Борис Подопригора: «Отречемся от старого мира?»
Хотя от Украины нам не отречься, тут – парадокс. Еще до Анкориджа мы определились в том, что такое компромисс. По минимуму это замораживание линии фронта при уступке Украиной оставшейся под ее контролем территории Донецкой области. Плюс внеблоковый статус Украины с исключением ее милитаризации натовцами. Со своей стороны мы дальше не продвинемся, хотя и рискуем своим будущим. Американцы в целом не возражали. Иначе какой смысл Уиткоффу семь раз посещать Москву? Факт проведения нескольких встреч с представителями Киева говорит о том, что такой подход они не отвергали.
Но Киев категорически отказывается выводить войска с 20% территории Донбасса и претендует на Запорожскую АЭС, находящуюся под нашим контролем. При этом Украина рассчитывает на фактическое размещение сил Запада – формально под флагом коалиции желающих. И дает понять, что все согласовано с Вашингтоном. Но главное, что Киев совместно с европейскими столицами пытается подменить первопричины спецоперации нескончаемой и ломовой геббельсовской русофобией. Остается подвешенной посредническая роль американцев, хотя прочие «секунданты» готовы предоставлять переговорщикам разве что помещения. Посмотрим, что будет дальше.
Причина происходящего – в подмене прежней системы международных отношений диктатом непререкаемого «пахана». «Перетасовка» Трампом политической карты мира началась с Венесуэлы. Может продолжиться Ираном, Гренландией, Кубой. Никто не даст гарантии, что следующими не станут более «самодостаточные» страны. Кстати, об Иране. Запомнился образный прогноз из персоязычных СМИ: «Иран в худшем случае может проиграть военную кампанию, США – потерять восемь баз вокруг Персидского залива. А Израиль при этом провалится в адову бездну».
Тем временем неразбериха с ценами на энергоносители после венесуэльской авантюры Трампа привела к рекордной стоимости унции золота – выше 2500 долларов. Правда, в ответ на Гренландию Евросоюз может ввести почти 100-миллиардные (в евро) пошлины на американские товары. В медийном поле – «безоплатный» 20-триллионный (в долларах) долг Европы перед Штатами, что якобы и заставило Трампа обратиться к Гренландии. Это может стать самым серьезным кризисом в трансатлантических отношениях за всю историю. Одновременно Францией задержан в Средиземном море танкер из России. Иными словами, нам объявлена морская блокада. Это шаг к войне, которая односторонней не бывает...
Не будем себе льстить. За 12 месяцев экспорт российской нефти в Китай «просел» более чем на 20%. Не исключено лишение нас прав на морские перевозки как таковые. И хотя стратегическими мишенями Трампа называют нефть и Поднебесную, китайцы пока медлят. Хотя и пытаются выстроить «антиамериканские» отношения с Евросоюзом. При этом подтверждаются проблемы строительства индо-пакистанского участка «одного пояса-пути», а в самом Китае идет кампания против генералов-коррупционеров. Для Пекина это признак брожений с намеком на продолжение. А ведь Китай остается нашим главным союзником.
Несмотря на глобальный охват Трампа, внутри Штатов зреют проблемы. Так, к декабрю с работы ушли до 317 тысяч бюджетников – почти 11% от 2,92 миллиона федеральных чиновников. А ведь именно они задают политическую повестку. Планировалось, что после массовых увольнений экономия превысит несколько триллионов долларов, но на деле выгода составила около 215 миллиардов. Зато доля доллара в международных расчетах при Трампе снизилась на 4% и ныне составляет менее 46%. При 38-триллионном госдолге.
В 2025-м США покинули около 2,5 миллиона незаконных мигрантов. Или те, кто кому-то не понравился. На этом фоне обостряются противоречия, прежде всего между республиканцами-традиционалистами и демократами-латиносами, а также движением Black Lives Matter. Кстати, из 325-миллионного населения США латиноамериканцы составляют 20% (65 миллионов), и ожидается, что к 2050 году их численность возрастет до 130 миллионов. Афроамериканцев в США 50 миллионов. Через 20 лет их станет 80 миллионов. Сложим 130 и 80 – получается 210 из ожидаемых 380 миллионов.
Почти половина американцев рассчитывает на глобальный антитрампизм. Не скупясь на угрозы лично Трампу, который обещает стать самым возрастным президентом США. Воистину отречься от старого мира легче, чем его «омолодить».