь в силу многих причин, организационных или медицинских.
В ряде случаев в области рубцового истончения миокарда формируется так называемая аневризма левого желудочка, в которой могут формироваться тромбы, что может привести к тромбоэмболиям – инсульту или инфаркту. Самым грозным осложнением является разрыв аневризмы, сопровождающийся колоссальной летальностью.
– А как предотвратить образование этих опасных бляшек?
– Практический совет только один: однозначно после сорока лет раз в год проходить кардиологический чекап, который включает липидограмму, клинический и биохимический анализ крови, ЭКГ, эхокардиографию, УЗИ брахиоцефальных сосудов. Если на фоне нагрузки сердце начинает работать хуже, а это выявляет стресс‑эхокардиография, то врач может назначить коронарографию. Это «золотой стандарт» диагностики ишемии.
– Предположим, обнаружили высокий холестерин, какое лечение назначают?
– При повышенном холестерине назначают статины – препараты, которые его стабилизируют. Для каждого типа нарушения обмена холестерина есть свой препарат. Поэтому без липидограммы не обойтись.
– А что насчет женщин? Почему у них ситуация выглядит более благоприятной?
– До менопаузы женщины относительно защищены, их сердечно‑сосудистая система «поддерживается» общим гормональным фоном. Но как только менструальный цикл прекращается, риски существенно увеличиваются. Более того, у женщин ишемическая болезнь часто протекает сложнее, чем у мужчин: у них чаще поражаются артерии мелкого диаметра. А с ними почти ничего нельзя сделать: ни стент поставить, ни шунтирование провести. Крупные сосуды лечить проще, их можно «отремонтировать» с помощью стентов или операции коронарного шунтирования.
Самый верный способ поймать «тихий инфаркт» – диспансеризация
– Какие симптомы сердечно-сосудистых заболеваний чаще всего игнорируются, но должны служить сигналом для немедленного обращения к врачу?
– Один из самых тревожных симптомов – это стенокардия. Она проявляется как давящая, сжимающая, тупая боль за грудиной. Это классическое клиническое проявление ишемической болезни сердца. Боль может отдавать в левую руку, левую лопатку или нижнюю челюсть. Если вы ощущаете что‑то подобное, нужно просто немедленно бежать к кардиологу. Такие симптомы могут сигнализировать о дебюте заболевания, который нередко заканчивается инфарктом.
– Достаточно ли сделать ЭКГ, чтобы выявить проблему на раннем этапе?
– Обычной ЭКГ в данном случае недостаточно. Во внеприступном периоде исследование может не показать никаких отклонений, если только ранее не произошло какое‑то событие, о котором человек не знает. Для достоверной диагностики ишемической болезни сердца нужны более углубленные методы обследования.
Сначала назначаются анализы, то есть полный кардиологический перечень; из инструментальных методов обязателен суточный мониторинг ЭКГ, который должен быть сделан в реальных условиях человеческой жизни, а не на больничной койке. Это позволяет понять наличие плохого кровоснабжения сердца.
– Врачи часто говорят о симптомах «тихого инфаркта», протекающего бессимптомно. Как распознать такие ситуации?
– К сожалению, зачастую – никак. Дело в том, что примерно у 25 процентов людей таких «звоночков» просто не возникает. Это связано с особенностями иннервации сердца: у самого сердца нет болевых рецепторов, поэтому оно не болит в привычном смысле. Из‑за этого и получается, что инфаркт может случиться практически без предвестников.
Человек порой даже не осознает, что с ним произошло серьезное кардиологическое событие. Например, он приходит на диспансеризацию, а врач вдруг говорит: «У вас, похоже, был инфаркт». А человек и не знал – может, просто чувствовал какое‑то недомогание, но списал его на усталость и продолжил работать.
Что делать в такой ситуации? Единственный надежный способ «поймать» тихий инфаркт – регулярно проходить диспансеризацию, особенно после 40 лет. В рамках диспансеризации проводится достаточно широкий спектр обследований, который позволяет выявить скрытые проблемы с сердцем, даже если сам человек ничего не ощущает.
– Когда речь идет о болезнях сердца, многие задумываются: куда лучше обратиться – в частную или государственную клинику? Что вы думаете по этому поводу?
– На сегодняшний день принципиальной разницы между частными и государственными клиниками уже нет. Еще лет десять назад я, возможно, ответил бы иначе. Но сейчас частные кардиологические клиники оснащены не хуже государственных, там есть все необходимое оборудование, и уровень диагностики практически одинаковый.
Так что дело не в форме собственности клиники. Главное – найти хорошего врача. Именно от квалификации доктора во многом зависит, насколько грамотно будет проведена диагностика и назначено лечение.
Для сердца важна аэробная активность, а не силовые нагрузки
– 14 февраля – День распространения информации о врожденном пороке сердца. Что это такое и кто сталкивается с патологиями?
– Врожденные пороки сердца – это аномалии, которые возникают еще до рождения ребенка. Не всегда они связаны с генетикой: в первом триместре беременности, когда идет формирование органов и тканей, в силу ряда причин возникают различные аномалии развития организма, в том числе и сердца.
Если говорить упрощенно, их можно разделить на две группы. К первой относятся тяжелые пороки, требующие срочного хирургического лечения. Некоторых детей оперируют в первые часы жизни, иначе ситуация может стать несовместимой с жизнью. А вторая группа – это пороки, требующие этапного лечения. Ребенок переносит несколько операций в течение жизни, чтобы скорректировать состояние. Это отдельная большая тема – детская кардиохирургия. Там работают очень увлеченные специалисты, которые помогают детям с такими диагнозами.
Но есть и легкие врожденные пороки, которые могут никак не мешать человеку до взрослого возраста. Например, один из самых распространенных – дефект межпредсердной перегородки. Человек может прожить с ним всю жизнь, даже до глубокой старости. Однако есть нюанс: в ряде случаев через этот дефект, при достаточно большом его диаметре, тромбы из правых камер сердца могут мигрировать в левые камеры, что повышает риск тромбоэмболических осложнений. В таких случаях требуется хирургическая коррекция порока. Сейчас чаще используют эндоваскулярные методы, они дают хороший результат.
– Илья Олегович, обобщая 20-летний опыт работы в кардиохирургии, какой самый важный совет по профилактике вы бы дали, чтобы снизить риск оказаться на операционном столе?
– Самое главное, нужно всем осознать, что с годами здоровья не прибавляется. Мы получаем какой-то «пакетик» на старте, а дальше все зависит от того, как мы будем к нему относиться. На самом деле сейчас вся медицина идет по пути протезирования функций. Радикально вылечить мы можем, например, аппендицит или инфекционное заболевание. А болезни сердца в подавляющем своем большинстве являются хроническими состояниями, течение которых необходимо постоянно контролировать.
Многие думают: вот сейчас пойду в зал, начну тягать «железо», и здоровья прибавится. К сожалению, от таких занятий можно получить обратный эффект. Для того, чтобы поддерживать тот уровень здоровья, который нам дан с рождения, активность нужна обязательно. Лучше всего подойдут аэробные физические нагрузки: бег, ходьба с палками, езда на велосипеде, плавание. А вот силовые упражнения кардиология не приветствует.
– Как определить безопасную интенсивность, к какому пульсу мы должны стремиться?
– Это правильный вопрос. Существует ряд универсальных формул расчета должных показателей частоты сокращений сердца в зависимости от интенсивности физических нагрузок. Их можно найти как в литературе, так и в Интернете. Важно понимать, что пульс только ориентир, самое главное – самочувствие. Если во время пробежки возникает одышка или дискомфорт, нагрузку надо снизить.
Так что мой главный совет: двигайтесь, но без фанатизма, выбирайте то, что по силам, и делайте это регулярно. Ваше сердце скажет вам спасибо.
Ранее врач Калмыков рассказал, к каким проблемам приводят серные пробки в ушах.