Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Петербург признали маяком для человечества

В 1990-е годы в нашем городе возникло много общественных организаций, однако сохранились далеко не все из них. Что позволяет успешно развиваться Всемирному клубу петербуржцев? На этот вопрос отвечают те, кто состоит в объединении уже не одно десятилетие
Фото: предоставлено Всемирным клубом петербуржцев

«Наш клуб вырос и окреп»

Лидия Емельянова во Всемирном клубе петербуржцев с 1992 года. Почетный судостроитель РФ, более полувека работала в Центральном научно-исследовательском институте конструкционных материалов «Прометей». Она вспоминает, что в начале 1990-х в городе появилось множество различных общественных организаций.

«И у большинства из них была короткая жизнь. А наш клуб празднует свое 35-летие. Он вырос, окреп, стал влиятельным и известным во многих странах мира», – отмечает в разговоре с «Петербургским дневником» Лидия Емельянова.

По ее мнению, Всемирному клубу петербуржцев очень повезло с его основателями и руководителями.

«Президентом выбрали Никиту Толстого, профессора Санкт-Петербургского университета, сына писателя Алексея Толстого. Представитель известной фамилии и человек, тесно связанный с мировой культурой, он взял на себя ответственность за пока еще никому не известный, очень рискованный, но благородный по замыслу проект. Это сразу вдохнуло в дело клуба необходимую для него основательность, помогло формированию главных направлений деятельности, породило доверие деятелей культуры и науки», – говорит член Всемирного клуба петербуржцев.

Откликнулось и Законодательное собрание, хотя городской парламент тогда сам только формировался.

«Его вклад в судьбу клуба был бесценен. Клубу не только предоставили юридический адрес, но и выделили помещение в Мариинском дворце. Творческая дружба с законодателями сохраняется до сих пор. В ротонде дворца клуб нередко собирает своих членов на различные мероприятия», – добавляет Лидия Емельянова.

Фото: предоставлено Всемирным клубом петербуржцев

«Град, испытавший трагедию и подвиг блокады…»

Иван Уралов вступил во Всемирный клуб петербуржцев в 1998 году. Он – заслуженный художник РФ, монументалист.

«Наш клуб представляет широчайший срез петербургского общества, объединяя людей разных возрастов, социальных групп, представителей разных профессий, – подчеркивает Иван Уралов. – Члены клуба находят себя в служении на благо родного Петербурга, работая над общественно значимыми делами, будь то издательский проект «Библиотека Всемирного клуба петербуржцев» или «Звезда Прометея» – награда, содействующая выявлению юных талантов в среде подрастающего поколения горожан».

Он отмечает особую роль клубного экспертного совета по эстетике городской среды, который формирует общественную оценку результатов градостроительной, архитектурной и благоустроительной деятельности последних лет.

«По итогам работы круглого стола составляется уникальный сборник в трех частях: «Белая книга», «Красная книга», «Черная книга». Он объединяет творческие достижения, удачи, предупреждения о грозящих или о свершившихся ошибках и, увы, невосполнимые утраты городской среды. Выводы экспертного совета, в который входят ведущие архитекторы, художники, искусствоведы, носят рекомендательный характер», – рассказывает заслуженный художник РФ.

Членами клуба, напоминает он, являются и проживающие за рубежом петербуржцы, и иностранцы, которые когда-то жили и работали в нашем городе.

«Это еще раз доказывает, что Петербург – необычный город. Град, испытавший трагедию и подвиг блокады, больше, чем все другие, стремится к миру и сохранению мирового наследия», – говорит Иван Уралов.

Фото: предоставлено Всемирным клубом петербуржцев

«Невидимая, но очень сильная духовная связь»

Иван Семенофф – член Всемирного клуба петербуржцев с 2003 года. Бизнесмен и генеральный директор компаний во Франции и России вступил в клуб в тот год, когда Северная столица праздновала свое 300-летие.

«Главная особенность клуба – в той невидимой, но очень сильной духовной связи, которая объединяет его членов. Нас связывают не личные интересы, не выгода и не карьерные расчеты. Нас объединяет любовь к городу – к его культуре, истории, архитектуре, к его атмосфере и к людям, которые жили здесь раньше и живут сегодня. Это чувство преемственности и ответственности перед прошлым и будущим Петербурга», – подчеркивает Иван Семенофф.

Наш собеседник называет петербуржцев «наследниками поистине грандиозной истории и великой культуры, но вместе с тем и трагических испытаний».

«История города знает и взлеты, и страдания, и тяжелейшие утраты. И все же Санкт-Петербург всегда умел возрождаться и вновь сиять. В этом его сила и его характер, – говорит предприниматель. – Поэтому петербуржцы призваны прежде всего хранить этот дух стойкости и внутреннего достоинства, развивая в себе качества сердца и ума: человечность, благородство, ответственность, открытость, уважение к культуре и к другим людям».

Важно верить в свой город и в его универсальное предназначение, считает Иван Семенофф.

«С самого основания, по замыслу своего создателя, Санкт-Петербург обладает уникальным свойством: он глубоко и подлинно русский и одновременно по-настоящему всемирный, открытый миру. Это город-мост между культурами, город диалога, света. В каком-то смысле – маяк для человечества», – подытоживает он.