Максим Орешкин презентовал пять мегатрендов, которые повлияют на будущее
Впервые в рамках Открытого диалога состоялись январские экспертные диалоги. Мероприятие прошло 30 января в Национальном центре «Россия». Заместитель руководителя администрации президента Российской Федерации Максим Орешкин представил пять мегатрендов, которые определяют траекторию мирового развития на ближайшие десятилетия. Январские Экспертные диалоги инициированы НЦ «Россия» в партнерстве с Центром межотраслевой экспертизы «Третий Рим» при поддержке администрации президента РФ.
Максим Орешкин остановился на пяти ключевых мегатрендах, отметив, что искусственный интеллект стал неотъемлемой частью жизни.
Он отметил, что первый мегатренд – «Новая мировая экономическая парадигма: глобализация 2.0». По словам заместителя руководителя администрации президента РФ, мир вступает в новую фазу: привычная модель глобализации больше не работает, ей на смену приходит более децентрализованная система. Страны БРИКС+ уже занимают значительную долю мировой экономики, лидируют по числу рождений и все активнее развиваются технологически, а экономическая неопределенность и санкции ускоряют эти изменения. Страны Глобального Юга переходят к прямой торговле друг с другом и расчетам в национальных валютах, минуя прежние финансовые центры. Максим Орешкин отмечает, что Россия остается одной из крупнейших экономик мира и играет важную роль в формировании новой расчетной системы. Одновременно усиливается влияние цифровых платформ, децентрализованных систем и негосударственных акторов в мировой экономике, отмечает он.
«Та глобализация, которую мы наблюдали последние десятилетия, фактически завершилась, но это не значит, что глобализация прекратилась вовсе, – она продолжается на новых принципах, и лидируют в ней уже другие страны. Сегодня ключевое слово – “суверенитет”: только страны, обладающие суверенитетом, смогут конкурировать и лидировать в многополярной мировой системе. Мы выделяем три уровня суверенитета – государственный, общественный и социально-экономический. Потеря любого из них ослабляет страну», – подчеркнул Максим Орешкин.
Он отметил, что ключевыми игроками на мировой арене остаются четыре крупнейшие экономики – Китай, США, Индия и Россия, которые обеспечивают свой суверенитет, но при этом появляются новые центры экономического роста, например Индонезия, формирующая собственный суверенитет и уже оказывающая заметное экономическое влияние. Особую роль играют «страны-коннекторы», такие как Объединенные Арабские Эмираты, связывающие крупные экономические центры, а также новые глобальные акторы – децентрализованные сети и социальные платформы, которые становятся самостоятельными участниками мировой экономики и политики.
Второй мегатренд – «Платформизация глобальной экономики и новый уровень автономности». По словам Орешкина, развитие и активное внедрение современных технологий во все сферы жизни позволяет автоматизировать все больше взаимодействий человека с окружающим миром. В то же время платформизация выступает базовым условием для новой экономической революции, которая сопровождается новым этапом автоматизации взаимоотношений в экономике – автоматизацией институтов. Платформы и алгоритмы становятся постоянными участниками принятия решений на уровне системы.
«Особенность платформ – повышение эффективности традиционного рыночного механизма или даже отход от традиционного рынка. Это становится возможным благодаря внедрению алгоритмов – самонастраивающихся систем, которые кардинально снижают трансакционные издержки. <…> Если страна не является суверенной в технологическом плане и не имеет собственных платформенных решений, она обречена стать пользователем чужих платформ. Что это означает? Это значит, что страна попадает в зависимость: приходится платить за использование платформ, а при возникновении конфликтов между странами платформа в любой момент может быть отключена», – поделился заместитель руководителя администрации президента Российской Федерации.
Говоря о третьем блоке, посвященном закату традиционных финансов, Максим Орешкин отметил причины и предпосылки трансформации финансовой системы. Текущая модель сталкивается с пределами: растут дефициты бюджетов и долги государств; усиливается неравенство, поскольку основные финансовые выгоды концентрируются у узкого круга людей и стран. Трансформация финансовой системы возможна за счет технологического прогресса, в частности таких технологий, как блокчейн, искусственный интеллект и цифровые платформы. В новой модели часть функций коммерческих банков, включая создание денег, может перейти государствам и в сегмент децентрализованных финансов.
«Появляются новые связи через децентрализованные системы, криптовалюты, – все это заставляет платежную функцию выбирать новые решения вместо традиционной банковской системы. Большое значение здесь имеют технологии блокчейна, которые позволяют проводить автоматические трансакции и верифицировать их без участия человека. Также это искусственный интеллект и платформенные решения – эти три технологии работают сегодня, они уже серьезно развиты. Именно они будут сильно менять работу всей финансовой системы», – сказал он.
Четвертый мегатренд – «Демографическая катастрофа после пика численности населения». Максим Орешкин рассказал, что еще 30 лет назад среднее число рождений на одну женщину в мире составляло 2,8, тогда как в 2024 году этот показатель снизился до 2,2. По словам заместителя руководителя администрации президента РФ, в ряде стран ситуация стала критической: в Южной Корее коэффициент рождаемости опустился до 0,7, в Японии – до 1,2, и эксперты уже прогнозируют там год появления «последнего ребенка». Человечество вплотную приблизилось к порогу простого воспроизводства населения, после которого начинается естественная убыль. Одной из причин стало рациональное ограничение числа детей в семьях: ребенок все чаще воспринимается как долгосрочная инвестиция, требующая значительных ресурсов для воспитания успешного человека. Дополнительно на ценности влияет и среда социальных сетей, где нередко формируются установки, далекие от идеи создания семьи и рождения детей.
«Демографическая нагрузка будет расти. Численность населения трудоспособного возраста, достигнув пика примерно в 6 миллиардов человек, к концу XXI века может сократиться до 4 миллиардов. При этом резко возрастет количество пожилых людей и изменится их соотношение с трудоспособным населением: даже в Африке этот показатель вырастет до 30%, в мире в целом – до 56%. Особенно серьезные изменения ожидаются в Азии, где соотношение пожилых и трудоспособных практически сравняется. Нарушение этого баланса означает, что создаваемого продукта будет недостаточно для поддержания прежнего уровня жизни пожилых. Рост демографической нагрузки также приведет к серьезным изменениям в социальной сфере. Расходы на образование будут снижаться из-за сокращения числа детей, но общий спрос на социальные услуги и услуги здравоохранения резко возрастет. Это напрямую повлияет на бюджеты, дефициты и потребности в финансировании», – продолжил Максим Орешкин.
Пятый мегатренд – «Развитие человеческого капитала в новую технологическую эпоху». Технологии меняют жизненный путь человека. Автономные системы и роботы выходят за пределы промышленности, входят в повседневную жизнь и берут на себя физическую рутину. Цифровые платформы становятся привычной средой, объединяя разные сферы в единые экосистемы и существенно сокращая издержки в разных видах деятельности. Искусственный интеллект упрощает и обесценивает стандартный интеллектуальный труд, который выполняется по правилам и шаблонам – от написания кода до создания типовых документов. Одновременно с этим биотехнологии расширяют физические и умственные возможности человека.
«Искусственный интеллект – это не только вызов, но и возможности. Он позволяет создавать индивидуальные траектории развития ребенка, шаг за шагом формировать план раскрытия его потенциала, а также существенно помогает учителям. Внедрение искусственного интеллекта не обойдется без проблем, но это главное изменение, которое затронет систему общего образования во всех странах в ближайшие годы. Изменения внутри профессий потребуют нового подхода. Если раньше человек выпускался из вуза, начинал с младших позиций и шаг за шагом рос, то теперь этот путь сокращается: рынок труда будет нуждаться не в младших, а в средних специалистах. Социальная сфера в целом также претерпит изменения: здравоохранение, платформенные решения, повышение эффективности рутинных операций, внедрение искусственного интеллекта – все это необходимо для обеспечения активного долголетия в новую демографическую эпоху», – добавил он.
Презентацию каждого из мегатрендов Максим Орешкин сопровождал примерами людей с разных континентов: менеджера из Азии, фермера из Африки и домохозяйки из Восточной Европы. Он отметил, что упомянутые решения в Африке улучшат образование и здравоохранение, давая континенту шанс лидировать в новом мире. В Восточной Европе мегатренды повысят уровень жизни и эффективность социальных систем, а в Азии нововведения изменят спрос на специалистов, потребуют переквалификации и адаптации к быстро меняющейся среде.
«Мир вступил в период серьезных изменений в финансах, демографии и других сферах. Государства, компании и люди должны быть готовы к этим изменениям. Если вы готовы к будущему, понимаете его и меняетесь сами, это будущее будет вашим», – резюмировал Максим Орешкин.
Ранее мы писали: Максим Орешкин заявил, что человечество вступило в период депопуляции, а пик численности населения Земли будет достигнут уже в 2046 году.