Лучшие результаты в мировой практике: как в Петербурге лечат детей с пороками сердца
Детские сердца
В Первой детской больнице состоялась 141-я по счету сложнейшая высокотехнологичная операция по лечению аномалии Эбштейна – одного из самых грозных видов порока сердца.
«Аномалия Эбштейна – это очень тяжелый порок сердца, который мало кто берется лечить. Впервые в мире операция была сделана в 2012 году в США. Всего в мире сделано 2 тысячи операций, у нас сегодня будет 141-я», – рассказал главный детский кардиохирург Комитета по здравоохранению, завотделением кардиохирургии Детской городской больницы №1 Рубен Мовсесян.
Лечение аномалии Эбштейна проводится двухэтапно. Сначала в антиаритмической операционной, потом – открытым способом.
«Сначала надо найти очаги неправильного проведения ритма и их уничтожить электрическим разрядом. После мы этих детей берем на операцию, уже понимая, что нарушение ритма не возникнет вновь. В тех случаях, когда это невозможно сделать, когда ребенок уже страдает, мы делаем сразу и открытую операцию, и операцию по лечению нарушения ритма. Это гордость для города, что у нас самый большой результат в стране по числу прооперированных детей с этим пороком. За все время мы потеряли только одного ребенка. Конечно, это трагедия, но тем не менее сейчас это лучший результат в мировой практике по лечению этого порока», – сказал кардиохирург.
Сегодня операцию врачи провели 5-летней Маше из Краснодарского края. Ее мама Дарья Осина уже второй раз приезжает в Санкт-Петербург и говорит, что полностью доверяет врачам.
«Когда дочке поставили такой страшный диагноз, я начала искать врачей по всей стране. Во многих клиниках меня запугивали, и только здесь доктора позволили поверить, что с дочкой все будет хорошо», – рассказала Дарья.
Самым маленьким ребенком, которому провели такую операцию, был однодневный новорожденный. Он практически погибал, и врачам ничего не оставалось, как оперировать немедленно.
«Мы решились пойти на радикальную операцию, хотя в мире, по статистике, выполнено лишь 35 подобных вмешательств. В нашей стране – пять, из них четыре – в Петербурге, в нашей больнице. Это небольшие цифры, но это очень хороший шаг и показатель для кардиохирургии всего мира, для всего нашего сообщества, что мы тоже не стоим на месте», – подытожил Рубен Мовсесян.
Не ждать катастрофы
По статистике, на тысячу новорожденных рождается от 8 до 10 детей с врожденным пороком сердца. Четверть из них требует хирургического вмешательства в первый год жизни.
«Если их не прооперировать, то более 50 процентов из них становятся инвалидами или не доживают до возраста больше года. Поэтому кардиохирургия сейчас сконцентрирована именно на возрасте детей до года. И мы здесь должны проявлять очень серьезное внимание со стороны неонатологов, педиатров, детских кардиологов, кардиохирургов для того, чтобы не пропустить ни одного ребенка и вовремя оказать помощь. В нашем городе это получается. И я надеюсь, что задача, которую мы поставили себе, – создание центра детской кардиологии и кардиохирургии в Первой детской городской больнице – позволит нам получить наилучшие результаты. Сейчас мы одни из лидеров, хотелось бы эту планку не опускать, а повысить ее для того, чтобы город мог гордиться своей детской кардиохирургической службой», – отметил Рубен Мовсесян.
Во всем мире и в нашей стране около 70 процентов пороков сердечно-сосудистой системы можно выявить внутриутробно начиная с 18-й недели гестации. Но 30 процентов не выявится, и такой ребенок может появиться в любом роддоме.
«Мы должны быть готовы к тому, что неонатальный скрининг поможет выявить вовремя этого ребенка и вовремя его маршрутизировать. Следующим этапом развития такого центра может быть оказание помощи сразу после рождения для возможности маршрутизации. Если это будет сделано во всей стране, мы внесем значительный вклад в состояние здоровья детей», – говорит Рубен Мовсесян.
В Санкт-Петербурге кардиохирурги Первой детской больницы с 2024 года начали выезжать в поликлиники для того, чтобы помочь педиатрам в амбулаторной сети разобраться со сложными или спорными случаями и вовремя госпитализировать ребенка для полноценного осмотра или операции.
«Очень важно делиться своим экспертным мнением с кардиологами на местах. Я вас уверяю, что кардиолог в поликлинике, который не видит таких детей каждый день, может просто запаниковать, если увидит какую-то сложную патологию, например ту же аномалию Эбштейна. И телефонными консультациями это не решить. А когда специалист всегда может приехать с оборудованием, вместе посмотреть и обсудить – для кардиологов на местах это очень важно», – сказал Рубен Мовсесян.
Он отметил, что с созданием детского кардиохирургического центра юным пациентам можно будет проводить диагностику на современном оборудовании и в случае необходимости экстренно оперировать.
«Государство вложило огромные деньги на оказание помощи детям с кардиологическими проблемами. Порядка 98 процентов всех детей, которых мы оперируем, становятся абсолютно здоровыми членами общества, нормально социализированными», – уверяет Рубен Мовсесян.
Сейчас в Первой детской больнице выполняется до 650 операций на сердце у детей в год, больница на Авангардной остается лидером по оказанию хирургической помощи при очень сложных пороках сердца. Всего в стране выполняется 6600 операций с искусственным кровообращением, из них около 300 – в Первой детской.