«Точно в цель»: как российские артиллеристы громят позиции ВСУ в Сумской области
Артиллеристы группировки войск «Север» под руководством командира огневого взвода ежедневно и в различных условиях уничтожают цели, выявленные расчетами войск беспилотных систем, создавая зону безопасности вдоль государственной границы РФ в Сумской области.
Грохот разрывает тишину, снег взвивается столбом. Отдача от выстрела толкает гаубицу назад, пороховые дымы зависают в морозном воздухе. Артиллеристы в белых маскировочных халатах похожи на призраков. Облака пара от дыхания витают над фигурами людей.
«Енисей» приник к радиостанции, слушает корректировку от расчета воздушной разведки.
– Перелет, тридцать, – командует командир огневого взвода. Голос хриплый от холода. Наводчик возится с прицельным механизмом. Работать в перчатках неудобно, он их скидывает. Обледенелый металл обжигает кожу, как раскаленное железо. Заряжающий укладывает в камору ствола еще один осколочно-фугасный снаряд – несколько десятков килограммов стали и взрывчатки. Всё готово. Выстрел!
Гаубица М-46 – старое, но проверенное орудие. В умелых и опытных руках она превращается в снайперскую винтовку. Контрбатарейные дуэли и вовсе ее стихия.
– Туда же, – слышится в радиоэфире еще одно целеуказание от воздушных разведчиков. На своем экране они видят, как обнаруженную ими огневую позицию объяли клубы дыма.
– Выстрел! – командует «Енисей».
Промерзшие стены бруствера вздрагивают, словно отряхиваясь от сугробов. Снаряд уносится в белую даль, разрезая небо над заснеженными полями. Еще одно прямое попадание. Разведка подтверждает: вражеское орудие и его расчет уничтожены.
– Что и требовалось доказать, – подводит итоги боевой работы командир взвода.
Гаубица дышит жаром, снег вокруг нее превращается в лужицы. Артиллеристы укрывают орудие, пряча его под маскировочной сетью. Пальцы немеют от холода.
Метель усиливается. Воины спешат в укрытие. Белые халаты липнут к спинам. Спустившись в блиндаж, все спешат к дизельной печке, подставляют руки под теплые потоки воздуха. «Енисей» разливает по кружкам горячий чай из термоса, раздает их подчиненным, сам берет последнюю. За разговорами время летит незаметно.
Командир взвода вспоминает бой под Волчанском. «Енисей» занимал должность заряжающего расчета самоходной артиллерийской установки «Гвоздика». Тогда артиллеристы прикрывали действия штурмовиков. Как и сегодня, работали по огневым точкам противника. Снаряды рвали воздух, осколки свистели, как осы. В том бою «Енисей» получил серьезное ранение. Товарищи вытаскивали его под огнем противника.
– Это за тот бой тебя наградили медалью «За отвагу»? – спрашивает наводчик.
Офицер кивает, после чего продолжает рассказ. Госпиталь, долгое восстановление, возвращение в строй. А потом участие в освобождении Курской земли от украинских боевиков.
– Мой дед здесь тоже воевал, – подчеркивает «Енисей». – Так что я во многом повторяю его путь. Фашизм не умер, просто сменил мундиры.
Курсы подготовки младших офицеров, получение первого офицерского звания, ответственность за личный состав. Когда командир взвода рассказывает об этом периоде своей жизни, его голос дрожит от гордости.
– «Енисей», а кем ты был до начала специальной военной операции? – интересуются у офицера его подчиненные.
– Фермером, – улыбается командир взвода. – Обычным фермером.
Смех в блиндаже – нервный, короткий. Разговор стихает, каждый думает о чем-то своем. «Енисей» вспоминает отца. Тот тоже посвятил жизнь служению Отчизне.
«Это у нас семейное – защищать Родину», – размышляет офицер.
Хрипит радиостанция. Воины смотрят на нее, уверенные в том, что сейчас им поступит очередная боевая задача. Так и есть. На связи воздушные разведчики. Обнаружили вражеский пункт управления БПЛА. Передают координаты.
– Работаем! – голос командира тверд, как сталь ствола гаубицы М-46.
Артиллеристы выбегают из блиндажа. Метель стихла. Воздух чист, мороз щиплет кожу. Зимнее холодное солнце склоняется за горизонт. Еще немного – и землю окутают вечерние сумерки.
Огневую позицию запорошило. Маскировочная сеть в сугробах, воины скидывают ее, очищают гаубицу от снега. Вскоре над полями проносится эхо очередного выстрела.
– Точно в цель! – слышится в радиоэфире возглас воздушного разведчика. – Туда же!