Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

Олег Якимов: «С одними идеями в бизнес-инкубатор не зайти»

В Кронштадте на аэродроме Бычье поле появится полигон для испытаний беспилотников. Об этой площадке и о новом здании, в котором разместится Технопарк Санкт-Петербурга, рассказал его директор
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

– Олег Евгеньевич, что уже есть и что будет на аэродроме Бычье поле?

– Есть бетонная взлетно-посадочная полоса регионального значения для малой авиации. Ее протяженность составляет 550 метров. Также существует минимально необходимая инфраструктура для испытательных полетов. А создавать мы будем полноценную летно-испытательную базу для резидентов нашего научно-производственного центра беспилотной авиации.

– Можно будет летать только над аэродромом?

– Полеты будут осуществляться с этого аэродрома. Их радиус небольшой, но его будет достаточно, чтобы отработать как летные характеристики, так и сценарии применения беспилотников в гражданском секторе. Можно отрабатывать и тестировать на аэродроме также системы связи и подавления связи.

– У резидентов уже есть что испытывать?

– Да, и более того: по договоренности с нынешним арендатором наши резиденты проводят тестовые полеты на аэродроме с конца июля прошлого года. На сегодня выполнено уже порядка 80 испытательных полетов, в которых участвовало 19 компаний.

– Испытывают тестовые образцы беспилотников?

– Испытывают, ведь больше в городе и ближайших локациях нет такой подготовленной площадки. Резидентами Технопарка стали уже более 70 компаний, которые занимаются разработками, производством беспилотных воздушных судов, комплектующих для них, программным обеспечением, различными программно-аппаратными комплексами в сфере радиоэлектронной борьбы и антидроновой защиты. Беспилотная тематика – один из наших приоритетов.

– Какие цели в области беспилотной авиации ставите перед собой в этом году?

– Продолжим нашу резидентную политику в направлении повышения качества проектов, уровня их технологической готовности и увеличения количества резидентов. В этом году, думаю, доведем число резидентов до 85. Также планируем расширить резидентную политику не только на авиационные системы, но и на робототехнические наземные комплексы, безэкипажные катера, подводную робототехнику – на полный спектр беспилотных систем в различных средах. И земля, и воздух, и вода, и подводные системы.

 Испытания на воде тоже будете проводить в Кронштадте?

– Да, на высокой волне в Финском заливе, с учетом условий Балтийского моря. С точки зрения мультисредности это очень хорошая локация для создания комплексного испытательного полигона.

– Кроме аэродрома, у Технопарка появилось еще одно новое место.

– Ключевым событием прошлого года стало приобретение Технопарком собственного имущественного комплекса. На протяжении 18 лет у нас не было своего здания. Речь идет о месте для развития Технопарка, куда можно было бы пригласить в качестве соседей наших резидентов. Все это время мы находились на частной площадке и вынуждены были платить за аренду, а это расходы. Сейчас благодаря решению губернатора Александра Беглова и при поддержке Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга в конце декабря мы закрыли сделку по приобретению комплекса зданий и земельного участка на Заневском проспекте. Общая площадь помещений составляет 11,5 тысячи квадратных метров. Это в 2,5 раза больше, чем у нас есть сейчас. И это, конечно, потенциал как для дальнейшего развития непосредственно наших инжиниринговых центров, так и для привлечения резидентов, которые уже будут создавать производство и смогут размещаться у нас на новой площадке.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

– Какие результаты даст сосредоточение резидентов в одном пространстве?

– Это позволит углубить взаимодействие и общение между этими компаниями, что приведет к появлению новых проектов и совместных изделий, к ускорению процесса разработки. Не нужно будет искать соисполнителя по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, он найдется рядом, в соседнем кабинете.

И уже сейчас, даже не находясь на одной площадке, резиденты договариваются между собой о совместной работе в рамках сложных проектов для внешних заказчиков, используют комплектующие друг друга.

– Когда планируется переезд?

– До конца первого квартала.

– Все ли удастся перевезти на новое место? В структуре Технопарка есть даже химические лаборатории, которым нужны не просто квадратные метры, но и особые условия. Меняется ли структура Технопарка?

– Переезжать будет все. Внутренняя структура, скорее всего, поменяется. Это уже делается, исходя из приоритетов. Так, в прошлом году мы создали центр сопровождения проектов в составе двух отделов. Один из них – отдел сопровождения проектов на ранних стадиях. Это стартапы, малые технологические компании. А второй – отдел по сопровождению технологических кластерных проектов. Это структура, которая сопровождает две федеральные программы: по обратному инжинирингу и по доращиванию проектов.

– Каким стартапам готов помогать Технопарк?

– Фокус у нас на стартапы в сфере радиоэлектроники, беспилотных технологий, робототехники, биотехнологий, медицинских технологий, проекты в сфере информационных технологий, которые разрабатывают либо промышленное, либо какое-то специализированное программное обеспечение для высокотехнологичных отраслей. Но для того, чтобы стать резидентом Технопарка, одной специализации мало. Мы берем в резидентуру только проекты, которые находятся на стадии третьего уровня технологической готовности и выше. С одними идеями в бизнес-инкубатор не зайти. Также у желающего стать резидентом должно быть минимальное понимание концепции рынка, кому и куда это изделие в перспективе будет продаваться.

Мы придерживаемся этих двух принципов в работе со стартапами, чтобы через три года они смогли выйти на серийное производство и осуществили первые продажи.

– Вы уже четвертый год возглавляете Технопарк. Какие стартапы получилось довести до серийного производства?

– Был очень интересный проект – симулятор по управлению беспилотными авиационными системами. Его авторы пришли к нам в 2022 году, тогда это была сырая разработка. А теперь это хороший бизнес. Симуляторы внедряются и в учебных заведениях: школах, вузах, в специальных организациях, которые обучают управлению беспилотными системами. Эта компания достаточно активно развивается и уже смотрит на зарубежные рынки.

– Приходят ли к вам производители роботов?

– В Петербурге есть и производители, и разработчики промышленных роботов. И есть вопросы внедрения этих роботов в реальное производство. Нужно перестраивать всю производственную технологическую цепочку. Иногда проще создать предприятие с нуля и спроектировать наличие этих роботов в производственном процессе, чем перестраивать то, что уже действует.

– В новом здании Технопарка будут разрабатывать роботов?

– У нас есть резидент, который занимается разработкой робототехнического комплекса для сферы благоустройства: для кошения травы, уборки снега. И мы ему предложили испытать его робототехнический комплекс на аэродроме Бычье поле. Напомню, что по требованию Росавиации вся трава у взлетно-посадочной полосы должна быть скошена. Сейчас, конечно, не сезон, траву косить не нужно. Рассчитываем, что он поможет нам летом.

На площадке на Заневском, куда мы переезжаем, тоже можно рассмотреть какие-то варианты использования роботов в части той же уборки. Парковка большая, на 108 машин. Ее тоже надо убирать.

 Три года назад Технопарк перешел на отечественное программное обеспечение. У вас на рабочем компьютере до сих пор стоит отечественная операционная система?

– Да, пользуюсь, как и нашим российским аналогом «Офиса». И мессенджер MAX стоит на телефоне. Все как положено. Все отлично работает.